Злата Фетисова , Татьяна Паласова

«Кинотавру» 30: главный российский кинофестиваль глазами его героев

С 9 по 16 июня в Сочи в 30-й раз пройдет открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». По случаю юбилея мы встретились с командой его организаторов, а также с актерами и режиссерами, которых узнали и полюбили благодаря «Кинотавру», и попросили их рассказать о самых веселых, трогательных и любимых моментах с фестиваля.

ОРГАНИЗАТОРЫ


Александр Роднянский, президент фестиваля — об истории и значении

«15 лет назад, когда я возглавил фестиваль, мы сразу же радикально поменяли его фокус: "Кинотавр" отказался от проведения международного конкурса и полностью сосредоточился на российском кинематографе. После безвременья 90-х наконец стала зарождаться киноиндустрия, это было время изменений, вернувших отечественное кино в кинотеатры. "Кинотавр" для российского кино — это агентство полного цикла. Мы первыми открыли конкурс короткометражного кино, и теперь нет практически ни одного важного режиссера в стране, который бы ни стартовал в нем на "Кинотавре". Попогребский, Хлебников, Меликян, Бакурадзе, Крыжовников — всех не перечислить. Они приезжают, осваиваются, становятся частью творческих альянсов и возвращаются с дебютом, а потом и со вторым, третьим фильмом.

В фокусе внимания "Кинотавра" сейчас — жанровые картины с авторской интонацией, арт-мейнстрим. Благодаря вниманию к фестивалю у зрителя просыпается интерес и доверие к таким фильмам. Если когда-то при хороших результатах авторские картины собирали в прокате 15–20 млн рублей, то сейчас это 100 миллионов рублей и больше. Конечно, несопоставимые цифры с лидерами проката, но это содержательное кино, которое отражает время и проблемы страны. Оно привлекает внимание телевидения и стриминговых платформ, а в случае особого художественного качества путешествует по всему миру».


Полина Зуева, продюсер фестиваля — о празднике и гостеприимстве

«Начинала я с того, что отвечала за фильмогруппы: собирала их, объявляла и выводила на сцену, я фактически была нянькой всех конкурсных фильмов. Потом стала координировать культурную программу, объявлять на площади фильмы и многое другое. И даже сейчас я занимаюсь подбором культурной программы — приглашаю музыкантов, придумываю вечеринки, участвую в разработке дизайна наших худи и сумок, которые многим полюбились. Больше своей работы я, наверное, люблю только ощущение того, что все участники "Кинотавра" словно бы приезжают ко мне в гости.

В этом году будет мой 15-й «Кинотавр», и могу сказать, что за это время он кардинально изменился. Фестиваль стал серьезной индустриальной площадкой, которая отражает то, что сейчас происходит в кино, и которая по масштабу перекрывает любой другой кинофестиваль: вывезти в Сочи всех участников, гостей и журналистов — это, между прочим, потрудиться надо. 

Наши прославленные вечеринки — действительно одна из важных составляющих "Кинотавра". Фестиваль ­— это ведь праздник! И я горжусь, что нам удалось создать такую неповторимую атмосферу. Фестиваль — такое мероприятие, которое невозможно вернуть, повторить или пересмотреть, как фильм. Я хочу, чтобы "Кинотавр" процветал и оставался таким же престижным, актуальным, привлекательным для кинематографистов и, может быть, даже расширялся. Может быть. Если у меня вырастет еще одна голова».

Ситора Алиева, программный директор фестиваля — о триумфе и достижениях

«"Кинотавр" уникален во всем. Он зародился сразу после развала СССР и пережил этап постсоветского становления. Это самый крупный в мире национальный кинофестиваль по количеству фильмов, гостей и даже по бюджету. "Кинотавр" всегда был, независимо от того, что происходило в индустрии. Он никогда не загибался и продолжал отражать реальность через призму кино. А 30-летний юбилей "Кинотавра" только доказывает, что фестиваль необходим киноиндустрии, как средство ее развития и влияния на нее. 

