28 Февраля | Маргарита Замураева

Кто победит на «Оскаре» в номинации «Лучшая актриса»: прогноз кинокритика

Вместе с кинокритиком рассуждаем, кто из актрис, вероятнее всего, получит заветную статуэтку 

В этом году церемония «Оскар» пройдет 28 марта. За звание лучшего актера будут бороться артисты, у которых за плечами не один десяток ролей. Вместе с Оксаной Агаповой, кинокритиком и преподавателем Московской школы кино, разбираемся, кто, вероятнее всего, унесет домой золотую статуэтку.

В номинации «Лучшая актриса» представлены: 

Николь Кидман, «В роли Рикардо»;
Пенелопа Крус, «Параллельные матери»;
Оливия Колман, «Незнакомая дочь»;
Кристен Стюарт, «Спенсер»;
Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй».

Пенелопа Крус, «Параллельные матери»


Пенелопа Крус, «Параллельные матери»

Муза испанского режиссера Педро Альмодовара не раз воплощала образ матери в его фильмах. Наиболее фундаментальной и важной стала роль Пенелопы Крус в «Боли и славе», где актриса сыграла мать Альмодовара. Если в автобиографическом фильме Крус стала хранительницей беззаботности, принятия и витальности из детских воспоминаний, то в последнем полном метре она соединяет личную драму с трагическими событиями из истории Испании. Первая и интимная линия картины рассказывает о незапланированной беременности, в процессе которой героиня Крус поддерживает не только себя, но и юную соседку по больничной палате. Вторая раскрывает незатихающий годами внутренний голос, подталкивающий к поиску могилы прадеда, убитого ультраправыми во время Гражданской войны. Сегодняшнее переживание героини неразрывно связано с исторической памятью, а потому ей непросто заглядывать в будущее. Главная актриса Альмодовара играет человека, способного связать трагедию 1930-х с мирным, но по-прежнему турбулентным сегодня. Ключевой точкой соединения станет женская солидарность, умение нести ответственность, прощать и вовремя оказываться рядом. Неудивительно, что в одной из сцен героиня Крус появляется в футболке с надписью «Нам всем стоит быть феминистками». В этом лозунге заключена и малая доля иронии: научиться по щелчку невозможно, и карьера режиссера, создавшего одни из сильнейших женских образов в кино, демонстрирует длительность и многогранность процесса. 


Пенелопа Крус, «Параллельные матери»

Первую заветную статуэтку Пенелопа Крус взяла за роль второго плана в комедии «Вики Кристина Барселона», в которой запомнилась взбалмошным и неукротимым характером. «Параллельные матери» показывают ее совершенно другой: стойкой, чуткой, обдумывающей каждое слово и поступок, ведь от нее зависит тот мир, в который вот-вот вступит новая жизнь. Исполнение сильной героини с отголоском национального горя дает весомый шанс на победу. Но актриса уже получила престижный Кубок Вольпи в Венеции, и, кажется, киноакадемики будут выбирать победительницу среди более «голливудских» работ. 

Оливия Колман, «Незнакомая дочь»


Оливия Колман, «Незнакомая дочь»

Всеобщая любимица Оливия Колман снялась в полнометражном режиссерском дебюте Мэгги Джилленхол. Последняя наиболее известна как актриса, исполняющая роли уязвимых, амбивалентных и потерявших связь с собой героинь. С таким же невротическим образом работает Колман в психологической драме «Незнакомая дочь». Она играет интеллектуалку, которая во время отпуска погружается в воспоминания о болезненном прошлом и еще острее переживает необратимость времени. Напряженность фильма держится на противопоставлении молодости, с присущей ей упругостью, беспечностью и неосмотрительностью, и жизненного опыта, с неподвижностью выстроенных границ и общей догматичностью. За гибкость тела и открытость экспериментам в фильме отвечает героиня Дакоты Джонсон. Работа Колман, напротив, построена на сбивчивом дыхании, усталости и раздражительности. Через утяжеленную фигуру, забывшую о телесном наслаждении и утрачивающую былую женственность, британская актриса постепенно смещает риторику в совершенно иное русло. Несмотря на самоотчуждение и отказ от желания что-либо почувствовать, в ее персонаже по-прежнему живет девушка, которая хочет быть правильной подругой, страстной партнершей и идеальной матерью, а ежедневная рутина превращает ее в сгусток неудач и ошибочно принятых решений. 


Оливия Колман, «Незнакомая дочь»

Роль Колман ярко контрастирует с ролью Пенелопы Крус, матери, умеющей пережить любую беду, и от этого палитра женских характеров в оскаровской гонке только выигрывает. Однако предельно частная история, выстроенная вокруг внутреннего конфликта, может лишить Оливию Колман серьезных шансов на победу. К тому же свою статуэтку актриса получила в 2019 году за инфантильно-капризную королеву в «Фаворитке». Да и ее речь на церемонии награждения была настолько блестящей, что теперь публике нужно заслужить вторую такую. 

Кристен Стюарт, «Спенсер»


Кристен Стюарт, «Спенсер»

Роль «королевы сердец», очевидно, непростой актерский путь. Тонкую работу Наоми Уоттс в байопике «Диана» оценили критики, но откровенно нескладная режиссура уничтожила вклад звезды. О страхе перед столь ответственной задачей говорила и Кристен Стюарт, но ее вовремя успокоил Пабло Ларраин, уверенный в своем выборе режиссер «Спенсер». Замысел Ларраина построен на болезненном восприятии принцессы в канун рождественских праздников. Словно птица, запертая в клетке, Диана пытается вырваться из оков устаревших ритуалов, высоколобых разговоров и отсутствия малейшего намека на человечность в дворцовых интерьерах. Мелодраматическая линия тоски по сыновьям и ускользающему счастью из детских грез постепенно переходит почти в триллер, где напряжение обусловлено тотальным одиночеством и враждебной холодностью окружающих. Героиня Стюарт будет кутаться в твидовые жакеты, испуганно поджимать плечи, жадно поглощать десерты и умолять о пощаде, слегка склонив лицо, так, словно вот-вот потребуется найти выход из комнаты и бежать, пока есть силы. Каждое слово Стюарт произносит с надрывом в попытке докричаться, но даже в этом многие видят неумелое обращение с акцентом Дианы. 


Кристен Стюарт, «Спенсер»

Пожалуй, сложно выбрать среди номинанток предстоящей церемонии кого-то, кто вызывает более полярные мнения, чем Стюарт. Критики разделились: от поощрения за очередную удачу в независимом кино до отказа воспринимать ее исполнение как серьезную актерскую работу. С одной стороны, мало кто из молодых голливудских звезд ощущает на себе столь пристальное внимание, как Стюарт, в этом ее путь крайне созвучен с трудностями принцессы. С другой стороны, сюжет основан на свободном прочтении реальных событий, и режиссер добивается размытого сновидческого эффекта. Переживания, страхи и действия героини здесь — вольная интерпретация трагедии самой известной из принцесс. Поэтому, на мой взгляд, искать в игре актрисы максимальное совпадение с Дианой — путь, ведущий в никуда. Тревожные крупные планы, зернистость 16 и 35 мм пленок, зыбкая граница реальности и воображения — все работает на то, чтобы показать новую Спенсер. Перед стартом съемок Стюарт отмечала: «Я не знаю эту женщину». В полной мере принцессу Диану, чей образ мифологизирован, никогда не узнаем и мы. Важнее, что с номинацией Кристен Стюарт «Оскар» вырвался из клетки мучительной предсказуемости. Скоро узнаем, приведет ли неожиданный выбор к революционному решению (особенно на фоне Британской киноакадемии и Гильдии киноактеров, которые стараний актрисы не оценили).   

Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»


Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»

Джессика Честейн несколько лет хотела сняться в фильме об известной ведущей христианского шоу Тэмми Фэй Беккер. Интереса к проекту у больших студий не было, но запуск собственной продюсерской компании помог Честейн воплотить мечту. Американцы запомнили Тэмми Фэй как женщину в леопардовой шубе, с вульгарным макияжем, а ее звездный статус быстро померк после громкого расследования о роскошной жизни и мошенничестве Фэй с нечистым на руку супругом. Именно ее противоречивость и стремление жить в полную силу восхитило Джессику Честейн. Харизматичная проповедница с неприлично длинными ресницами, яркая исполнительница христианских песен и заложница абьюзивных отношений с мужем, Фэй продвигала мысль о том, что преданность Богу должна приносить радость, смех и восторг. Поэтому образ актрисы в фильме докручен до предела: плотный грим, за которым Честейн непросто узнать, звонкое и техничное исполнение музыкальных номеров, чтобы достучаться до каждого зрителя. В конце концов, где еще мы увидим статную выпускницу престижной школы Джуллиард с акриловым маникюром и пилочкой для ногтей, используемой в качестве открывашки для банки колы? Ради столь радикального перевоплощения актриса брала уроки вокала, оттачивала миннесотский акцент и по семь часов работала с художниками по гриму. По словам Честейн, ее кожа значительно пострадала от агрессивных манипуляций, но едва ли она не была готова к подобным последствиям проекта-долгостроя. 


Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»

Главный посыл картины — внимательный взгляд на жизнь, казалось бы, наивной и мечтательной женщины, за внешней легкомысленностью которой скрыт прочный стержень и непоколебимый характер. Конечно, эта роль созвучна с работой Николь Кидман в драме «В роли Рикардо». Обе номинантки играют в байопиках с акцентом на переключение зрительской оптики и демонстрацию глубины своих героинь. Джессика Честейн — выдающаяся актриса. Но есть опасения, что противоречивый и отчасти перегруженный образ проповедницы может не откликнуться у киноакадемиков. 

Николь Кидман, «В роли Рикардо»


Николь Кидман, «В роли Рикардо»

Николь Кидман сохраняет невероятное умение выбирать, казалось бы, предельно контрастные проекты. От самоироничной роли в комедии с Адамом Сэндлером до филигранных портретов сложно устроенных героинь, к которым относится и ее работа в драме «В роли Рикардо». Кидман взялась за воплощение американской любимицы Люсиль Болл, звезды классического ситкома о домохозяйке «Я люблю Люси». Наивная и очаровательная, легкая и веселая, обезоруживающе нелепая и неунывающая — такой Люсиль запомнили зрители Америки 1950-х. Проницательная и требовательная, внимательная к деталям и обладающая врожденным умением всматриваться в психологию человека — такой она была в жизни. Кидман докручивает шутки и ужимки домохозяйки мечты до максимума, а затем перевоплощается в женщину, которая знает, что природа комического не ограничивается телесными шутками, а ее талант давно перерос крошечные экраны телевизоров. 


Николь Кидман, «В роли Рикардо»

Ради поразительного сходства с героиней Кидман оттачивала низкий прокуренный голос со специалистами, отсматривала эпизоды одного из важнейших сериалов в истории, а затем часами работала с художниками по гриму и прическам. Свой первый (и пока единственный) «Оскар» она получила за драму «Часы», ради которой ее внешность изменили до неузнаваемости. В фильме «В роли Рикардо» узнать актрису проще, но с такой серьезной стороны ее героиню Люсиль Болл зрители еще не видели. Многогранная и смелая Болл не сумела в полной мере раскрыться перед аудиторией, а Николь Кидман справилась блестяще. Это очень сильная заявка на победу, к тому же Голливуд особенно трепетно относится к картинам на тему кинопроизводства и съемочного закулисья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