11 Декабря 2020

5 явлений культуры народов России, о которых знает весь мир (но вы, возможно, не знали)

Культура России — это не только гжель, палех и хохлома. В каждом регионе нашей страны и сегодня рождаются невероятные по своей красоте явления, вырастающие из уникальных местных особенностей: визуального языка, фольклора и танца.

Вместе с ежегодным проектом «Яндекса», Министерства культуры и Министерства просвещения «Культурный марафон», который в этом году посвящен культуре народов России, мы вспоминаем интересные региональные феномены, о которых говорят не только в нашей стране, но и по всему миру.

Ижевская электронная музыка

Нет, мы не про бурановских бабушек, хотя они тоже из Удмуртии. А именно про небольшой промышленный Ижевск, еще с 90-х годов прошлого века получивший среди европейских диджеев статус «столицы русской электронной музыки». За пару десятилетий Ижевск выпустил едва ли не столько же популярных на Западе пластинок, сколько Москва и Петербург вместе взятые. Релизы местных музыкантов издавались в Голландии, Германии, Праге и много где еще. Более того, именно в ижевские, а не в столичные клубы с 2000-х приезжают поиграть и обменяться опытом диджеи из Англии, Исландии и США.

В альбоме ниже собраны знаковые и просто интересные треки ижевской электронной музыки — от 1990-го до наших дней.

Contemporary dance в Екатеринбурге

Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» мог бы находиться где-нибудь в центре культурной Европы. О его спектаклях пишет «Нью-Йорк Таймс», его руководитель Татьяна Баганова ставит важные юбилейные спектакли для Большого театра и Мюнхенской оперы, а труппа с успехом выступает в США, Франции, Австрии и Польше.

Именно из Екатеринбурга в 90-х годах начал свое восхождение в России contemporary dance. С тех пор десять постановок театра были в разное время номинированы на главную российскую театральную премию «Золотая маска», семь из них выиграли эти номинации.

Отрывок из балета «Девушка с фарфоровыми глазами», показанного в театре «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Дягилев. P.S»


Хореограф — Татьяна Баганова, 

Театр «Провинциальные танцы»

Музыка — Артём Ким

Сибирский панк-рок

Егор Летов и «Гражданская оборона», Янка Дягилева, группы «Черный Лукич» и «Кооператив Ништяк» — многие привыкли воспринимать этих музыкантов только через нелестную призму громкого творчества их фанатов в вечерних дворах. На деле сибирский панк — настолько мощное литературное и музыкальное движение, что в мире он стоит в одном ряду с техасским блюзом, новоорлеанским джазом, ямайским рэгги и норвежским блэк-металом.

Сибирский панк-рок впитал эстетику психоделических групп 60-х, народные напевы и калейдоскоп самых разных философских систем, на выходе превратившись в абсолютно самобытное явление, которое сегодня ценят любители со всего мира.

Стрит-арт в Нижнем Новгороде

Граффити и уличное искусство в Нижнем Новгороде существует почти в статусе религии. Это уже давно не просто неотъемлемая часть местной жизни, но и один из главных элементов притяжения культурных туристов со всего мира. Расписанные от подвалов до коньков крыш заброшенные элеваторы, грандиозные ночные световые шоу на мостах, оживающие благодаря художникам заброшенные водокачки и старые деревянные дома, служащие своеобразной галереей для работ плакатистов, — кажется, что в этой точке России на улицы домов вырвалась и осталась на стенах какая-то особенная творческая энергия, которой нет больше нигде в мире.

1 / 17
Андрей Дружаев - ул. Азовская 14 2015 фото № 5
Андрей Дружаев - ул. Азовская 14 2015
Андрей Оленев - у очага фото № 6
Андрей Оленев - у очага
Андрей Оленев - ул. Белинского 27 2015 фото № 7
Андрей Оленев - ул. Белинского 27 2015
Лена Топтунова - Обыкновенные жители города ул. Ошарская 10А 2017 фото № 8
Лена Топтунова - Обыкновенные жители города ул. Ошарская 10А 2017
Марина Ягода - сон в летнюю ночь фото № 9
Марина Ягода - сон в летнюю ночь
Напротив Ромодановского вокзала, на опоре метромоста, расположены работы Руслана Basir, Максима Трулова, Никиты Nomerz и Антона Табатчикова фото № 10
Напротив Ромодановского вокзала, на опоре метромоста, расположены работы Руслана Basir, Максима Трулова, Никиты Nomerz и Антона Табатчикова
Сева и Федор Михалюк - За домом по ул. Новая 16 2012 Фото- Луция Бони фото № 11
Сева и Федор Михалюк - За домом по ул. Новая 16 2012 Фото- Луция Бони
Damir Bozik фото № 12
Damir Bozik
Nikita Nomerz - нерабочие дни (2020) фото № 13
Nikita Nomerz - нерабочие дни (2020)
Алексей Kislow фото № 14
Алексей Kislow
Антон Мороков ул. Евгения Никонова 4 2016 В рамках фестиваля
Антон Мороков ул. Евгения Никонова 4 2016 В рамках фестиваля "Новый Город- Древний"
Илья Wince - Святки фото № 16
Илья Wince - Святки
Лена Лисица (2020) фото № 17
Лена Лисица (2020)
Лена Лисица (2020) фото № 18
Лена Лисица (2020)
Лена Топтунова - Пастушься сумка ул. Грузинская, 11 (2017) фото № 19
Лена Топтунова - Пастушься сумка ул. Грузинская, 11 (2017)
Рустам Qbic ул. Черняховского 9А 2014 В рамках фестиваля уличного искусства
Рустам Qbic ул. Черняховского 9А 2014 В рамках фестиваля уличного искусства "Новый Город"
Nomerz Ул.Нижегородская, 18 (2017) фото № 21
Nomerz Ул.Нижегородская, 18 (2017)

Якутский хоррор-кинематограф

Сегодня фильмы ужасов — важная часть культурного бренда Якутии. Считается, что именно из первых независимых хорроров, как из маленького зернышка, выросло развесистое древо всего национального якутского кинематографа. Кажется, что по-другому получиться просто не могло. Удивительной красоты местная природа и богатое этнокультурное наследие просто просились на экраны: стартовав в 90-х с экранизаций тубэлте — фольклорных историй о призраках и шаманизме, сегодня «якутский хоррор» по яркости образов, созерцательности и саспенсу стоит ближе к работам Гильермо Дель Торо и «Сиянию» Кубрика, чем к российскому кинематографу.

«Иччи» (Костас Марсаан, 2019)

После того как состоятельную якутскую семью настигло некое несчастье и все местные жители в страхе покинули близлежащие земли, территория, на которой произошел инцидент, пустовала на протяжении нескольких столетий. Но со временем жуткая история утратила свою силу, и фермеры вновь пришли осваивать заброшенные края. Однако дух этих земель все эти годы поджидал удобного момента, чтобы заявить о себе одной ночью, которая навсегда изменит судьбы людей.

«Призрачный хомус»/«Кулук хомус» (Петр Стручков, 2018)

Молодая учительница Сардаана приезжает в деревню работать учителем по контракту. В местном музее она попадает под влияние зова древнего варгана и почти в трансе достает его из закрытого ящика и начинает играть. К ней приходит видение, которое она не успевает осознать.

«Феррум» (Прокопий Бурцев, 2015)

Вестерн, нуар и этнохоррор в одном флаконе, замешанный на явном уважении автора к гонконгским гангстерским драмам. Молодой преступник случайно убивает жертву до того, как она рассказала, где спрятаны украденные деньги. Отправившись хоронить ее в глухую негостеприимную тайгу, он столкнется с совсем не городского калибра неприятностями.

«Проклятая земля»/«Сэтээх сир» (Эллей Иванов, 1996)

Молодая семья с жизнерадостным малышом переезжают жить в невообразимую глушь, где из соседей только странная старуха. Скоро должны подтянуться друзья и родственники, коммунальщики — провести телевидение и коммуникации, но вместо этого из земли начинает понемногу вылезать древнее зло, которое местные шаманы когда-то не успели прогнать до конца — помешала Красная армия.


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«Я уезжал из страны, где люди продавали себя в рабство»: Россия глазами человека, который никогда не падает духом
Журнал
«Я уезжал из страны, где люди продавали себя в рабство»: Россия глазами человека, который никогда не падает духом
«Мне уже за тридцать, а я еще всё что-то начинаю»: как мужчинам перестать рефлексировать на тему возраста
Журнал
«Мне уже за тридцать, а я еще всё что-то начинаю»: как мужчинам перестать рефлексировать на тему возраста
«Я бреюсь наголо и обнимаю ее в последний раз»: его жизнь как будто сюжет из фильма, но все случилось по-настоящему
Журнал
«Я бреюсь наголо и обнимаю ее в последний раз»: его жизнь как будто сюжет из фильма, но все случилось по-настоящему
«Я откладывал жизнь 30 лет». Почему ни для чего нельзя ждать подходящего момента. Объясняем на примере
Журнал
«Я откладывал жизнь 30 лет». Почему ни для чего нельзя ждать подходящего момента. Объясняем на примере