Маргарита Пушкина о самом интересном, что ждет нас на Сosmoscow 2020, арт-трендах и личной коллекции искусства
В этом году из-за локдауна был отменен даже Art Basel, но Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow все же состоится — в Гостином Дворе 11—13 сентября. Ее основатель и директор Маргарита Пушкина рассказала, в чем особенности ярмарки в эпоху пандемии, и дала несколько советов начинающим коллекционерам.
Маргарита, какие тренды пандемия задала на российском и международном арт-рынках?
Почти миллиард людей по всему миру оказался на самоизоляции, и это, разумеется, не могло пройти незаметно для арт-мира. Безусловно, самым заметным стал тренд, связанный с переходом институций и проектов в онлайн. Ведущие международные ярмарки — Frieze NY, Art Basel, NADA и другие — прошли в онлайн-формате. Коллекционеры, к слову, оценили его преимущества: возможность более спокойно и систематизированно изучить предложения на стендах галерей, большую прозрачность — на онлайн-стендах участников были указаны цены на произведения (во время ярмарок арт-дилеры редко указывают цены, используя обращение с вопросом о стоимости как повод завязать диалог с потенциальным покупателем). Уже понятно, что эта тенденция сохранится. В нынешнем году мы тоже планируем провести «гибридный» выпуск Cosmoscow: наряду с офлайн-мероприятием ярмарка пройдет онлайн, что актуально для тех участников и посетителей, которые не смогут присутствовать в Гостином Дворе. Другой тренд — солидарность внутри арт-сообщества. На протяжении всего карантина чувствовалась сильная поддержка коллег, благодаря чему родилось множество новых нестандартных проектов. В частности, именно в этом году мы приняли решение запустить ярмарку-сателлит blazar, которая будет концентрироваться на продвижении молодого искусства. Мы очень гордимся нашими партнерами: Ruinart, Audi, The St. Regis — их помощь в этом году ценна как никогда.
Какая идея у Cosmoscow будет центральной в этом году?
В процессе подготовки к предстоящему выпуску мы немало думали о тех вызовах, с которыми столкнулись. Многие из этих размышлений легли в основу нашей образовательной программы Cosmoscow Talks, темой которой станет «Со-присутствие». А для конкурса нашего партнера Cultural Creative Agency была выбрана тема «Турбулентность», призывающая художников к осмыслению новой реальности. Проекты победителей — Полины Канис, Екатерины Муромцевой и Алексея Таруца — будут представлены на Cosmoscow.
Тема аукциона Off White этого года — «Вымысел и прогноз. Новая эстетика создания миров» — тоже связана с пандемией?
Каждый раз подготовкой аукциона и разработкой его концепции занимается новый приглашенный куратор. В этом году им стал Мохаммад Салеми, основатель берлинского Нового центра исследований и практики. Тему «Вымысел и прогноз» он предложил еще до введения карантина, но сейчас она оказалась куда актуальнее. Искусство ведь не стремится к буквальному отображению реальности, а чаще занимается созданием и исследованием новых миров — лучшие образцы вырабатывают в нас открытый взгляд и подвижную реакцию, что особенно ценно в условиях меняющихся обстоятельств. Погружение в такие миры требует от зрителя определенной смелости, готовности к столкновению с новым и неизведанным.
Что такое платформа ТЕО и какие возможности она открывает?
Сейчас торговля многими видами товаров очень активно и заметно переходит в онлайн. Это тренд, который невозможно игнорировать, поэтому мы запускаем целый ряд инициатив, одна из которых – это TEO. Мы давно планировали запуск этой онлайн-платформы, чтобы знакомить аудиторию с лучшими авторами и произведениями в течение всего года, а не только на ярмарке. ТЕО — надежный проводник в мире современного искусства, который помогает расширить диалог между художниками и коллекционерами, позволяет сделать взвешенный и осознанный выбор, исходя из своих возможностей. Коллекционирование превращается во все более простой и прозрачный процесс. Сейчас мы готовимся к выходу на международную аудиторию.
Звание «Художник года» на Cosmoscow 2020 получит Павел Отдельнов. Его произведения хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства и других государственных и частных коллекциях. На фото — работа Павла Отдельнова «ГСК», 2020.
Статус «Музей года» на Cosmoscow в этом году достанется Музею современного искусства «Гараж». Вы давно служите патроном «Гаража» и, наверное, особенно горды?
Это правда, я очень рада, ведь с «Гаражом» мы в той или иной форме мы сотрудничаем не первый год. В прошлом году, например, они показали у нас стенд — волную реконструкцию квартиры Влада Мамышева-Монро. В сентябре гости Cosmoscow смогут ознакомиться с коллекцией Музея «Гараж», их прекрасным архивом по истории российского современного искусства, одним из крупнейших в мире, а также поучаствовать в процессе оцифровки и реставрации видеокассет, в том числе своих. Кроме того, на стенде музея будут представлены редкие видеоматериалы 1985–2020-х годов, посвященные художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. По уже сложившейся традиции Фонд Cosmoscow сделает пополнение в коллекцию «Музея года».
Вы и сами собираете искусство. Как и когда началась ваша коллекция?
Для меня отправной точкой стало желание разобраться в современном искусстве. Вначале я покупала по несколько работ сразу. На этом этапе много советовалась с профессионалами, в частности с владелицей галереи XL Еленой Селиной, которая сегодня входит в Экспертный совет Cosmoscow. В ее галерее я купила работы Влада Мамышева-Монро, Константина Звездочетова и других знаковых российских авторов. Я всегда покупаю очень осознанно. Отдельные работы уже имеют выставочную историю. Например, «Небоскреб «Черный куб» Павла Пепперштейна побывала на выставках в Tate Modern и New Museum в Нью-Йорке.
Какие жанры, время, художники интересуют вас как коллекционера сегодня?
Частная коллекция – это всегда отражение вкусов человека. С 2010 года я профессионально занимаюсь проектом, который связан с современным искусством, вхожу в Экспертный совет ярмарки и несу ответственность за ее художественный контент. За это время у меня накопился богатый опыт и знания в этой области. Безусловно, на коллекции это тоже отражается, поэтому в круг моих интересов в основном входят художники, с которыми работает Фонд Cosmoscow – это молодые российские авторы, со многими из которых мы делаем различные проекты, в том числе на ярмарке. Одно из главных преимуществ коллекционирования актуального искусства – это возможность прямого общения с интересными людьми, которые занимаются осмыслением окружающей нас действительности. Это расширяет кругозор, позволяет сформировать собственное отношение к непростым, но очень важным вопросам.
Какую стратегию покупки искусства вы могли бы предложить начинающим коллекционерам?
Стратегии могут быть разными. Одно точно: финансовые возможности не должны быть ограничивающим фактором. Если человек может себе это позволить, он покупает, скажем, Марка Ротко, а коллекционер с более скромным бюджетом может собирать молодых авторов. Когда ваша эрудиция только формируется, полезно советоваться с экспертами. Общение с художниками, галеристами и другими коллекционерами тоже важно. Необходимо держать руку на пульсе: посещать выставки и ярмарки, следить за результатами аукционов, читать профильные новости. Опыт, знания и насмотренность отличают хорошего коллекционера.
Подборка: Cosmocow-2020
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess