Татьяна Паласова
Художник, андрогин, философ: Нат Апанай — новое имя в российском современном искусстве
Экспрессивные работы Нат Апанай (Nat Apanay), молодой художницы из Татарстана, отличаются необычной архитектурной техникой — она не пишет, а словно выстраивает их на холсте, как сложные живописные скульптуры. Эмоциональное переживание, которое вызывают крупные абстрактные полотна, сродни медитации: магической воронкой они затягивают в себя, не давая возможности вернуться в реальный мир без усилия воли. Многие картины хранятся в частных собраниях Лондона, Нью-Йорка, Абу-Даби и Дубая, а имя художницы все чаще звучит в арт-кругах Москвы. Что нужно знать о Нат Апанай сегодня, чтобы завтра выглядеть знатоком, если встретите ее работы на международной арт-ярмарке или в холле крупного бизнес-центра.
Она могла бы стать врачом
Настоящее имя художницы — Наталья Апанаева, и если решите загуглить, то непременно найдете информацию о казанской династии Апанаевых, в которой были и почетные граждане, и меценаты, и благотворители. Все они дальние родственники Нат. А что касается ближайших, то мама, папа и старшая сестра художницы — практикующие врачи в городе Набережные Челны. Впрочем, отец как посланник Красного Креста в свое время успел поработать хирургом даже в Анголе. Разумеется, семья хотела, чтобы Нат тоже стала врачом (тем более что она с ранних лет не выпускала из рук анатомические атласы, могла запросто произнести названия ключевых мышц на латыни и никогда не стеснялась разговоров о теле). «Мама всегда отмечала мою эмпатию и чуткость, говорила, что я стала бы замечательным доктором, но мне больше нравилось лепить из пластилина, который я расходовала тоннами», — рассказывает Нат.
...или архитектором
Упражнения с пластилином не прошли даром, и после школы Нат поступила в Казанский архитектурно-строительный университет, чтобы строить не воображаемые миры, а реальные здания. Параллельно училась на переводчика и во время летних каникул заодно с английским языком практиковала живопись в Штатах и Великобритании — служила подмастерьем у художников и сама писала в мастерской. «Однажды в Нью-Йорке я дала объявление в газету, приложив портфолио. Так мои работы стали покупать», — рассказывает Нат. Со временем манхэттенские галеристы предложили ей хороший контракт, однако художница отказалась, решив сначала закончить образование. С двумя полученными дипломами Нат, вопреки ожиданиям, отправилась не в Америку, а в Москву, где работала в крупных архитектурных бюро и сотрудничала с представительствами мировых автомобильных брендов («Я очень люблю архитектуру. Только представьте: не было ничего, а через полгода люди пьют кофе на 70-м этаже бизнес-центра»). Со временем три командировки в неделю, бесконечная работа с бумагами и убийственный график привели к тому, что она все-таки уволилась, перебралась в загородный дом и «поселилась» в своей мастерской.
Вместо этого она пишет похожие на скульптуры картины
«В детстве я ходила с родителями в Кунсткамеру и без всякого отвращения рассматривала младенцев и части тел в банках, разбиралась, как крепятся к костям мышцы и работает организм. Изучать тело было очень интересно, но только живопись дала мне возможность соприкоснуться с душой. Теперь я беру в руки метафизический скальпель, разрезаю кожу и добираюсь до нее, чтобы препарировать на холсте», — говорит художница. Она наносит краску пальцами, кистями или палочками, тщательно «вылепливая» абстрактную композицию. Кроме масла «строительным материалом» служат кости древних животных, земля, пепел. «Мне важно ощущать энергию разных материй, будь то камень, нефть, трава или силикон. А биоморфные и космические образы, созданные из них, передают сумму всего, что и составляет мир. Для того чтобы настроиться на работу или, как я это зову, вызреть, для меня важно несколько дней медитировать, бродить по лесу или вдоль реки, разглядывать деревья, муравьев. Я не тороплю себя, не стр—ю планов», — говорит Нат о своем творческом процессе. Впрочем, иногда в поисках вдохновения она все же ускоряется — катается по трассе на большой скорости: «В эти моменты нет ни прошлого, ни будущего — только те секунды, которые ты проживаешь здесь и сейчас. И чем быстрее ты летишь, тем более легким себя чувствуешь. Во время таких поездок я часто испытываю оргазм».
…называет себя андрогином
«Бинарная гендерная система — однозначно, пережиток прошлого. Я считаю, что каждый может быть тем, кем он себя чувствует. Думаю, в будущем люди вообще будут собирать себя как конструктор, выбирая нужные половые органы и встраивая их в себя. Человек имеет все шансы эволюционировать в другой вид», — считает Нат. От подчеркнуто-женственных образов Нат устала еще во время работы в офисе, но сейчас внутренний протест против юбок и каблуков стал позицией. Она признается в своей бисексуальности, носит мужскую одежду и не намерена красить ресницы и губы лишь потому, что родилась женщиной. Рассуждения о душе и будущем человечества, попытки понять суть искусства и разобраться в том, что делает нас теми, кто мы есть, в конечном итоге привели Нат Апанай на философский факультет МГУ, где сейчас она получает дополнительное образование.
И защищает природу
Во дворе своего дома на Новой Риге Нат установила контейнеры для раздельного сбора мусора, а по выходным устраивает субботники в ближайшем лесу, куда часто приходит вместе с неоконченной работой, чтобы посмотреть на нее в декорациях деревьев и травы. «Мы — часть природы, и относиться к ней должны с уважением. Только нам решать, какой мир мы строим, какую планету передадим будущим поколениям, но делать это можно только сообща», — говорит она. Кроме того, художница часто достает из шкафа старые рубашки, натягивает их на подрамники и рисует на ткани, как на холсте. «Было бы безответственно с моей стороны покупать так много одежды, в которой на самом деле нет никакой необходимости, — объясняет она. — Вы даже не представляете, как много в моем гардеробе офисной одежды, которой еще можно дать второй шанс». Так борьба с чрезмерным потреблением стала частью арт-манифеста Нат Апанай, художницы с чуткостью врача и самосознанием философа.