18 Октября | Дарья Кузнец
«Я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы на полчаса забыть о реальности» — 7 вопросов художнице Саше Фроловой
Российская художница, выставка которой проходит в Торговой Галерее Seasons с 4 по 31 октября, рассказала InStyle.ru о латексе, мире будущего, работе в пандемию, собирательных женских образах и радости, которую дарит искусство
Торговая Галерея Seasons — в прошлом «Модный Сезон», прошедшая масштабный ребрендинг, этой осенью для всех поклонников современного искусства стала местом силы, которое позволяет оторваться от действительности и отправиться в мир фантазий. В пространстве Seasons с 4 по 31 октября проходит выставка современной российской художницы Саши Фроловой с символичным названием Hortus Futurum («Сад будущего»). По словам директора по развитию Seasons Лидии Александровой, в ближайшее время Галерея станет тем самым модным пространством, в которое захочется прийти не только на шопинг. Креативная команда Seasons откажется от холодного света, наполнит галерею зеленью, цветами и приятными ароматами. «В Seasons появятся зоны, задача которых — задержать покупателей в магазине и привлечь дополнительную аудиторию. Рядом с нами много известных театров и мест, куда можно отправиться вечером. Мы дадим их посетителям возможность сбросить рабочее напряжение после трудового дня бокалом шампанского в шампань-баре и подготовиться к выходу в свет: сделать освежающую экспресс-маску, вечернюю укладку или освежить макияж» — рассказывает о планах Торговой Галереи Лидия Александрова. Также важная часть ребрендинга — трансформация в многофункциональное пространство, в котором можно совершать покупки и знакомиться с современным искусством. «Торговая галерея открылась в 2012 году, и я прекрасно помню, c какими воодушевлением встретила Москва этот проект. Центральная локация и конкурентное окружение подталкивали тогда к люксовому позиционированию. Мы хотим создать в Торговой Галерее особое настроение, стать частью московской гуманной городской среды. И современное искусство, как ни один другой инструмент, поможет нам в этом» — поделилась Лидия Александрова. В холлах Seasons установят большие экраны, на которых будет транслироваться видеоарт интересных молодых художников. Один из первых важных проектов Seasons — ретроспектива Саши Фроловой. Саша в своем творчестве пытается предугадать будущее и смотрит на него очень позитивно. В ее работах гармонично сочетаются ироническая рефлексия, эксцентричность и философская медитативность. Редактор InStyle.ru связался с Сашей Фроловой, чтобы поговорить о женских образах в ее творчестве, будущем искусства, латексе и работе в период пандемии. Вы не боитесь будущего, как в антиутопичных фильмах и книгах? Каким бы вам хотелось видеть мир через 100 лет?
Я придерживаюсь позитивного взгляда на будущее и надеюсь, что нам удастся избежать апокалиптических сценариев. Мы сами создаем будущее. Мне кажется, в будущем усилятся возможности нашего сознания, восприятия и мышления, мы начнем острее и глубже переживать красоту окружающего мира. Хотелось бы, чтобы будущее было похоже на райский сад, чарующий, удивительный и прекрасный. И думаю, важная роль будет принадлежать искусству, так как творческий потенциал человека усилится многократно. Именно художники двигают прогресс человечества, придумывают и создают будущее. И задачей художника я вижу создание нового — новых форм, новых идей, новых жанров, — создание того, что раньше никогда не существовало. Искусство — это портал в иную реальность, образ которой через картины и скульптуры создают художники. Красота — это канал связи с божественным. Красота возвращает на нашу планету фрагменты рая, как кусочки огромного растерявшегося пазла. Ощущение красоты очень доброе, чистое и невинное, очень высокое. Искусство — способ сделать мир лучше. На мой взгляд, искусство — это отрицание физических законов и законов реальности, их ниспровержение. В этом смысле искусство — чудо. Это проявление присутствия чудесного во вселенной. Расскажите о цветах, которые вы используете в своих работах. Каким символизмом они наполнены?
Форма для меня первична. Но цвет меняет смысл формы, придает ей дополнительные значения, управляя нашим бессознательным. Цвет связан для меня с эмоциями и является их метафорой. Я хочу выразить свои эмоции через скульптуру. Придать форму чему-то эфемерному, тому, что не имеет формы, чему-то, что трудно объяснить и выразить. Мои скульптуры — это слепки эмоций и визуальные фантазии, вдохновленные разными эмоциональными состояниями, и цвет помогает мне в этой задаче. Это похоже на барочную теорию аффектов, только на языке скульптуры. Я стремлюсь, с одной стороны, вызвать в зрителе определенные эмоциональные состояния, а с другой стороны — изобразить их в форме и цвете. Иногда же вообще отказываюсь от цвета и делаю акцент на форме и свойствах материала. Работая в направлении пост-поп визуального языка, я пытаюсь найти свой собственный уникальный подход к созданию формы с использованием биоморфных, текучих и упрощенных геометрических абстракций. Джефф Кунс как-то раз сказал, что без зрителей искусство не может существовать. Согласны ли вы с этим? Как бы вы хотели, чтобы люди воспринимали ваше творчество?
