5 Января | Маргарита Замураева

Два календаря, гадания, хождение со звездой: как отмечали Новый год и Рождество с древности до наших дней

Почему мы празднуем рождество не 25 декабря, а 7 января? Как отмечали Новый год до революции? Зачем на святки наряжались в смешные и грозные маски? Исследуем традиции нашей страны вместе с экспертами Музея Москвы.

Два календаря — два праздника

Древние славяне каждый год внимательно следили за сменой сезонов. Все с нетерпением ждали, когда придет тепло и можно будет пойти в поле и посадить овощи и зерновые. Сельское хозяйство было в приоритете, так что радовались все именно первому дню весны, который и считали началом нового года. С принятием христианства в 988 году появился и церковный календарь, который начинался 1 сентября. Праздничные даты, 1 марта и 1 сентября, начали существовать параллельно, только в 1492 году официальной праздничной порой стала осень.

Поздравительная карточка, XIX в. (из коллекции Музея Москвы)

Маски, бороды и пляски в Рождество

Праздновать Рождество на Руси стали только в Х веке. Празднику предшествовали 40 дней Филиппова поста. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши — кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом — маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью.

Праздник Рождества приходился на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — коляду. Колядки, как и святки, справлялись в период зимнего солнцестояния. Наши предки считали, что это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, поворот к теплу, которое несет плодородие и веселье. Колядки начинали праздновать с Рождественского сочельника. Надевали самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых кафтанов, вывороченных шерстью наружу. Рядились также в коней, коров и других животных, символизирующих плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать, за что ряженые сулили им полное благополучие и счастье.

После безуспешных попыток искоренить языческую коляду христианская церковь включила ее в святки — 12 дней между Рождеством и Крещением. Игры и обряды коляды постепенно заменили прославление Христа, хождение со звездой и другие обряды. Святки стали воплощением языческих и христианских верований, а также праздником, насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами. С языческих времен сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, в период с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой. Святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником. Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день, вторая — на Крещение.

Новое летоисчисление — новые традиции

1 сентября 1698 года москвичи последний раз встречали Новый год осенью. Петр I ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова (до реформы счет дней на Руси велся от сотворения мира), а заодно и передвинул официальное начало года с сентября на январь. Указ от 20 декабря 1699 года расписывал новые детали старого праздника: «…а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и знатным проезжим улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых еловых и можжевеловых…» Образцы украшенных ветвей были выставлены у Гостиного двора и Главной аптеки на Красной площади. Это новшество со смертью Петра I было забыто и соблюдалось только кабатчиками в питейных заведениях. Также «в знак веселия» приказывалось учинить иллюминации и салют, более того, в каждом дворе было велено сделать по три выстрела из мушкетов и пушек, а на площадях пускать ракеты «какие у кого будут».

С 1 по 7 января на Красной площади устраивались огненные потехи и стрельба, по ночам на улицах горели костры или поставленные на столбы смоляные бочки. Сохранились воспоминания Федора Поликарпова, постоянного автора газеты «Ведомости» и справщика (редактора) Печатного двора. Он наблюдал за встречей нового века из окон типографии на Никольской улице, которая неожиданно стала центром ночных торжеств: «…в знатных местах зделаны были ворота наподобие Триумфальных. Також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных древ и иллюминациями». Утром государь принимал в Кремлевском дворце официальные поздравления «на европейский манер». В домах сподвижников Петра начались ассамблеи, с правилами которых еще не все были знакомы. Танцевать всю ночь и открыто любезничать с дамами теперь разрешалось на «правительственном уровне», поэтому молодежи нововведение понравилось. Через семь дней пальба и гульба прекратилась, началось новое столетие.

Елка в каждый дом

Традиция ставить елку и украшать ее к Рождеству укоренилась в России в 1830-х годах и широкое распространение получила уже к середине XIX века. Украшали ее отнюдь не стеклянными игрушками, а яблоками, орехами, конфетами, пряниками. Тогда же появились елочные базары и магазины. В Первую мировую войну рождественская елка стала сближающим фактором для противников. Выставленные на бруствер немецких окопов 24 декабря 1914 года небольшие светящиеся елочки послужили символом, призывающим к братанию солдат воющих сторон. Аскетично украшенная военная елка ставилась и в русских окопах. К 1917 году в России празднование Рождества, установка и украшение рождественской елки стало привычным явлением.

1 / 3
Поздравительная новогодняя открытка адресована Ее Высокородию Амалии Владимировне Ильиной (г. Мокшаны Пензенской губ.), 1910 (из коллекции Музея Москвы) фото № 7
Поздравительная новогодняя открытка адресована Ее Высокородию Амалии Владимировне Ильиной (г. Мокшаны Пензенской губ.), 1910 (из коллекции Музея Москвы)
Открытка цветная «Поздравляю с Праздником Рождества Христова», 1903-1915 (из коллекции Музея Москвы) фото № 8
Открытка цветная «Поздравляю с Праздником Рождества Христова», 1903-1915 (из коллекции Музея Москвы)
На рождественской открытке, адресованной А.А. Голосовой, изображен ангел, летящий над городом, с подарками в руках, 1903-1915 (из коллекции Музея Москвы) фото № 9
На рождественской открытке, адресованной А.А. Голосовой, изображен ангел, летящий над городом, с подарками в руках, 1903-1915 (из коллекции Музея Москвы)

Забытый буржуйский праздник

До революции Рождество было главным семейным праздником, а вот Новый год отмечала исключительно молодежь. После Октябрьской революции, едва оправившись от Гражданской войны, Совнарком РСФСР принял декрет о переходе страны на григорианский календарь — с 25 декабря празднование Рождества перешло на 7 января. Со второй половины 1920-х годов началась борьба с церковными праздниками как с буржуазными пережитками старого мира, в первую очередь с Рождеством. Было решено праздновать только Новый год. В 1936 году появился декрет Совнаркома о публичном праздновании Нового года 31 декабря. Старая, укоренившаяся традиция приобрела новый смысл, попутно изменив свою атрибутику. Тогда же появились елочные украшения с символикой советского государства: шары со звездами, серпом и молотом, «буденновцы», стеклянные дирижабли с надписью «СССР». 

В Великую Отечественную войну по указу Сталина были открыты храмы, тогда снова вернули празднование Рождества. В 1947 году 1 января стал официальным выходным днем. Празднование Нового года стало обрастать традициями, часть из которых перешла к нему от Рождества. Например, вручение подарков, богатый праздничный стол. С распадом Советского Союза Рождеству вернули статус официального праздника, и 7 января объявили выходным днем. Также вернулись рождественские ярмарки, популярные в XIX веке. 


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

10 новогодних подарков для настоящих гурманов
Еда
10 новогодних подарков для настоящих гурманов
«Метрополь» приглашает на Новый год
Новости
«Метрополь» приглашает на Новый год
10 женских ароматов, которые хочется получить в подарок
Обзоры
10 женских ароматов, которые хочется получить в подарок
«Черное Рождество» и другие новогодние фильмы с мистическим сюжетом
Музыка и кино
«Черное Рождество» и другие новогодние фильмы с мистическим сюжетом