О первых пробах, тщеславии и планах на будущее: Елена Лядова на обложке юбилейного InStyle
Главная актриса российского авторского кино Елена Лядова сегодня много экспериментирует: снялась в хорроре, детективе, щекочущем нервы сериале и драме у режиссера-дебютанта. На вопрос, что самое главное для нее при выборе фильма, Елена твердо отвечает: «Всё!» Поэтому и к съемке мы подошли соответственно: декорацией стал шедевр мировой архитектуры, а за бьюти-образ отвечала команда Giorgio Armani Beauty, давно набившая руку в работе со звездами.
Съемка Елены Лядовой проходит в здании Росстата — единственном в России, построенном по проекту великого Ле Корбюзье. Время действия — рабочий полдень, сотрудники шагают туда-сюда по знаменитым лестничным пролетам без ступеней, иногда останавливаются, с любопытством смотрят на происходящее и перешептываются о том, в каких картинах видели нашу героиню. «Посмотрите вон туда!» — фотограф Эрик Панов показывает на один завиток странной лестницы выше, где с чашкой остывшего кофе стою я. Актриса поднимает глаза, и, не выдержав даже трех секунд, я начинаю смотреть в пол — такой острый у нее взгляд. Между кадрами она быстро переодевается, мало говорит и совсем не задает вопросов. Звезда «Елены» и «Левиафана» вообще не из тех, кто улыбается для галочки, любезничает из вежливости и старается всем понравиться. Но именно это в ней так притягивает: она все делает честно и смеется, только если на самом деле смешно. Во время долгого разговора после съемки мы от души хохочем, вспоминая ее первые пробы.
Дебют Лядовой в кино состоялся пятнадцать лет назад, когда Алексей Учитель утвердил выпускницу Щепкинского училища на одну из главных ролей в фильме «Космос как предчувствие». «Вообще сначала меня смотрели для картины «Прогулка», но пробы выпали на утро после выпускного в училище. Понимаете, да? Я думала только о том, когда все закончится и когда смогу вернуться к ребятам. А уже позже Алексей Ефимович утвердил меня и Ирину Пегову на роли сестер в «Космос как предчувствие», — улыбается Елена. Я спрашиваю, как она отметила это событие: все-таки первый фильм, и сразу у знаменитого режиссера. «Пробы — только полдела, потому что все может затянуться и измениться. Пока не встану в кадр, шампанское не открываю», — отвечает она. И действительно, начала съемок актриса ждала год, активно поправляясь на нужные для образа двенадцать килограммов. Ну а после «высокого старта» сразу набрала другой вес, профессиональный: снялась у многих больших режиссеров, среди которых Юрий Мороз, Александр Велединский и, конечно, Андрей Звягинцев. Мало кто знает, что работа с последним, прославившим Лядову на весь мир, на самом деле началась с озвучивания шведской актрисы Марии Бонневи в его фильме «Изгнание». «Честно сказать, в моих планах этого не было, но как откажешь Звягинцеву? Звонят, говорят, что зовет... Но только на озвучку. А дальше во всем виновата его замечательный кастинг-директор Элина Терняева. Андрей меня в голове не держал, уж поверьте, но она всякий раз ему обо мне напоминала. Если бы не Элина, то я как начала у него с озвучки, так могла и закончить», — смеется актриса. Следующие фильмы Звягинцева «Елена» и «Левиафан» с Лядовой в главных ролях собрали богатый урожай российских и международных наград. Самые громкие — приз жюри Каннского кинофестиваля у «Елены», «Золотая пальмовая ветвь» за лучший сценарий и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке у «Левиафана».
— Вы могли представить когда-нибудь, что будете стоять на вершине лестницы Дворца фестивалей и конгрессов и смотреть на толпу фотографов и репортеров со всего мира?
— Мечтать — нет, но было бы странно не хотеть поехать на какой-то кинофестиваль, у меня же тщеславная профессия и я очень тщеславный человек. Актер — он же такой светлячок, кричащий, нарядный: «Я пришел, обратите на меня внимание, похвалите! Я сделал вам укол в сердце! Вам больно, вы смеетесь? Вот, ради этого всё, хвалите меня, только так, чтобы все видели». Так что не буду врать и говорить, что все это мишура и никакого значения не имеет. Кстати, ни на одном другом европейском фестивале моменту на вершине лестницы не уделяется столько внимания, как в Каннах. Там устроители делают все, чтобы вы его запомнили, и прямо говорят: «Теперь это ваше время!»
«Актер — он же такой светлячок, кричащий, нарядный: «я пришел, я сделал вам укол в сердце! вам больно, вы смеетесь?»
Я замечаю, что для создания таких драматичных образов, как, скажем, в «Левиафане» (ее Лилия, жена попавшего в передрягу с властями автослесаря из небольшого приморского города, не справляется с внешним давлением и погибает), наверняка требовалась огромная внутренняя работа, а она усмехается: «Опыт прошлых жизней».
— Нет, ну серьезно. Героинь, которые вам очень хорошо удаются, еще называют «женщинами тяжелой судьбы». Вы сами ищете такие роли, отметая прочие предложения?
— Лицо у меня такое, — снова отшучивается Лядова. Я закатываю глаза. — Ну а что? Внешность действительно имеет значение. Сложно ведь представить Катрин Денёв в советском коровнике. Можно, конечно, только надо будет ее перекрасить, нос прикрутить, дать крепко поработать над своей психофизикой. А зачем? Когда есть мы, и нам все объяснили еще в институте: мы — тяжелая судьба, и мы, кстати, не претендуем на роли Катрин. Мы обе смеемся в голос, а потом Лядова рассказывает, как после сериала «Измены» Вадима Перельмана — за роль Аси она получила «ТЭФИ» — год намеренно не брала никаких проектов: «Мне казалось, что я выжала из себя все, что только можно. Даже сукровицы не осталось. Теперь еще более осознанно отношусь к выбору проектов. Спрашиваю себя: готова ли работать в большой команде каждый день по 12 часов, смогу ли справиться с героем, с текстом? Это же тоже тщеславие — хочется все сделать хорошо, по максимуму. Как выясняется с годами, жизнь-то коротенькая, и не надо себе позволять тратить силы на какую-то шляпу».
Сейчас ей хочется перемен, по ее словам, «облегчить арсенал». «Мне интересны антигероини, неоднозначные персонажи, не те, кого мы сразу будем жалеть и говорить: «О, ну конечно, этой-то Маше с Уралмаша тяжело пришлось, и мы ее любим за это». Я хочу, чтобы мою героиню, может быть, полюбили в финале, мне интересно поразбираться в ее жизненной карусели», — говорит Лядова. Попытки «повернуться жанрово» Елена уже предпринимает: например, в прошлом году вместе с мужем Владимиром Вдовиченковым снялась в хорроре «Тварь». Она вообще с детства любит ужасы и триллеры, называет их «универсальным аттракционом» (больше всего ей нравятся старые «Полтергейст», «Омен», «Другие»). Однако выяснилось, что играть в таком кино совсем не просто. Гнетущая атмосфера «Твари» — по сюжету муж и жена переживают потерю ребенка и усыновляют чудовище — сказалась на личной жизни. «Сложно остаться после съемочного дня с холодным носом, если ты тратился на самом деле и был включен в процесс. Такие тяжелые съемки, конечно, повлияли на нас с Володей. Наши герои ссорились, выясняли отношения. Так что пока мы зареклись принимать участие в подобных проектах вместе. Не идет это на пользу семейной жизни», — признается Елена. На самом деле они с Вдовиченковым любят дурачиться, много смеются, подкалывают друг друга — я вспоминаю забавные сториз из ее инстаграма. «Не знаю, как мы выжили бы без юмора», — добавляет актриса.
Скоро на канале НТВ выходит ее первый детективный сериал «Случайный кадр» (проект пока в производстве), где она сыграла «доброго» следователя, который пытается вывести на чистую воду «злого» персонажа Михаила Пореченкова. «Очень жду этого проекта, но играть следователя — то еще испытание: запомнить огромное количество номеров дел, подозреваемых и тех, кого мы уже задержали, очень сложно. Без записной книжки в кармане не обойдешься, — рассказывает Лядова. — Посмотрим, что из этого выйдет, но партнеры у меня были замечательные». О сериале Федора Бондарчука «Псих» (выходит в ноябре на платформе more.tv) — еще одном жанровом эксперименте — она говорит крайне аккуратно, стараясь не выдать деталей сюжета: «Сейчас время, видите, какое — не спросишь просто так у актера про его творческие планы, он, перед тем как ответить, должен залезть в договор. Я рада, что поработала с Бондарчуком, до этого мы были только знакомы». Мне удается выяснить, что Елена играет подругу главного героя, психолога со странностями (Константин Богомолов), и это история о том, как люди «справляются со своими страшными болячками, которые отчасти сами себе навязали». «Я старалась привнести в проект свое понимание времени, героини. Мы, женщины, очень многогранны, и одну из таких наших сторон я и показываю в кино. Скучно не будет», — обещает Лядова.
— Так что для вас самое главное при выборе фильма сейчас: кто снимает, сценарий, партнеры по площадке?
— Всё! Кто будет это делать, где это будут показывать, какие задачи у картины. Просто спросить, снимется ли артист где-то, — это как спросить хирурга, сделает ли он операцию. Надо знать контекст: на пеньке, в лесу, на ветру не очень-то хочется, а вот в палате, с мылом, бинтами и зажимами шансов больше. Ну и что, если мне кто-то позвонит и скажет: я тут намечтал для вас роль Анны Карениной. Не всегда чьи-то амбиции — это хороший результат. Хотя, в отличие от тех же врачей, у нас хотя бы есть право на ошибку.
Про авторское кино Елена тоже не забывает, но и здесь пробует новое. Так, в скором времени на экраны должен выйти фильм режиссера-дебютанта Евгения Марьяна «Молоко птицы» о 16-летнем юноше из церковного хора, который решает уехать с другом в Европу. Лядова играет маму мальчика. Как молодому режиссеру удалось привлечь в проект известную актрису с внушительным послужным списком? «Если честно, меня пригласил продюсер картины Роман Борисевич. Я поверила сначала ему и только потом познакомилась с Женей. Что сказать? Он художник. Исследование человека, его внутреннего мира для меня всегда важно, и, когда к этому обращаются в кино, я не могу не реагировать».
Напоследок спрашиваю про вдохновение и женщин, на которых ей хочется равняться. Ответ меня приятно удивляет: «Нас учили не творить себе кумиров, но если говорить про актрис, то я не буду ходить далеко за иностранными примерами. Нонна Мордюкова, Елена Майорова, Ирина Муравьева, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева — вот команда моих героинь. Они — это то, зачем я сюда пришла, и, если мне удастся набрать столько веса, чтобы хотя бы чуть-чуть приблизиться к ним, будет счастье», — говорит Лядова, и я выключаю диктофон.
Из шумного кафе мы выбираемся затемно. «Вас подбросить до Пушкинской?» — спрашивает Елена, открывая дверь такси, и смотрит на меня долгим теплым взглядом. Укол в самое сердце.
Команда:
Фото Erik Panov
Стиль Oleg Tikhomirov
Макияж: Анастасия Кириллова / @Armani Beauty
Прическа: Елена Зубарева
Ассистент фотографа: Александр Филимонов-Волков / @Kometa Rent
Ассистент стилиста: Анастасия Карлышева
Продюсер: Ксения Васильева
Благодарим Федеральную службу государственной статистики за помощь в организации съемки.
Источник фотографий: Erik Panov
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess