Яна Полянинова

«Русский провинциальный колорит умер, и его больше не существует» — интервью с дизайнером Ромой Уваровым

Самый эпатажный и обсуждаемый российский дизайнер о создании коллекций, вторичном потреблении, отношении к критике и роли социальных медиа в успехе бренда. 

Бренд Roma Uvarov Design появился пять лет назад. За это время Роме Уварову, дизайнеру и основателю марки, удалось сделать из мечты настоящий бизнес и узнаваемый бренд на модном рынке. Самостоятельно пробившись и присоединившись к креативному агентству Nob Agency, а также поучаствовав в проекте «Подиум», Рома заявил о себе и своем одноименном бренде на всю страну (и даже за ее пределами). Вещи и аксессуары Roma Uvarov Design невозможно не узнать: причудливые жакеты с настоящими кукольными головами, украшения и аксессуары из столовых приборов, перешитые и переосмысленные винтажные вещи, которые складываются в театральные и артистичные коллекции, за которые марку и полюбили в России и за рубежом. В интервью для InStyle.ru Рома Уваров рассказал о новой коллекции, арт-перформансах, работе с винтажными вещами, а также о своей аудитории и отношении к критике в свой адрес. 


Рома Уваров


Расскажи о новой коллекции: в чем заключалась идея и где черпал вдохновение? 

Рома: Создавая новую коллекцию, я размышлял об идеальной «детской» красоте, чистоте и невинности как инструментах манипуляций, которые способны разрушать. Каноническая красота привлекает и манит, но соответствует ли идеальная картинка содержанию? Не опасна ли она? Не станет ли она новым оружием будущего? Я провел много исследований, чтобы убедиться в этом, наблюдая за многими людьми: знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Долгое время я наблюдал за невероятно красивым молодым человеком, очень милым и приятным, который нравился абсолютно всем, и окружающие его люди всегда очень легко и быстро попадали под его обаяние. Зная это, он всегда получал все, что ему было нужно — внимание, деньги, любовь, заботу, — ничего при этом не давая взамен.

Для презентации коллекции ты устроил настоящий перформанс. Как пришла такая идея?

Рома: На самом деле мне давно хотелось устроить подобную театрализованную презентацию коллекции, но переход MBFW в виртуальный формат и диктаторские рамки пандемии не давали нам воплотить в жизнь наши замыслы. Поэтому, как только появилась такая возможность, мы сразу начали подготовку, потому что не понимали, что будет со второй волной и новыми ограничениями — нужно было срочно все успеть. В итоге мы все подготовили буквально за неделю: какая-то часть реквизита у нас уже была давно готова, а что-то мы придумывали, создавали и находили в последний момент. Мы много творили, рефлексировали, вдохновлялись, не спали ночами, старались максимально удивить и запомниться, нам хотелось, чтобы гости ушли воодушевленными и чуть более счастливыми.


В твоих коллекциях много отсылок к советскому прошлому. Почему тебя вдохновляет именно эта эпоха?

Рома: Меня категорически не вдохновляет советское время, но почему-то всем кажется наоборот! Мы очень много перерабатываем винтажных вещей, и да, многие эти вещи сохранились с советских времен, но меня не вдохновляет это время. Если в коллекциях и есть такие отголоски, то совсем немного. Мне бы совсем не хотелось, чтобы все думали, что я вдохновляюсь советским прошлым. Это не так! Очень важным моментом и источником вдохновения моих коллекций был русский колорит. Но после карантина, проведенного на моей родине в Адыгее, я пришел к очень печальному заключению, что русский провинциальный колорит умер, и его больше не существует. Весь колорит и эстетика, которые вдохновляли нас два-три года назад, теперь превратились в мещанство, бедность, безысходность и грусть. Та картинка и колорит, в которых сейчас живут очень многие люди, — это не их личное желание и выбор, а ситуация безысходности, связанная с тяжелыми временами и невозможностью жить по-другому. Весь быт, который превратился в мещанство, и весь колорит, который превратился в бедность, — это те реалии, в которых многим приходится сейчас жить, потому что другое выбрать и позволить себе они просто не могут. Поэтому теперь мне кажется, что вдохновение российской провинцией выглядит как некое глумление над людьми, которые вынуждены жить в таких условиях и не могут, увы, поменять свою жизнь.

Ты часто ходишь на барахолки, где находишь материалы для новых коллекций. Ты идешь туда уже с определенной целью или там у тебя и рождаются новые идеи?

Рома: Вообще, для меня и для ДНК бренда характерно видеть прекрасное во всем, не имеет значения, что это, и для меня очень важно всегда дать вторую жизнь любому предмету, главное, чтобы он меня заинтересовал. Для каждой новой коллекции мы придумываем определенную тематику и историю и, уже исходя из этой истории, дополняем коллекцию подходящими предметами. Например, у нас есть свои определенные запасы разных классных винтажных (и не только) вещей, которые хотелось бы вписать в коллекцию, и мы стараемся их использовать. Или бывает наоборот, когда мы ищем винтажные или современные предметы специально для придуманного концепта и истории коллекции. Бывает, что определенный предмет интерьера или быта начинает меня безумно интересовать, цеплять и волновать, вызывать приятные или не очень приятные воспоминания, и я понимаю, что замиксовать эту эмоцию, которую дарит эта вещь, очень важно в новой коллекции. Часто у вещи очень мощная энергетика, и ты хочешь этой энергетикой поделиться через коллекцию. Я часто хожу по блошиным рынкам, секонд-хендам, просматриваю сайты с винтажными вещами, на которых можно купить миллион всего. Часто мои друзья проводят разборы завалов дома, и я прошу их ничего не выкидывать, а передавать мне. Потом я всё это перебираю у себя дома и на эмоциональном, чувственном уровне решаю, подойдет ли вещь для будущих коллекций. Все происходит исключительно на эмоциональном уровне, когда я или чувствую вещь в коллекции, или нет. И если я ее чувствую, мы пытаемся ее внедрить в коллекцию, в показ, сделать из вещи аксессуары, фурнитуру, одежду и попытаться дать ей вторую жизнь, переработать, не выкинуть и использовать по максимуму.

Русский провинциальный колорит умер, и его больше не существует. Весь колорит и эстетика, которые вдохновляли нас два-три года назад, теперь превратились в мещанство, бедность, безысходность и грусть.

Твои коллекции очень креативные и весьма эксцентричные. Не влияет ли это на продажи? Как удается держать баланс между креативом и коммерцией?

Рома: Мне кажется, сейчас такое время, когда многим интересно что-то классное, эксклюзивное и необычное, в чем они чувствовали бы себя комфортно, но при этом могли подчеркнуть свою индивидуальность. И мы это очень сильно поддерживаем. Даже если мы выпускаем арт-коллекцию, то на основе этой эксцентричной и креативной линии мы затем выпустим интересный и классный коммерческий дроп. Если собрать воедино все наши образы, в них можно найти как коммерческие вещи, так и art pieces, и на всё это есть интерес и спрос, что очень и очень круто. 

Как Roma Uvarov Design изменился за время своего существования. И как изменился ты сам?

Рома: 31 января нашему бренду исполняется пять лет, и мне кажется, пять лет — это отличный показатель в модной сфере, тем более у нас в России. Мы не закрылись, не пропустили ни одного сезона, всё так же продолжаем быть преданы сами себе и своему концепту. Roma Uvarov Design постоянно развивается, постоянно меняется и постоянно находит что-то интересное и необычное для наших клиентов и друзей бренда. За эти годы бренд превратился из локального в хорошо известный (в том числе за рубежом), и если я начинал всё один, то сейчас это полноценная компания, в которой есть различные департаменты и специалисты из разных областей. Отчасти я разочаровался в сфере моды вообще, потому что все слишком одинаковое и повторяющееся, но я не разочаровался в своем бренде и преданно и с большим интересом работаю для него. Мы постоянно участвуем в интересных проектах, которые заряжают меня и мою команду, мы научились сочетать коммерцию и арт и продолжаем работать над придумыванием чего-то совершенно нового и другого. 


Как бы описал свою аудиторию?

Рома: Мы ориентируемся на представителей креативного класса, на людей самых разных творческих и не только профессий, которые влияют на культурные сферы. Это очень интересные и яркие персонажи, которые ценят наш бренд не только за визуальную эстетику и красоту, но и понимают и поддерживают все те концептуальные идеи, смыслы и подтексты, которые транслирует наш бренд.

Большую роль в популярности твоей марки играешь ты сам — яркая личность, за которой следят многие в социальных сетях. Считаешь ли свой имидж главным триггером успеха? И как вообще социальные медиа влияют на тебя и твой бренд? 

Рома: Я совершенно точно не вижу свой бренд без себя. Рома Уваров и Roma Uvarov Design — неотъемлемые составляющие друг друга. Все, что происходит внутри бренда, внутри департаментов компании, максимально контролируется и корректируется лично мной. И если в бренд придет какой-то другой человек, то это будет уже совершенно другая история, и марка перестанет быть такой, какая она есть. Мы с брендом друг друга прекрасно дополняем, и есть множество проектов, в которых я участвую как личность, и от этого получает бонусы бренд. Бывает и наоборот, когда к моим личным проектам привлекают бренд, и это важно и нужно для меня. 

На этапе становления бренда социальные сети сыграли очень важную роль. В тот момент они были самым главным инструментом позиционирования, общения и распространения информации. Тогда я очень вовремя это понял, смог этим воспользоваться, — и это сработало. Сейчас социальные сети по-прежнему важны, но я как истинный старовер считаю, что очень важно личное общение. Всем надоела дистанционная и виртуальная жизнь, поэтому мы стараемся сейчас максимально общаться с нашей аудиторией, клиентами и друзьями бренда в реальном мире, и для нас очень важно уделить внимание и время всем, кто ценит и принимает наш бренд.

Как относишься к критике?

Рома: На самом деле я отношусь к критике абсолютно нейтрально, и в большинстве случаев мне все равно, кто и что говорит. Есть люди, чье мнение мне важно, и я часто к ним прислушиваюсь. Но это, скорее, такой рабочий нетворкинг, а не критика. Обычно я работаю на эмоционально-чувственном уровне, и если что-то меня цепляет и заряжает, то это беспроигрышный вариант — я всегда это сделаю. Неважно, понравится это кому-то или нет. Я научился так себя вести и так жить, что я как будто даже критики и не вижу. И чувствую себя очень классно! 

Рома Уваров и RomaUvarovDesign — неотъемлемые составляющие друг друга.

Что можем ждать от тебя в ближайшем будущем? 

Рома: Для нас всегда очень важно развиваться, общаться с нашими клиентами и нашей аудиторией, создавать что-то новое и интересное, поэтому вскоре мы обещаем очень необычные коллаборации, совместные истории с классными проектами, с которыми еще раньше никто ничего не делал, и мы ничего подобного тоже не делали. Также в следующем году бренду исполняется пять лет, и мы запланировали небольшой ребрендинг и целый пул мероприятий, приуроченных к юбилею, которые будут отличаться от того, что мы обычно делаем. И я рекомендую всем их очень ждать!

Источник фотографий: пресс-служба

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Журнал
«Идешь во тьме и натыкаешься на артистов в стриптизерских туфлях». Кто сегодня творит революцию в искусстве

Новости
Яра Шахиди и Пак Чанель приняли участие в съемках новой рекламной кампании Prada

Новости
«Кашемир и шелк» проведет свою Неделю моды

Новые герои
«В моде не нужно быть скромным» — интервью с инфлюенсером Мари Лист

Звездный стиль
Аня Тейлор-Джой, Пенелопа Крус: что носят самые стильные звезды на Венецианском кинофестивале

Новые герои
«В мире происходит столько всего ужасного, поэтому я хотела бы быть человеком, который заставит других улыбнуться, пусть всего на мгновение», – интервью с инфлюенсером Рианне Мейер