За эти годы "Кинотавру" удалось поддержать независимый кинематограф и короткометражное кино как первую ступень на пути к большому — и это сработало. Многие режиссеры, привозившие к нам короткометражные фильмы, возвращались через год или два с полным метром. И нам по-прежнему удается менять отношение зрителей к авторскому кино. Фильмы "Нелюбовь" и "Левиафан" Андрея Звягинцева, "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Про любовь" Анны Меликян, "Гоголь. Страшная месть" Егора Баранова сделали большие сборы в кинопрокате. Все это говорит о том, что мы смогли завоевать зрителя умным, тонким кино.

Я очень люблю свою профессию, и «Кинотавр», как никакой другой фестиваль, дает возможность искать авторов, показывать их. Особенно вдохновляет и воодушевляет, когда у авторов есть свой месседж, когда им есть что сказать. А найти удачное сочетание экстраординарного месседжа с нестандартной формой подачи истории — большое счастье для любого фестивального отборщика. Высокие технологии — это просто высокие технологии, они никогда не сделают эстетического прорыва и революции».   

АКТЕРЫ


Виктория Исакова — о прорыве 

«На первый “Кинотавр” я приехала с фильмом "Требуется няня". "Ты все равно ничего не получишь, — прошептал Павел Семенович Лунгин, сидевший за мной в зале во время просмотра. — Но я сниму тебя в своем кино". Мы вернулись в Москву, и вскоре мне прислали сценарий "Острова".

С самого первого раза меня восхитила атмосфера на фестивале, она фантастическая! Все приезжают показать, что сделали за год, и посмотреть, что сняли другие. Ругают друг друга, хвалят, восхищаются, строят совместные планы. Здесь всегда чувствуется высокая концентрация таланта и интереса к профессии. За свои годы "Кинотавр" стал джентльменом, красавчиком. Теперь это визуально очень эффектный фестиваль. Раньше ведь думали как? Если ты талантлив, то тебе не надо стараться выглядеть как-то по-особенному и можно прийти на премьеру фильма хоть в шортах, а актрисы считали, что краситься и выбирать платья — дело девушек из светской тусовки. Организаторам удалось добиться того, что мужчины приходят на премьеры в смокингах, а женщины — в вечерних платьях.

На 30-летие пожелаю «Кинотавру» хорошего кино, потому что без него это все не имеет смысла. Важно, чтобы был предмет разговора, споров, чтобы кино существовало не как аттракцион, а как творчество, акт искусства».

Любовь Аксенова — о семейной атмосфере

«Лето 2011 года, когда мы приехали с Нигиной Сайфуллаевой и коротким метром "Шиповник" на "Кинотавр", стало для меня судьбоносным. Это был мой первый фильм, и я не совсем понимала, куда я еду и что там будет, но в итоге всего за пару дней на фестивале познакомилась со всеми, с кем потом работала в кино, — с Петром Бусловым, Михаилом Сегалом, Григорием Константинопольским. С Петром Бусловым у меня тогда вообще был забавный случай. Он подошел ко мне после премьеры сказать комплимент по поводу фильма, а я в ответ высказала, что была у него на пробах в фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" и он меня не утвердил, поэтому я даже не знаю, как с ним теперь общаться. Он только смеялся, а я кривлялась — забавно сейчас это вспоминать. 

Я приезжаю в Сочи уже как к себе домой или на отдых. "Кинотавр" — это такой творческий лагерь, где много талантливых людей. А еще у меня полное ощущение, что это семейная вечеринка, которая длится семь дней и очень сильно тебя заряжает в творческом плане». 

Александр Горчилин — о душевности

«Чем "Кинотавр" круто отличается от зарубежных фестивалей, которые я видел, так это тем, что он похож на пионерлагерь для взрослых кинематографистов. Все живут в одном отеле, утром вместе ходят на завтрак, днем смотрят фильмы, вечером купаются в море и веселятся, в общем, проводят время сообща. В Каннах такого никогда не встретишь, там все сами по себе и какой-то душевности нет. У меня даже когда-то была мысль, что надо снимать фильм просто ради того, чтобы поехать на "Кинотавр". 

Я люблю этот фестиваль за его замечательных устроителей, особенно за Полину Зуеву. Мне нравится, что есть отдельная программа дебютов, в которой не обходят вниманием начинающих кинематографистов».

Мария Шалаева — о веселье 

«Первый раз я была на фестивале в 2002 году с коротким метром "Завтра день рождения", и это в принципе была моя первая работа в кино. В день открытия, когда началась красная дорожка, куда меня не пригласили, мы с подругой весь вечер плевались с балкона — такая у нас была акция протеста. А фильм, кстати, победил в конкурсе дебютов. Потом я приезжала в Сочи с "Русалкой", "Нирваной", "Я буду рядом", так что я — абсолютный выходец с "Кинотавра". И даже такая шутка есть между моими друзьями: если хотите поехать на "Кинотавр", снимите в своем фильме Шалаеву. 

15–17 лет назад фестиваль был в основном про тусовку, но потом благодаря Александру Роднянскому с Игорем Толстуновым и команде Полины Зуевой стал важной профессиональной площадкой. "Кинотавр", без преувеличения, самый престижный смотр кино в России, все хотят туда попасть — и взрослые, и начинающие. Многие режиссеры, которых мы помним по короткометражным фильмам, сейчас уже сняли полные метры и развиваются в индустрии, например, мои однокашники Кирилл Плетнев, Миша Сегал, Гриша Добрыгин.

30 лет — прекрасный возраст! Пусть "Кинотавр" никогда не состарится!»

Никита Кукушкин — о независимости

«Я очень люблю Полину Зуеву и благодарен ей за все, что она делает. Полина была одной из тех, кто сопровождал нашу "Седьмую студию" на всем ее пути, и я рад, что она по-прежнему устраивает главный российский кинофестиваль, где люди могут, отдыхая, смотреть фильмы. И здорово, что "Кинотавр" дает гигантский толчок молодым артистам.

Желаю "Кинотавру" и дальше открывать новые таланты, быть независимым, свободным от предрассудков фестивалем. Не разделять людей на звезд и незвезд. И пускай молодым режиссерам, которые приезжают на «Кинотавр» с артхаусом, продюсеры дают возможность снимать хорошее коммерческое кино, которого в России очень мало. В общем, было бы круто, если бы Саше Горчилину после его «Кислоты» дали бюджет, чтобы он снял боевик — только так, как ему хочется!»

РЕЖИССЕРЫ


Наташа Меркулова — о празднике жизни

«Когда мы с Лешей Чуповым впервые приехали в 2013 году на "Кинотавр" представлять "Интимные места", то чувствовали себя людьми, которые случайно оказались на этом празднике жизни. У меня было ощущение, будто я попала в экранизацию "Великого Гэтсби" — все блестело, искрило, утопало в блеске бриллиантов. И в то же время почти вся съемочная группа нашего фильма жила в одном номере, как большая дружная семья — так уж получилось. А на закрытии фестиваля, когда нам вручали приз, Леша сделал мне предложение.

По организации "Кинотавр" — лучший фестиваль из всех в мире, на которых мне довелось побывать. Он на голову их выше. С того момента, как у тебя забирают паспортные данные при заселении в отель, и до момента, когда ты садишься в самолет обратно до Москвы, тебя ведет команда профессионалов, так что шанса пропустить что-то важное или потеряться просто нет. Это настоящее удовольствие, можно почувствовать себя важным гостем. Пожелание "До встречи на "Кинотавре" для меня звучит, как "До встречи в самом лучшем месте в самое лучшее время"».

Алексей Чупов — о важности

«На первом "Кинотавре" я готовился сделать предложение Наташе Меркуловой после закрытия фестиваля, на пляже. Я ведь не знал, что мы получим приз за лучший дебют и будет более подходящий момент. В итоге нас вызвали за наградой на сцену, я встал на колено перед Наташей, и она согласилась стать моей женой. Вот уж не знаю, такой ли ответ я бы услышал на пляже.

Фестиваль многие годы держит высокую планку и является зеркалом киноиндустрии в России. Какое кино сняли режиссеры, продюсеры, сценаристы — таким и получится "Кинотавр", поэтому мы живем с ним в очень тесной связи, и хочется, чтобы он просто был — этого уже достаточно!»

Иван Твердовский — об уникальности

«Я навсегда запомню, как в 2010 году на "Кинотавре" у меня впервые в жизни случилась паническая атака. Это было в один из конкурсных дней, я волновался, не спал и не ел, и в какой-то момент мне показалось, что у меня одновременно инсульт, инфаркт и остановка сердца. Даже скорую вызывали. Потом, когда в 2014-м приезжал с "Классом коррекции", уже был поспокойнее.

"Кинотавр" — единственный в России институт, который продвигает и популяризирует авторское кино. Думаю, это личная позиция президента фестиваля и отборочной комиссии. Если бы фокус их внимания был смещен в сторону коммерческих и патриотических фильмов, то существование авторского кино в нашей стране вообще было бы под вопросом.

Мы с "Кинотавром" ровесники — и мне, и ему в этом году 30 лет. Мне кажется, на этом этапе важно сохранить лучшие традиции и в то же время не упускать что-то новое и свежее, что появляется, но в силу стереотипов, вкусов и мнений иногда отсеивается. Я за то, чтобы все самое стоящее появлялось на "Кинотавре" — пускай он будет лучше всех!»

Анна Меликян — о незабываемых впечатлениях

«Премьеры всех моих фильмов состоялись на фестивале, поэтому "Кинотавр" для меня — совершенно особенное место. Первые показы твоих работ — это самые стрессовые и в то же время самые яркие моменты жизни, которые, уверена, умирая, я буду вспоминать. И у меня они все время происходят в зале кинотеатра "Жемчужина". 

Больше всех мне запомнилась премьера фильма "Про любовь", потому что на его показе я впервые побывала лично. До этого я ни разу не смотрела свои фильмы со зрителями, потому что очень боюсь. Когда была премьера моей "Русалки", я просто ходила вокруг кинотеатра, во время показа "Звезды" я заперлась в номере и высчитывала минуты до конца сеанса. С премьерой  "Про любовь" я собиралась сделать то же самое, но задержалась с механиком буквально на пять минут в начале показа фильма, чтобы все проверить, как вдруг пропал звук. Это случилось ненадолго, так что зрители даже не заметили, но я поняла, что не могу уйти из зала — если что-то еще случится с фильмом, я должна быть здесь. Так я простояла за спиной механика до самого конца сеанса, умоляя вселенную, чтобы этот показ состоялся. Я счастлива, что тогда осталась, потому что такого зала я никогда не видела: они смотрели мой фильм так, будто это рок-концерт — аплодировали и смеялись. 

А еще "Кинотавр" — это красиво. Ты заранее начинаешь придумывать, что бы тебе надеть на красную дорожку. Для девочек это особенно важно, потому что мы снимаем кино часто в спартанских условиях, и поэтому на съемочной площадке выглядим как дальнобойщики. После "Кинотавра" у тебя всегда драйв внутри, ты хочешь снимать новое кино, потому что зарядился энергией и эмоциями. Ну и танцы, конечно! Я танцую раз в год, но до упаду — и всегда на "Кинотавре"». 

КРЕДИТЫ:

Подготовили: Злата Фетисова, Татьяна Паласова

Фото: Илья Вартанян

Стиль: Олег Тихомиров, Эля Гаевская, Маша Лигай

Макияж и прически: Катарина Кочик, Марина Мелентьева, Наталья Огинская, Галина Пантелеева, Александра Яценко

Ассистент стилиста: Анастасия Карлышева

Ассистенты фотографа: Павел Веденькин, Ярослав Клосс, Василий Патраков

Продюсер: Ксения Васильева

Источник фотографий: Илья Вартанян

Подборка: «Кинотавр»-2019


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«Кинотавр-2020»: лучшие образы звезд на фестивале российского кино
Звездный стиль
«Кинотавр-2020»: лучшие образы звезд на фестивале российского кино
10 самых красивых бьюти-образов с красной дорожки Венецианского кинофестиваля — 2020
Обзоры
10 самых красивых бьюти-образов с красной дорожки Венецианского кинофестиваля — 2020
«Пальмовая ветвь»: фильмы — победители Каннского кинофестиваля прошлых лет
Музыка и кино
«Пальмовая ветвь»: фильмы — победители Каннского кинофестиваля прошлых лет
10 потрясающих платьев с каннской премьеры фильма Le Grand Bain
Мода
10 потрясающих платьев с каннской премьеры фильма Le Grand Bain