3 Сентября

Шаг в будущее вместе с Acer: участвуйте в конкурсе и создайте виртуальную одежду, о которой скоро узнают все

T

Благодаря социальным сетям виртуальная реальность глубоко проникла во все сферы нашей жизни, и мода — не исключение. Желание заявить о себе или выразить свой внутренний мир через внешний образ все чаще возникает в контексте онлайн-пространства, представленного фейсбуком, инстаграмом, тик-током, ютубом. Популярность в интернете легко конвертируется в социальный, а иногда и в финансовый успех, поэтому виртуальный имидж заботит нас не меньше реального. Мы хотим красиво и модно выглядеть в Reels, при этом не тратить тысячи долларов и лишние часы на шопинг. А в идеале не предавать один из главных принципов современного общества — экологичность.

С будущим ясно: формула «больше и дороже значит лучше» окончательно утратит актуальность. А где же истоки? Виртуальная мода пришла в нашу жизнь не вчера и даже не во время пандемии. Первую диджитал-коллекцию выпустил в 2018 году норвежский бренд Carlings, она была раскуплена в считаные часы. Спустя год в игру вступили титаны модной индустрии. Например, Louis Vuitton интегрировал эстетику бренда в кибервселенную популярной игры League of Legends, создав виртуальные образы для некоторых персонажей. А креативный директор Gucci Алессандро Микеле призвал на помощь белорусскую компанию Wanna, работающую с цифровыми технологиями, и выпустил виртуальные кроссовки за смешные по меркам бренда двенадцать долларов.


В прошлом году о диджитал-одежде узнали и в России. Одним из пионеров индустрии виртуальной моды у нас стала уфимский дизайнер Регина Турбина. Она первой продала цифровой лук и тем самым вывела виртуальную одежду на российский рынок. А спустя несколько месяцев запустила первый в России маркетплейс цифровой одежды replicant.fashion. Тренд подхватили другие дизайнеры, сейчас свои коллекции диджитал-одежды есть у Алены Ахмадуллиной, Александра Терехова. И это только начало, уверена Регина: «Среда цифровой моды развивается быстро и независимо. Думаю, скоро мы сможем надевать цифровую одежду на Zoom-конференции. Цифровая мода может пойти гораздо дальше физической, так как технологии дают намного больше возможностей сегодня».

Ее создают те же дизайнеры, вещи которых мы носим каждый день. Знания тканей, лекал, законов физики и навыки конструкторов-модельеров нужны и здесь, чтобы диджитал-одежда, созданная в приложении, выглядела как настоящая. В конце цифровой лук переносится в 3D-программу и «надевается» на фото или видео человека.


                               

                               

ТАК ЧТО, ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ КУПИТЬ ВИРТУАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, НУЖНО БУДЕТ ПОЛОЖИТЬ ЕГО В КОРЗИНУ, ПРИЛОЖИВ СВОЕ ФОТО. В ТЕЧЕНИЕ СУТОК ВЫ ПОЛУЧИТЕ ФОТО С НАДЕТОЙ НА ВАС ДИДЖИТАЛ-ОДЕЖДОЙ НАЗАД, И НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ОНА БУДЕТ СИДЕТЬ КАК ВЛИТАЯ.

Шаг за шагом человечество осознает, что можно по-прежнему получать удовольствие от покупок и самовыражаться с помощью одежды, при этом не нанося вред окружающей среде. «Цифровая мода экономит производственные и транспортные ресурсы. Мы не производим лишнюю одежду, вы не захламляете шкаф, а курьер не ездит лишний раз с доставкой к покупателям. Благодаря цифровой моде решается проблема перепотребления и безудержного шопинга», — говорит Ольга Сказкина.

«Цифровая мода — это как совершенно новое измерение, — говорит диджитал-дизайнер Тая Борисова, создавшая коллекцию „Код Малевича“ для replicant.fashion и Dress-X. — Она позволяет создавать то, что уже нецелесообразно делать в реальности, например наряды для фотосессий, клипов, фото- и видеоконтента. Виртуальные вещи не подвержены износу и не требуют переработки».


                               

Другой мощный фактор, двигающий вперед индустрию диджитал-моды, — социальный. В эпоху всемогущего онлайна цифровые луки стали, возможно, даже более эффективным инструментом для самовыражения и высказывания, чем реальные вещи. «Если еще десять лет назад одежда была способом подчеркнуть свой статус, показать, насколько вы богаты, то сейчас наступают времена, когда вещи больше не являются ценностью. Сегодня многие понимают, что покупать платье за триста тысяч рублей нерационально», — говорит Ольга Сказкина. И это звучит особенно актуально, когда за одну-две тысячи рублей можно купить и «носить» в соцсетях кутюрное платье, худи с картиной Ван Гога, футболку с политическим лозунгом, кроссовки люксового бренда или, если угодно, футуристичный костюм с крыльями.


Всего месяц назад она запустила на базе replicant.fashion сервис, позволяющий отсканировать себя и создать собственный аватар, то есть свою цифровую копию, а затем примерить одежду на нем. «Эта технология дает возможность не только экспериментировать со стилем, но и увидеть себя со стороны, принять и полюбить, — уверена Ева Свиридова. — Даже если вас не устраивает ваша реальность, вы можете придумать себе альтер эго и одеть своего аватара во что угодно. Это свобода быть тем, кем вы себя чувствуете».


                               

С помощью технологий можно создавать одежду, которая никогда не появится в реальном магазине, уверен диджитал-дизайнер Александр Курманин, основатель бренда Alexander Kurmanin и участник международной недели цифровой моды Digitalax: «В цифровой среде тебе подвластны законы физики: отключи гравитацию, включи ветер и сделай корсет из жидкого металла — полная свобода самовыражения».

За последний год интерес к цифровой валюте, то есть к NFT (невзаимозаменяемым токенам), значительно вырос благодаря продажам на аукционах цифровых произведений искусства. В NFT-токены можно конвертировать любую цифровую информацию: картины, музыку, одежду, а затем продавать право владения ими. Дизайнеры и люксовые бренды стараются подхватить тренд и заявляют о планах выпускать собственные NFT-токены. В этом контексте диджитал-вещи становятся не просто имиджевой составляющей фотографий в соцсетях, а цифровыми предметами искусства.

В России, к слову, уже есть NFT-маркетплейс Artisant, который запустила Регина Турбина. Сейчас на нем представлено тридцать диджитал-луков, которые носят гордое название wearable art, то есть «носибельное искусство». Отличие Artisant от магазина цифровой одежды в том, что здесь можно купить суперконцептуальные наряды, которые действительно напоминают арт-объекты или перформанс. Некоторые «экспонаты» Artisant уже даже нашли своих владельцев, их можно отследить на сайте.

Свой NFT-токен в виде строгого футуристичного мужского костюма на Artisant выставил и Александр Капсамун, дизайнер бренда KAPSAMUN. «Думаю, что спустя несколько лет, когда технологии VR и AR разовьются до таких пределов, что позволят нам видеть человека в виртуальной одежде в реальном времени, тогда и случится перелом, — говорит он. — Нам больше не нужны будут заполненные одеждой гардеробы — только выход в интернет. Мы сможем менять наряды, неограниченное количество, нажатием одной кнопки и видеть их через VR-очки, обмениваться ими, коллекционировать. Также у нас будут цифровые двойники — аватары, которым тоже понадобится одежда. Случится настоящий взрыв в фешн-индустрии».


Мода всегда была универсальным языком, понятным без перевода. Однако нынешние трансформации наталкивают на размышления о том, как виртуальная одежда изменит модную индустрию в целом. Ахмед Набиев, дизайнер диджитал-бренда Aniconic, проводит аналогию между цифровизацией и Шелковым путем: «Люди использовали эту караванную дорогу для транспортировки товаров, но сейчас-то мы знаем, что Шелковый путь сыграл большую роль в передаче знаний, идей и культурных кодов. Теперь в роли такой коммуникационной сети выступает интернет, цифровизация закономерно меняет нашу жизнь. Швы, вытачки и многие другие детали одежды отныне станут рудиментами холодной индустрии моды. Одежда будущего — это „умная“ одежда, которая демонстрирует наше состояние, настроение и эмоции другим людям на расстоянии».


Заменит ли виртуальная мода физическую? Навряд ли. В конце концов, нам все еще нужно чем-то укрываться от холода и дождя. Годы спустя у многих людей все еще будет в гардеробе 5–10 физических вещей, а остальные 1500 — цифровые, уверена Ольга Сказкина. А потом, никто не отменял тактильный и, главное, чувственный опыт. «Здесь ситуация как с театром или с книгами: у людей всегда будет потребность в классических формах, — говорит дизайнер. — Но „цифра“ — это веяние времени, без которого невозможно двигаться дальше».