18 Декабря 2021

5 малоизвестных фактов об одном из главных символов Нового года — балете «Щелчкунчик»

129 лет назад, 18 декабря 1892 года, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера культового балета Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа. Рассказываем о нескольких любопытных фактах из истории самого волшебного произведения в истории, без которого невозможно представить новогодние праздники 

Клара, Мария или Маша: как же зовут главную героиню балета?

За более чем вековую историю произведение Петра Чайковского и Мариуса Петипа претерпевало не одно изменение: хореографию перепридумывали многие постановщики по всему миру, оставляя неизменной лишь безупречную музыку композитора. В оригинальном произведении, рождественской сказочной повести «Щелкунчик и Мышиный король» авторства Эрнста Теодора Амадея Гофмана, главную героиню звали Мари. Ее прообразом стала дочь товарища немецкого писателя-романтика, Клара. В Российской империи сразу после окончания Первой мировой войны от немецкого имени отказались — и так на сцене начала появляться не Мари, а Маша.
Балет «Щелчкунчик» на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне

Благодаря смелости Чайковского российская публика впервые услышала новый инструмент

Во время подготовки балета к премьере, которая состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Петр Ильич Чайковский заказал из Парижа новый для того времени музыкальный инструмент — челесту. Визуально она напоминает фортепиано, однако звучит иначе. По замыслу Мариуса Петипа, во время танца феи Драже зрители должны слышать «падение капель воды в фонтанах». Именно такой звук, подобный стуку маленьких колокольчиков, и воспроизводит челеста.

Чтобы поставить балет «Щелкунчик», от команд театров необходимо максимум усилий костюмеров и художников

Помимо эффектной хореографии, которую адаптируют по всему миру и видоизменяют под рынок, отходя от непревзойденного оригинала, особой работой для команд театров становятся декорации и костюмы. Вы наверняка отмечали богатое убранство сцены и количество реквизита во время похода на «Щелкунчика». Вот несколько официальных цифр от New York City Ballet: гигантская рождественская елка, украшающая сцену в одном из актов, весит больше тонны и «вырастает» на 12 метров в высоту, а за кулисами одновременно работает около 57 разных людей, контролируя смену декораций.
Балет «Щелчкунчик» на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне

Впервые балет «Щелкунчик» поставили в США не в Нью-Йорке, а в Сан-Франциско, только в 1944 году

Вы наверняка слышали о постановке «Щелкунчика» российско-американского хореографа Джорджа Баланчина. Именно ему балет Чайковского обязан своим успехом за океаном: в 1954 году Баланчин поставил рождественскую сказку для Нью-Йоркского балета, и именно по его версии в 1993 году был снят фильм. Однако впервые в США «Щелкунчика» показали не в 1954 году, а на десять лет раньше — и не в Нью-Йорке, а в Сан-Франциско. Художественный руководитель балета Сан-Франциско Уильям Кристенсон решил полностью использовать оригинальную хореографию Петипа и показал балет в канун Рождества в 1944 году. Публике он невероятно понравился, и с тех пор балет Сан-Франциско исполняет «Щелкунчика» каждый сочельник и в течение всего зимнего сезона.
Балет «Щелчкунчик» на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне

Золотым стандартом «Щелкунчика» стала постановка Юрия Григоровича 1966 года в Большом театре

Идеальными Машей и сказочным принцем, заколдованным в Щелкунчика, стала звездная пара русского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. По словам Григоровича, Щелкунчик в исполнении Васильева был идеальным сказочным героем, а Максимова порхала по сцене, словно настоящая снежинка.

Источник фотографий: Legion Media


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Какие подарки добавила в свои новогодние вишлисты команда InStyle.ru
Обзоры
Какие подарки добавила в свои новогодние вишлисты команда InStyle.ru
Для этих трех знаков конец 2021 года будет психологическим испытанием
Отношения
Для этих трех знаков конец 2021 года будет психологическим испытанием
Торт с мандаринами и шампанским, пирожные из «снега» и другие самые красивые новогодние десерты в ресторанах Москвы
Еда
Торт с мандаринами и шампанским, пирожные из «снега» и другие самые красивые новогодние десерты в ресторанах Москвы
Гости гала-концерта в честь закрытия гастролей Театра балета Бориса Эйфмана в Москве
Светская хроника
Гости гала-концерта в честь закрытия гастролей Театра балета Бориса Эйфмана в Москве