Искусство, на мой взгляд, может существовать и без зрителя, поскольку творческий процесс доставляет человеку удовольствие, а вот может ли существовать зритель без искусства? Но сейчас мы действительно сталкиваемся с тем, что художник борется за зрителя и главным в искусстве становится желание вызвать реакцию — многим даже не важно, позитивную или негативную. Во всем, что делаю, я стремлюсь добиться эффекта фасцинации. Слово «фасцинация» мне очень нравится, в искусстве оно означает «завораживание», когда ты не можешь оторвать взгляд, тебя притягивает то, что ты видишь, и чаще всего не понимаешь почему. Мне хочется давать зрителю свободу для интерпретаций. В этом есть свобода современного искусства: каждый может понимать, чувствовать и интерпретировать его по-своему. И мне хочется, чтобы зритель попытался не понять, а именно почувствовать форму, заворожиться, застыть, восхититься, перестать анализировать и начать воспринимать. Восприятие искусства начинается не от понимания, а от контакта между произведением искусства и сознанием зрителя, важно живое восприятие. Расскажите подробнее об образе женщины в вашем творчестве. Кто она? Какими качествами наделена? Какой вы ее себе представляете в реальной жизни?
Я исследую женский образ в культуре и пытаюсь переосмыслить женские образы разных эпох и стилей, создавая новые собирательные образы. Это поиск женского образа будущего.
В моих костюмах можно найти отсылки к анимации 1930-х, пин-апу 1950-х, футуризму 1960-х и клубной культуре 1990-х, увидеть что-то от Бетти Буп и Барбареллы, персонажей японского аниме и моделей Thierry Mugler. А также в процессе создания образа меня привлекает игра двухмерного и трехмерного: по сути все мои образы — это двухмерные картинки, переведенные в объем. И когда смотришь издалека, кажется, что это оживший мультфильм. Латекс дает ощущение второй кожи, скафандра, вызывает ассоциации с будущим и чем-то сверхчеловеческим. Он меняет пластику движения, ощущения от твоего тела, делает тебя похожим на супергероя. Мой персонаж все время трансформируется, но у него остается одно неизменное качество, которое важно для меня, — сверхженственность. Ваши произведения искусства наполнены сексуальными отсылками. Расскажите об этом их аспекте подробнее. Что значит секс в ваших работах?
Сексуальных отсылок я, наоборот, стараюсь избегать. Мне это неинтересно. Мои формы часто трактуются неправильно, но тут все зависит уже от конкретного зрителя. Для меня важно удержать грань между женственностью и открытой сексуальностью. В русской культуре, с ее акцентом на духовность, тема телесности табуирована, хотя для европейской культуры она очень важна. Мне интересно работать с телом как с элементом скульптуры, оживляющим форму. Фантазировать на тему трансформаций тела и исследовать возможности перформативной скульптуры. Надевая костюм, я превращаюсь в живую скульптуру. Латекс — довольно специфический материал, имеющий определенные коннотации в нашем мире. Почему ваш выбор пал на него?
Мне интересен латекс как материал, и мне хочется очистить его от исторически сложившихся значений, сделав акцент на его свойствах. Меня привлекает уникальная биоморфная пластика, мягкость линий, которую дают латекс и воздух. Мне интересен принцип формообразования, который возможен с помощью латекса и который превращает его в моего соавтора. Сам материал создает форму, и меня увлекает это сотворчество: никогда не знаешь, как раздуется выкройка, пытаешься просчитать, и это очень интересный и интригующий процесс. Латекс и воздух вообще дают возможность экспериментировать с масштабом. Мне нравятся хрупкость и эфемерность надувных объектов и при этом их эмоциональность и позитивность. Кажется, что надувные объекты создают ощущение живых существ, формы мягкой и теплой, наполненной воздухом, как и мы, а гладкость материала напоминает кожу. Блеск латекса привлекает и завораживает, создает эффект суперэстетики, вызывает ассоциации с чем-то идеальным и совершенным. Латекс — это сок дерева гевеи, это живой материал. И, как все живое, скульптуры и костюмы из латекса временны, не вечны. Мое искусство в этом смысле — гимн эфемерности. Мои формы — это фантазии, которые в любой момент, как мыльный пузырь, могут лопнуть, исчезнуть, рассеяться. Но они вызывают живые эмоции, меняют настроение, воздействуют на зрителя, и для меня это важнее вечности. Я отказываюсь от вечности ради красоты в моменте. Поменялось ли ваше отношение к творчеству и своим работам после пандемии? Захотелось ли вкладывать в произведения новые жизнеутверждающие смыслы?
Я лишь утвердилась в том, что делаю, и стала более уверенной в правильности направления, в котором работаю. Искусство должно быть добрым и красивым. Все мои скульптуры несут позитивный импульс. Позитивно заряженное современное искусство по-прежнему встречается редко, но в последнее время это направление становится все более популярным. Информационное поле сейчас перенасыщено негативом, и зритель все больше нуждается в по-детски простом и понятном искусстве, вызывающем яркие эмоции и радость, переключающем сознание как через образ, форму, так и через взаимодействие и игру. Поэтому я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы на полчаса забыть, что он на выставке, забыть о реальности и предложить ему вместо нее альтернативную, с другими формами и цветами, существующую по своим собственным законам, — законам фантазии. Выставка Саши Фроловой Hortus Garden пройдет с 4 по 31 октября в Торговой Галерее Seasons.
Я придерживаюсь позитивного взгляда на будущее и надеюсь, что нам удастся избежать апокалиптических сценариев. Мы сами создаем будущее. Мне кажется, в будущем усилятся возможности нашего сознания, восприятия и мышления, мы начнем острее и глубже переживать красоту окружающего мира. Хотелось бы, чтобы будущее было похоже на райский сад, чарующий, удивительный и прекрасный. И думаю, важная роль будет принадлежать искусству, так как творческий потенциал человека усилится многократно. Именно художники двигают прогресс человечества, придумывают и создают будущее. И задачей художника я вижу создание нового — новых форм, новых идей, новых жанров, — создание того, что раньше никогда не существовало. Искусство — это портал в иную реальность, образ которой через картины и скульптуры создают художники. Красота — это канал связи с божественным. Красота возвращает на нашу планету фрагменты рая, как кусочки огромного растерявшегося пазла. Ощущение красоты очень доброе, чистое и невинное, очень высокое. Искусство — способ сделать мир лучше. На мой взгляд, искусство — это отрицание физических законов и законов реальности, их ниспровержение. В этом смысле искусство — чудо. Это проявление присутствия чудесного во вселенной. Расскажите о цветах, которые вы используете в своих работах. Каким символизмом они наполнены?
Форма для меня первична. Но цвет меняет смысл формы, придает ей дополнительные значения, управляя нашим бессознательным. Цвет связан для меня с эмоциями и является их метафорой. Я хочу выразить свои эмоции через скульптуру. Придать форму чему-то эфемерному, тому, что не имеет формы, чему-то, что трудно объяснить и выразить. Мои скульптуры — это слепки эмоций и визуальные фантазии, вдохновленные разными эмоциональными состояниями, и цвет помогает мне в этой задаче. Это похоже на барочную теорию аффектов, только на языке скульптуры. Я стремлюсь, с одной стороны, вызвать в зрителе определенные эмоциональные состояния, а с другой стороны — изобразить их в форме и цвете. Иногда же вообще отказываюсь от цвета и делаю акцент на форме и свойствах материала. Работая в направлении пост-поп визуального языка, я пытаюсь найти свой собственный уникальный подход к созданию формы с использованием биоморфных, текучих и упрощенных геометрических абстракций. Джефф Кунс как-то раз сказал, что без зрителей искусство не может существовать. Согласны ли вы с этим? Как бы вы хотели, чтобы люди воспринимали ваше творчество?
Искусство, на мой взгляд, может существовать и без зрителя, поскольку творческий процесс доставляет человеку удовольствие, а вот может ли существовать зритель без искусства? Но сейчас мы действительно сталкиваемся с тем, что художник борется за зрителя и главным в искусстве становится желание вызвать реакцию — многим даже не важно, позитивную или негативную. Во всем, что делаю, я стремлюсь добиться эффекта фасцинации. Слово «фасцинация» мне очень нравится, в искусстве оно означает «завораживание», когда ты не можешь оторвать взгляд, тебя притягивает то, что ты видишь, и чаще всего не понимаешь почему. Мне хочется давать зрителю свободу для интерпретаций. В этом есть свобода современного искусства: каждый может понимать, чувствовать и интерпретировать его по-своему. И мне хочется, чтобы зритель попытался не понять, а именно почувствовать форму, заворожиться, застыть, восхититься, перестать анализировать и начать воспринимать. Восприятие искусства начинается не от понимания, а от контакта между произведением искусства и сознанием зрителя, важно живое восприятие. Расскажите подробнее об образе женщины в вашем творчестве. Кто она? Какими качествами наделена? Какой вы ее себе представляете в реальной жизни?
Я исследую женский образ в культуре и пытаюсь переосмыслить женские образы разных эпох и стилей, создавая новые собирательные образы. Это поиск женского образа будущего.
В моих костюмах можно найти отсылки к анимации 1930-х, пин-апу 1950-х, футуризму 1960-х и клубной культуре 1990-х, увидеть что-то от Бетти Буп и Барбареллы, персонажей японского аниме и моделей Thierry Mugler. А также в процессе создания образа меня привлекает игра двухмерного и трехмерного: по сути все мои образы — это двухмерные картинки, переведенные в объем. И когда смотришь издалека, кажется, что это оживший мультфильм. Латекс дает ощущение второй кожи, скафандра, вызывает ассоциации с будущим и чем-то сверхчеловеческим. Он меняет пластику движения, ощущения от твоего тела, делает тебя похожим на супергероя. Мой персонаж все время трансформируется, но у него остается одно неизменное качество, которое важно для меня, — сверхженственность. Ваши произведения искусства наполнены сексуальными отсылками. Расскажите об этом их аспекте подробнее. Что значит секс в ваших работах?
Сексуальных отсылок я, наоборот, стараюсь избегать. Мне это неинтересно. Мои формы часто трактуются неправильно, но тут все зависит уже от конкретного зрителя. Для меня важно удержать грань между женственностью и открытой сексуальностью. В русской культуре, с ее акцентом на духовность, тема телесности табуирована, хотя для европейской культуры она очень важна. Мне интересно работать с телом как с элементом скульптуры, оживляющим форму. Фантазировать на тему трансформаций тела и исследовать возможности перформативной скульптуры. Надевая костюм, я превращаюсь в живую скульптуру. Латекс — довольно специфический материал, имеющий определенные коннотации в нашем мире. Почему ваш выбор пал на него?
Мне интересен латекс как материал, и мне хочется очистить его от исторически сложившихся значений, сделав акцент на его свойствах. Меня привлекает уникальная биоморфная пластика, мягкость линий, которую дают латекс и воздух. Мне интересен принцип формообразования, который возможен с помощью латекса и который превращает его в моего соавтора. Сам материал создает форму, и меня увлекает это сотворчество: никогда не знаешь, как раздуется выкройка, пытаешься просчитать, и это очень интересный и интригующий процесс. Латекс и воздух вообще дают возможность экспериментировать с масштабом. Мне нравятся хрупкость и эфемерность надувных объектов и при этом их эмоциональность и позитивность. Кажется, что надувные объекты создают ощущение живых существ, формы мягкой и теплой, наполненной воздухом, как и мы, а гладкость материала напоминает кожу. Блеск латекса привлекает и завораживает, создает эффект суперэстетики, вызывает ассоциации с чем-то идеальным и совершенным. Латекс — это сок дерева гевеи, это живой материал. И, как все живое, скульптуры и костюмы из латекса временны, не вечны. Мое искусство в этом смысле — гимн эфемерности. Мои формы — это фантазии, которые в любой момент, как мыльный пузырь, могут лопнуть, исчезнуть, рассеяться. Но они вызывают живые эмоции, меняют настроение, воздействуют на зрителя, и для меня это важнее вечности. Я отказываюсь от вечности ради красоты в моменте. Поменялось ли ваше отношение к творчеству и своим работам после пандемии? Захотелось ли вкладывать в произведения новые жизнеутверждающие смыслы?
Я лишь утвердилась в том, что делаю, и стала более уверенной в правильности направления, в котором работаю. Искусство должно быть добрым и красивым. Все мои скульптуры несут позитивный импульс. Позитивно заряженное современное искусство по-прежнему встречается редко, но в последнее время это направление становится все более популярным. Информационное поле сейчас перенасыщено негативом, и зритель все больше нуждается в по-детски простом и понятном искусстве, вызывающем яркие эмоции и радость, переключающем сознание как через образ, форму, так и через взаимодействие и игру. Поэтому я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы на полчаса забыть, что он на выставке, забыть о реальности и предложить ему вместо нее альтернативную, с другими формами и цветами, существующую по своим собственным законам, — законам фантазии. Выставка Саши Фроловой Hortus Garden пройдет с 4 по 31 октября в Торговой Галерее Seasons.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess