27 Июня | Антон Ширяев
Вор в костюме: как менялся образ самого богатого афериста из кино
Ремейк редко бывает столь же хорош, как оригинал, но фильмы «Афера Томаса Крауна» — исключение. Откройте любой рейтинг самых стильных фильмов в истории — и обязательно найдете там и оригинальную ленту 1968 года, и ремейк 1999 года. InStyle Man на примерах героев Стива Маккуина и Пирса Броснана разобрался, как менялся стиль успешного мужчины за тридцать и можем ли мы чему-то поучиться у Томасов Краунов в их исполнении.
В оригинальном фильме миллионер и плейбой Томас Краун грабит банк, а страховой аджастер (специалист по урегулированию споров при страховом случае) в исполнении ослепительной Фэй Данауэй пытается привлечь его к ответственности. Естественно, в процессе между охотницей и ее добычей вспыхивает роман.
В ремейке Краун ворует картины, а его противница и впоследствии возлюбленная — следовательница в исполнении Рене Руссо. Сюжет весьма незатейлив, результат предсказуем, но прелесть фильма не в этом, а в сексуальном напряжении между героями и скромном обаянии роскоши.
«Афера Томаса Крауна» — это прежде всего эстетика. Красивые мужчины, красивые женщины, красивые костюмы, красивые машины, красивые пейзажи — каждый кадр обеих лент пропитан красотой.
Большая часть заслуги в этом принадлежит дизайнерке по костюмам Теадоре ван Ранкл, которая была настоящей звездой Голливуда в 1960-е годы. После успеха фильма «Бонни и Клайд», который тут же разобрали на модные цитаты, она в качестве стилистки подбирала наряды для красных ковровых дорожек многим звездам.
Актеры любили ван Ранкл и всегда рекомендовали ее для работы в фильмах со своим участием. Та же Фэй Данауэй работала с Теадорой в «Бонни и Клайде», а Маккуин после «Аферы Томаса Крауна» сотрудничал с ней в «Буллите» и «Ворах».
И во всех случаях аутфиты главных героев становились живой классикой. При этом ван Ранкл не просто творила сама, но и собирала вокруг себя команду мечты. В «Афере Томаса Крауна» ей помогала команда консультантов, включая легендарного портного и специалиста по мужским костюмам Дугласа Хейуорда.
Художницей по костюмам в ремейке выступила Кейт Хэррингтон. Для нее «Афера Томаса Крауна» стала дебютом в Голливуде, но к этому времени она уже успела поработать моделью, фэшн-редактором в нескольких журналах и персональным стилистом Мишель Пфайфер, Синди Кроуфорд, Арнольда Шварценеггера, Николь Кидман и Тома Круза.
Как и ван Ранкл, она отправилась за мужскими костюмами к большому мастеру старой школы — Джанни Кампанье. Долгие годы Кампанья считался лучшим миланским портным, костюмы у которого заказывали себе владельцы и исполнительные директора таких компаний, как Revlon и Mattel. И, в отличие от Кейт, у Джанни был большой опыт работы в Голливуде: он одевал Кларка Гейбла и Гарри Купера еще в 1950-е годы.
Томас Краун Стива Маккуина
Работая над гардеробом Крауна, ван Ранкл стремилась, с одной стороны, сделать его максимально земным и повседневным, а с другой, создать образ человека с хорошим вкусом, красавчика и плейбоя. Одним из самых ярких аутфитов Маккуина в фильме Теадора создала во время съемок в пустыне.
Сочетание замшевых сапогов, которые стали визитной карточкой актера, брюк цвета хаки и тонких свитеров было необычным, но стильным и удобным. После выхода фильма тысячи обеспеченных американцев одевались во время поездок на свои ранчо именно так. Свитеры и водолазки вообще были еще одной визитной карточкой Маккуина — он появлялся в них во многих фильмах и во многом способствовал их популяризации в качестве каждодневной одежды.
Культовыми стали и солнцезащитные очки Persol 714 SM, в которых Стив впервые появляется на экране. Причем это было желание самого Маккуина — он был фанатом бренда и собрал целую коллекцию Persol. Впоследствии итальянский бренд даже почтил память актера и выпустил в честь него ограниченным тиражом оригинальные 714 SM.
