14 Июля
Black actors matter: главные афроамериканцы в кино XX века
Сегодня как никогда важно вспомнить о судьбах людей, боль и страдания которых мы никогда не сможем по-настоящему понять и чьи старания, сила воли и вызов заслуживают всеобщего признания.
Хэтти МакДэниел
«Я предпочла бы зарабатывать 700 долларов в неделю, играя горничную, чем зарабатывать 7 долларов в день, работая горничной»
В 1939 году Дэвид Селзник создал киношедевр «Унесенные ветром», полюбившийся миллионам зрителей по всему миру и установивший рекорд по числу номинаций и завоеванных премий. Американский институт кинематографии признал его лучшим американским фильмом всех времен. Но наиболее значимой награды была удостоена Хетти МакДэниел, ставшая в 1940 году первой афроамериканкой, номинированной на премию «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана».
Двенадцатая церемония награждения «Оскар» проходила в Лос-Анджелесе, в отеле «Амбассадор», который славился строгой политикой расовой сегрегации и надписями «чернокожим вход запрещен». Продюсеру Дэвиду Селзнику стоило особого труда добиться от руководства отеля позволения на участие Хетти МакДэниел в мероприятии, хотя даже после этого актриса не могла сидеть за одним столом с Кларком Гейблом, Вивьен Ли и Оливией де Хэвилленд. Ее место было в сторонке за специально приготовленным столиком у самой дальней стены.
Можно только гадать, какие мысли возникали у нее в голове в тот момент, когда она шла к сцене, чтобы взять в руки одну из самых престижных кинонаград в мире, а зал рукоплескал ей, или когда она произносила трогательную речь дрожащим от переполняющих ее эмоций голосом. Возможно, она вспоминала о своем тяжелом детстве в семье бывших рабов, о том, как трудно было доказывать музыкальные и сценические таланты, о том, что пришлось бросить школу и прибиться к странствующей группе музыкантов ради осуществления мечты. «Белый» Голливуд так и не дал ей возможности попробовать себя в главной роли, но даже этот стереотипный образ прислуги сделал ее настоящим достоянием кинематографа.
7 культовых книг о проблемах расизма, которые стоит прочесть Читать
Сидни Пуатье
«Я решил использовать свою работу как отражение моих ценностей»
Проведя все детство на Багамах в семье бедных фермеров, торгующих помидорами, Сидни Пуатье, самый младший из семи детей, мечтал вывести семью из удручающей нищеты. В 15 лет, не имея образования, он впервые покинул родительский дом и с 3 долларами приехал зарабатывать в Нью-Йорк. В то время американский негритянский театр набирал актеров, и Сидни решил попытать счастья, но едва он проговорил первые слова текста на прослушивании, присутствующие покатились со смеху. Его сильный карибский акцент совсем не вписывался в актерскую тусовку. «Найди работу посудомойкой!» — едко прокричал ему вслед режиссер.
Отказ и насмехательства не сломили его, а стали движущей силой к новой цели. Последующие несколько месяцев Сидни посвятил подражанию речи дикторов из радио и начал работать взамен на уроки актерского мастерства. Когда он пришел в тот же театр на очередное прослушивание, его утвердили на роль в «Днях нашей молодежи». Это стало началом его пути славы, конечной целью которого было стать одним из самых прибыльных актеров в Голливуде.
В 1964 году, когда афроамериканцы еще считались «цветными», Сидни Пуатье выходит из лимузина и поднимается вверх по ступенькам в зал для вручения премии «Оскар». В тот вечер Сидни Пуатье стал первым темнокожим актером, получившим «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Полевые лилии». Тем не менее не обошлось без суровой реальности расовой дискриминации: некоторые находили оскорбительным то, что актриса Энн Бэнкрофт, которая вручала награду Пуатье, поцеловала его в щеку во время поздравления.
Примечательно, что в тот самый вечер в штате Висконсин у экрана телевизора, пораженная происходящим, сидела десятилетняя темнокожая девочка. Этот момент стал решающим для нее. Она сказала себе: «Если он смог выиграть «Оскар», то и я смогу сделать что-нибудь особенное!» Тогда девочка и представить себе не могла, что станет одной из самых влиятельных фигур в шоу-бизнесе — Опрой Уинфри, а через 36 лет лично встретится с Сидни Пуатье, чтобы взять у него интервью для своей авторской программы.
Дайан Кэрролл
«Если вы не приглашены на вечеринку, устройте свою собственную!»
Дайан Кэрролл выросла в Нью-Йорке, в семье кондуктора метро и медсестры. Родители, вовремя заприметившие ее талант к пению, отдали дочь в хор Гарлемской баптистской церкви. Подростком Дайан славилась своим очарованием и обаянием и в 15 лет стала подрабатывать моделью для журнала Ebony. Но свою профессиональную жизнь она начала как певица и продолжала отшлифовывать это искусство: Кэрролл пела на телевидении, в ночных клубах и на Бродвее.
Прорывом в карьере Кэрролл стало участие в телевизионном шоу Chance of a Lifetime. Своим исполнением песни Why Was I Born? Дайан Кэрролл покорила жюри и стала обладательницей главного приза — $1000. Победа в конкурсе стала началом ее карьеры певицы на Манхэттене. В 1962 году она стала первой темнокожей актрисой, удостоившейся премии «Тони» за роль в бродвейском мюзикле No Strings.
Почти полвека назад Дайан вышла за рамки расовых барьеров своим дебютом в сериале «Джулия», премьера которого состоялась в 1986 году. Это было первое шоу на американском телевидении, показавшее зрителю афроамериканку не в роли горничной или помощницы, а в роли медсестры Джулии Бейкер. Роль в сериале принесла Дайан Кэрролл «Золотой глобус».
Самые красивые индийские актрисы Читать
Степин Фетчит
«Я сделал чернокожего гражданином первого класса в мире»
Так и не став обладателем «Оскара», Линкольн Перри, более известный под своим сценическим псевдонимом Степин Фетчит, стал первым афроамериканским актером, которого показали на телевидении. За это место в кинематографе ему пришлось заплатить немалую цену — играть на экране роль бормочущего дурачка. В то время именно такими Америка привыкла видеть темнокожих людей.
К середине 30-х годов Перри был на вершине своей славы, но в глазах афроамериканцев он считался предателем. В то время актеры начали оказывать давление на Голливуд, чтобы тот избавил экраны от стереотипных «черных ролей». Персонаж, играемый Перри и обожаемый публикой, был словно насмешкой над всеми их стараниями и флешбэком во времена рабовладения. Темнокожие актеры считали, что эта роль не позволяет белой Америке рассматривать черных актеров как способных присоединиться к мейнстриму. К концу 30-х звезда Перри начала угасать. Ему стали платить меньше, чем его белым коллегам. Это привело к длительной борьбе Перри с Fox Studios за равную оплату, в которой ему не суждено было выиграть. Ирония судьбы Линкольна Перри заключается в том, что он пытался стать своим среди чужих, но стал чужим среди своих.
Материал подготовила Полина Верко
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess