Татьяна Паласова

Арт-директор Cosmoscow: «Самое сложное — борьба с плохим пиаром России за рубежом»

У ярмарки современного искусства Cosmoscow новый арт-директор — профессионал музейного дела из Вены Саймон Рис. О том, что его цепляет в российском современном искусстве и какие они — истинные коллекционеры, — он рассказал в интервью InStyle.

«На Cosmoscow я впервые попал в 2014 году, когда ярмарка проходила в Манеже. Я сразу понял, что для Москвы это шаг в будущее. Помню, как здесь открылся "Винзавод", потом "Гараж", а ярмарка будто подвела итог растущему числу частных галерей», — рассказывает обосновавшийся в Вене новозеландец Саймон Рис. В течение многих лет он приезжал в Москву как куратор арт-проектов в европейских музеях и дважды состоял в жюри премии «Инновация». Теперь Рис бывает здесь чаще, ведь ярмарка современного искусства Cosmoscow, к команде которой он присоединился, пройдет уже 6–8 сентября в Гостином Дворе (одним из партнеров события впервые стала ювелирная компания Mercury). В преддверии главного арт-события осени мы встретились с Саймоном в офисе Cosmoscow и обсудили его новую должность, радикальное искусство и «зеленых» тинейджеров.

О ЦЕНЕ РЕКОРДОВ

«Моей главной задачей на Cosmoscow стало привлечение к участию в ярмарке иностранных галерей, а самой сложной частью этой работы — борьба с плохим пиаром России за рубежом и с предрассудками о вашей стране. Я объяснял коллегам, что, несмотря ни на что, сейчас здесь появляется все больше таких энергичных, самоотверженных людей, как директор-основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина, готовых делать важные и очень современные вещи в сфере культуры, — к ним я и предлагал присоединиться. В итоге на ярмарке будет представлено более 15 иностранных участников, и это рекорд. Впрочем, мы думаем побить его к следующему году».

Рубашка, Dior Men; брюки, куртка, все — Ermenegildo Zegna; туфли, Moreschi; очки, кольцо, часы, все — собственность героя

О НОВЫХ ЭКСПЕРТАХ

«Для того чтобы влиять на важные процессы в обществе, менять что-то, больше не нужно быть академиком или даже известным человеком. Например, сегодня наиболее важные участники глобальной кампании, посвященной климатическим изменениям, это не президенты и не крупные организации, а шведские тинейджеры (речь об акции, которую начала 16-летняя школьница из Швеции Грета Тунберг, отказавшаяся ходить школу, пока политики не начнут соблюдать условия Парижского соглашения по климату. — Прим. ред.). Думаю, это все благодаря возможностям, которые предоставляют нам новые средства коммуникации, и стиранию любых границ. В сфере арта происходит примерно то же самое, поэтому мы и сформулировали тему образовательной программы как вопрос "Кто знает лучше?"».

О РОССИЙСКОМ ПУТИ В ИСКУССТВЕ

«Модные журналы выявляют тренды, и эти тренды едины для всех, не так ли? Такая же ситуация и с искусством. Если вы замечаете что-то в России, то, вероятно, есть эквиваленты и в другой стране, потому что арт-комьюнити живет глобальной повесткой. Скажем, в немецком акционизме вы гарантированно найдете группы, похожие на Pussy Riot. Конечно, исключения бывают. Я помню, как в рамках Московской биеннале современного искусства в 2005 году увидел работу Давида Тер-Оганьяна «Это не бомбы» (художник сделал точные копии самодельных бомб и разложил их по залу бывшего Музея им. В. И. Ленина. — Прим. ред.).На мой взгляд, это очень крутой объект, но нигде, кроме России, я не могу себе представить что-то подобное, ведь в западных странах службы безопасности и здравоохранения просто не позволят выставить в общественном месте муляжи бомб, потому что это угрожает если не физическому, то психическому здоровью человека». 

О КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРАХ

«Сразу после того, как я стал заниматься искусством, я начал писать статьи, а полученные гонорары тратил на покупку фотографий. Я рассуждал так: "Если я хочу связать свою жизнь с искусством, то хорошо бы начать вкладываться в него". Часто я покупал работы молодых авторов, чтобы поддержать их. Сейчас у меня собралась коллекция более чем из сотни снимков, посвященных архитектуре. Главные качества для любого коллекционера — страсть и точное понимание темы, которая тебе нравится».

О БУДУЩЕМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

«Только что я прочел новую книгу Иэна Макьюэна «Машины, подобные мне». По сюжету развитие робототехники в мире дошло до того, что машины стали точной копией людей. Но знаете, что я думаю? Машины не путешествуют, они не спускаются в метро, не гуляют по паркам, у них нет эмоционального интеллекта, и они не умеют чувствовать. Юмор, политика и красота всегда будут сферами интереса человека, и никто в этом заменить его не сможет».

КРЕДИТЫ:

Текст: Татьяна Паласова

Фотограф: Федор Битков

Стилист: Эля Гаевская


Источник фотографий: Федор Битков

Подборка: Cosmoscow-2019


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
Журнал
«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
«Ночь музеев» 2020: куда «пойти» онлайн
Афиша
«Ночь музеев» 2020: куда «пойти» онлайн
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
Стиль жизни
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
«Абу-Даби Арт»: главный повод посетить Эмираты в ноябре
Путешествия
«Абу-Даби Арт»: главный повод посетить Эмираты в ноябре