Оказал влияние фильм и на мужские костюмы. Дуглас Хейуорд был уважаемым портным на Сэвил-роу, но в работе над фильмом ему удалось избежать излишней консервативности. Помогла ему тогдашняя американская мода на широкие и массивные костюмы, которым не хватало элегантности, поэтому его достаточно узкие костюмы-тройки в стиле 1950-х годов казались образцом легкости и элегантности. А за образ того самого плейбоя отвечали детали: синий галстук и перламутровые запонки, которые Маккуин носит с любым костюмом. При этом и сами костюмы все время были разных цветов: серый, коричневый, синий, в полоску или в клетку «Принц Уэльский».
Правильной олдскульности образу Стива придают золотые часы Patek Philippe на цепочке и Rolls Royce Silver Shadow. Сама по себе эта модель была революционной и считалась выбором молодых покупателей (как Ghost или Cullinan сейчас), но это все же консервативный Rolls Royce, а не Cadillac или Lincoln.
Томас Краун Пирса Броснана
Спустя 30 лет колесо модных циклов совершило полный оборот, и история повторилась. Приталенные костюмы Джанни Кампаньи были такими же легкими и элегантными, как и тройки Хейуорда, что выгодно отличало их от широких пиджаков конца 1980-х. К тому же каждый костюм Кампаньи был настоящей вершиной портного искусства. Созданные по индивидуальным меркам, они стоили около 3500 долларов (5250 долларов в ценах 2020 года).
Одна из причин столь высокой цены — шерсть Super 150, из которой они были сделаны. Цифра в названии означает, что из килограмма шерсти получается 150 километров нити. Шерсть S150 обычно используется для костюмов, которые надевают в особых случаях. Томас Краун носил их каждый день, подчеркивая свой статус миллиардера.
Однако по меркам конца 1990-х годов костюмы Броснана все же выглядят консервативно. Забавно, что на роль Джеймса Бонда Пирса позвали, чтобы освежить образ агента 007, в то время как в роли Крауна он должен был, напротив, выглядеть немного консервативно.
Например, Кампанья использует на большинстве пиджаков квадратные карманы, которые в то время уже выходили из моды, а один костюм и вовсе был сшит из твида. Консервативность вновь была подчеркнута автомобилем. Броснан ездит по Нью-Йорку на заднем сиденье Bentley Arnage — чопорного британского седана для избранных.
Тем не менее, в отличие от костюмов Маккуина, которые сейчас выглядят примером классической элегантности, гардероб Броснана все еще актуален. К тому же Пирс позволяет себе легкую небрежность. Да, он тоже появляется в кадре в тройке, но его можно увидеть и без жилетки, и даже без галстука. Последнее, впрочем, было обусловлено… контрактом Броснана.
Будучи действующим исполнителем роли Бонда, Пирс не мог появляться в других фильмах в черном смокинге с черным галстуком, поэтому Кейт Хэррингтон выбрала для Крауна в его исполнении синий смокинг с белым галстуком, который Броснан снял и небрежно накинул на шею, оставив две пуговицы рубашки расстегнутыми. Модные критики признали идею неудачной, а сам костюм — «самым уродливым в истории кино». Критиковали и яркие галстуки, которые будто пришли в фильм из второсортного телешоу середины 1990-х.
Нестареющая классика
И все же оба фильма заслуженно считаются одними из самых стильных в истории, а образ Томаса Крауна в исполнении обоих актеров — образцом миллиардера с хорошим вкусом и чувством меры. Секрет успеха образов Маккуина и Броснана в обоих версиях «Аферы Томаса Крауна» в том, что это нестареющая классика.
Замени галстуки Пирса на что-то более нейтральное, и в его костюмах можно ходить и сегодня, а тройки Стива хоть и выглядят ярко, но все же не делают из своего владельца попугая. То, что находится на острие модных трендов, спустя несколько лет выглядит устаревшим, а через десятилетие — едва ли не винтажным.
Классика же устаревает незначительно, все равно оставаясь актуальной. И это касается не только костюмов. Те же Rolls Royce Silver Shadow или Bentley Arnage — это все еще хороший вкус и высокий статус, классические, а не подержанные автомобили.
Источник фотографий: Gettyimages
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess