26 Марта

Полина Аскери, Александра Пастернак и Марина Глухова о главных арт-тенденциях года

Мы узнали, что в мире искусства будет самым востребованным в 2019 году.

Международный продюсер и креативный директор Laboratory ABC Марина Глухова, владелица одной из самых успешных галерей Askeri Gallery Полина Аскери и популярная художница Саша Пастернак поделились мнением на тему самых актуальных арт-трендов.

Марина Глухова, Laboratory ABC

Полина Аскери, Александра Пастернак и Марина Глухова о главных арт-тенденциях года фото № 1

«Исследуя художественную культуру последние семь лет, я стала замечать, что новые идеи приходят к художникам независимо от тенденций, скорее, на них влияет социальное поле, в котором они находятся, и политические проблемы страны, в которой они живут. 

Я считаю, что тренд 2019 года — быть голой женщиной, так как это ее сущность. Сейчас женское искусство набирает обороты по всему миру. Мы видим, как женщина ищет свободу, красоту и любовь, как в себе, так и в искусстве. 

В современном мире скорость секса равна скорости интернета. Если отнести знаменитое sex sells к искусству, то, на мой взгляд, это как никогда актуально. Рассматривать женщину не как тело, а ее душу. Каждая женщина является уникальным произведением искусства. Она сама задает тренды и свою жизнь. Поэтому художники занимаются документальными исследованиями, экспериментами, фиксируя сегодняшний день и заглядывая в будущее. Например, летний курс школы Марины Абрамович направлен на поиск безусловной любви. 

Я думаю, что яркой тенденцией и трендом 2019 года станет искусство свободной женщины. Оно сможет трансформироваться и сублимировать то, что происходит внутри женского тела, в живопись, видеоарт и эксперимент. 

Это проявляется не только у художников. В театрах идут постановки о женщине, общество активно принимает участие во всевозможных женских акциях, и наша команда Laboratory ABC решила сделать свой проект под названием "Голая женщина = счастливая", где все художники смогут реализовать свои гениальные замыслы о женской душе, ее теле и счастье».

Полина Аскери, Askeri Gallery

Полина Аскери, Александра Пастернак и Марина Глухова о главных арт-тенденциях года фото № 2

«Тенденции в мире искусства не настолько быстро меняющиеся и четкие, как в фэшн-индустрии. Если мы говорим о трендах мира искусства per se, то здесь, конечно, нужно ждать открытие Венецианской биеннале, после чего будет смысл говорить о 2019 годе. В остальном я бы отметила, что современное искусство продолжает активно работать в междисциплинарном пространстве: большую популярность набирают проекты с новыми медиа, искусство активно вступает в сферу VR и рефлексирует над новыми проблемами. Все больше внимания уделяется художникам из "незападных" развивающихся стран как носителям постколониальной идентичности и возможности альтернативного высказывания (достаточно посмотреть список выставок в МОМА в 2018 году — более половины посвящены "незападным" художникам).  

Если же речь идет о рынке искусства, здесь тенденции несколько отличаются. Тренд, который никуда не уходит и, видимо, не уйдет никогда, — это охота за классиками modern и contemporary art и модными художниками. Спрос есть на самые разные работы: от принтов Энди Уорхола до полотен Джорджа Кондо и скульптур KAWS. Все активнее и конкурентоспособнее на рынке искусства становятся женщины-художницы. Другой тренд — искусство из Азии, преимущественно Южной Кореи или Японии — трудоемкие работы, созданные из мельчайший деталей, как, например, у корейца Кван Йонг Чана».

Александра Пастернак, художница

Полина Аскери, Александра Пастернак и Марина Глухова о главных арт-тенденциях года фото № 3

«С начала года не прошло и трех месяцев, тем более что январь и февраль — месяцы сонные, так что говорить о 2019-м еще рановато. Но точно могу сказать, кардинально нового ничего не произошло и, скорее всего, не произойдет. Как и не происходит уже десятки лет, а те тенденции, которым сейчас следуют, были заданы еще в ХХ веке (не считая эко-арта и направленности на онлайн-аудиторию). Всё, что сейчас происходит, все направления — это переработка прошлого, но в более доступном для зрителя виде. Ведь у всех теперь есть инстаграм (почти) и возможность наблюдать за художниками в любой точке мира. На просторах интернета вы теперь можете видеть работы «последователей» Малевича, Матисса, Пикассо, Баския и т. д. Но что действительно ценно и интересно — и ныне живущих настоящих самобытных художников. А иногда даже и великих людей возрастной категории 80+, таких как Дэвид Хокни, Алекс Кац, Пьер Сулаж, Герхард Рихтер.

Тенденция первая — открытость и доступность. Постепенно пропадает секретность, таинственность "сотворения", искусство становится ближе к людям. Теперь каждый может вести прямые эфиры с выставок, из художественных мастерских, снимать процесс создания картины, скульптуры, объекта и т. д. Музеи ведут сторис. Люди, у которых нет возможности сходить, съездить или полететь за тридевять земель, на Брейгеля в Вену, Венецианское биеннале или Artbasel в Майами, могут просто пройти про хештегу. Появляется огромное количество онлайн-выставок, курсов, школ, лекций, паблик-токов. Но что удивительно, люди всё же продолжают ходить на те же выставки, интересоваться искусством, а эти "виртуальные представления" лишь раззадоривают аппетит и заманивают туда, где уже были те, на кого ты подписан.

Вторая тенденция — работа на публику. Многие молодые художники стали всё больше внимания уделять пиару и маркетингу, даже, скорее, ориентироваться на них, забывая про истинную цель "творца". Вести арт-блоги, под каждой фотоработой оставлять тонну не касающейся искусства информации, в общем, все по правилам "как раскрутить инстаграм самостоятельно", пытаясь завлечь покупателя. Всячески рекламируя, продают картины, чехлы, брелоки и себя в том числе. И кстати, у них это неплохо получается, без помощи каких-либо галерей.

Третья тенденция — равновесие всех видов искусств. Если еще несколько лет назад можно было услышать, что живопись выходит из моды, что она устарела и скоро никому не будет нужна, то сейчас, на мой взгляд, эти высказывания теряют вес. Живопись снова на коне. В последнее время стало открываться огромное количество выставок, как современных, так и классических авторов. Выставка-исследование Павла Отдельнова "ПРОМЗОНА", "Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович" в Еврейском центре, скоро "Эдвард Мунк" в Третьяковской галерее. Проект "Подарим городу искусство" — симбиоз всех искусств. Живопись, графика, фото, скульптура, дизайн, интегрированные в городское пространство, в интерьер, соединились, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Четвертая тенденция — взаимодействие современного российского арт-рынка с остальным миром. Несмотря на накаленную политическую обстановку, художники и галереи стали чаще выезжать на международные выставки, арт-ярмарки, а также благодаря Сosmoscow появилась возможность "познакомиться с новейшими тенденциями мирового арт-рынка и получить самые необходимые знания об актуальном искусстве". Так что ждем сентября, чтобы дополнить впечатления о тенденциях на 2019 год».


Поделитесь с друзьями

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Комар и Меламид: о соц-арте, Энди Уорхоле и покупке душ
Культура
Комар и Меламид: о соц-арте, Энди Уорхоле и покупке душ
Тупак, Фрэнк Синатра, Майкл Джексон и еще 5 звезд, которых вернули к жизни с помощью голограмм
Стиль жизни
Тупак, Фрэнк Синатра, Майкл Джексон и еще 5 звезд, которых вернули к жизни с помощью голограмм
Искусственный интеллект создал точную копию Сальвадора Дали
Культура
Искусственный интеллект создал точную копию Сальвадора Дали
Руками не трогать: где смотреть на виртуальное искусство?
Культура
Руками не трогать: где смотреть на виртуальное искусство?