12 Ноября 2020

Держаться корней: Натиа Фридлянд о диджитал-платформе ATINATI, посвященной Грузии

В сегодняшнем мире, где неопределенность становится нормой жизни, особенно остро понимаешь, что единственный путь удержаться на плаву — это обратиться к корням. Так, новая медиаплатформа ATINATI, появившаяся на свет буквально месяц назад, решила собрать онлайн все знания в области культуры и искусства Грузии. Ее создатель Натиа Фридлянд рассказала InStyle, что именно стоит за столь амбициозным планом.

ATINATI — англоязычная диджитал-платформа, созданная под эгидой одноименного фонда, основанного Натией Фридлянд. Сейчас она представлена на сайте atinati.com, в Instagram на странице @atinati_ и в других социальных сетях. В команде около 20 человек, также к сотрудничеству привлекаются известные специалисты из разных сфер культуры и искусства Грузии — они входят в экспертный совет, отбирающий темы для публикации.

Натиа Фридлянд, создательница платформы ATINATI

О ЗАМЫСЛЕ «Идея эта у меня зрела давно. Ведь до сих пор не было единого ресурса, где собрано все о культуре Грузии, ее литературе, искусстве, архитектуре, музыке, хореографии, кино, моде, лайфстайле. До карантина мне не хватало времени сесть и продумать все моменты. А пандемия создала для этого идеальные тепличные условия. Я поняла: если сейчас не начну, придется ждать еще долго, — и решительно взялась за дело». 

О КОМАНДЕ «У всех, с кем я говорила о проекте, была только положительная реакция. Команда собралась быстро, мы все на одной волне, все зажигаем друг друга и учимся друг у друга, что для меня очень ценно. Наша цель — современным языком, с помощью качественного видео- и фотоконтента и коротких эмоциональных текстов рассказать миру про нашу замечательную маленькую страну, создать яркое впечатление».

О ПЛАНАХ «Наша платформа — место, где можно не только узнать все о Грузии, ее культуре и народе, но и найти для себя вдохновение. Увидев красивое фото или искреннее, со смыслом видео, задуматься, зарядиться хорошим настроением на весь день. Когда пойдет на спад пандемия, мы будем делать и оффлайн-проекты, привозить международных экспертов в Грузию, а грузинских вывозить в другие страны, привлекать к сотрудничеству звезд и блогеров».

«Грузия — место, где Запад встречается с Востоком, а Восток — с Западом. На протяжении веков грузинская культура формировалась как синтез всего лучшего, что приходило с одной и с другой стороны».

О НАЗВАНИИ «Его придумала, точнее — вспомнила, что есть такое старогрузинское слово, atinati, моя 12-летняя крестница. Означает оно «первый луч света, проникающий в темноту». А где свет, там и знание. Для меня этот проект довольно личный, и в названии мне хотелось отразить всю мою привязанность к родине. Да и мое имя тоже связано с понятием света, и в жизни для меня всегда важно отдавать, делиться с другими».

О ЛОГО «В его основе буква А из старого грузинского алфавита, очень элегантно, минималистично и символично выглядящая. Она круглая, как солнце и земля. В эту внутреннюю, округлую, ее часть легко вписать любое изображение — и буквица тогда сразу превращается в окно, открытое в нашу культуру и страну. Мы будто лишний раз напоминаем: Грузия — страна, где рады всем, добро пожаловать!»

Логотип ATINATI

О ГРУЗИНСКОМ ХАРАКТЕРЕ «Главная черта всех грузин — радушие и гостеприимство. Для нас гость — всегда от бога! Еще одна важная наша черта — любовь к свободе. Это стержень грузинской литературы, искусства и философии. Небольшой и не самой богатой стране приходилось много защищаться, быть под игом, но внутренняя стойкость, сила духа в народе сохранились невероятные. Любовь к жизни и умение радоваться малому — как будто у тебя всё есть — были всегда».

О ТРАДИЦИЯХ «Детей у нас воспитывают на уважении к прошлому и к своему роду — и все это происходит за большим столом, когда семейные легенды передаются из уст в уста. Грузинское застолье — это же не про выпить, а про настроение и умение отделить главное от второстепенного. Ценности и знания передаются и через тосты, конечно же. А где тосты, там и пение, и танцы. Нет такого грузина, который не поет или не танцует. Говоря словами руководителя Национального балета Грузии Илико Сухишвили: каждый грузин независимо от возраста и профессии в какой-то момент жизни обязательно проявляется как танцор. Вдруг загорается искра — и удержаться уже невозможно. И я не исключение».

1 / 6
Грузинский национальный балет «Сухишвили», сохраняющий и развивающий традиции народного танца, стал единственным в мире фольклорным ансамблем, выступившим на сцене Ла Скала. фото № 7
Грузинский национальный балет «Сухишвили», сохраняющий и развивающий традиции народного танца, стал единственным в мире фольклорным ансамблем, выступившим на сцене Ла Скала.
фото № 8
фото № 9
фото № 10
фото № 11
фото № 12

О ТРУДОЛЮБИИ «Со стороны, конечно, может показаться, что грузины только и делают, что поют да танцуют. Это не так. Трудолюбие у нас в генах. А как иначе, ведь Грузия — страна виноделия, а это всегда требует колоссального труда. Просто мы умеем все делать через праздник. Я помню свою бабушку, которая уже с раннего утра хлопотала по хозяйству. Да и все мужчины в нашей семье были трудоголиками. Мой дедушка из западной Грузии ходил в школу пешком, а она была далеко, окончил ее с золотой медалью, отправился в Тбилиси с маленьким сверточком и поступил на исторический факультет Тбилисского Государственного университета, а потом началась война и он, как и все его однокурсники с 3 его курса пошли добровольцами на войну, уже после победы он продолжил военную карьеру и дослужился до высоких чинов. Всю жизнь он для себя изучал философию, литературу историю и для всех был просто ходячей энциклопедией».

О КУЛЬТУРЕ «Грузия — место, где Запад встречается с Востоком, а Восток — с Западом. На протяжении веков грузинская культура формировалась как синтез всего лучшего, что приходило с одной и с другой стороны. Уникальность нашего народа в том, что, балансируя на стыке иных культур и цивилизаций, он всегда сохранял невероятный вкус и способность отбирать лучшее и прививать это к своим корням. В XI–XII веках Грузия была невероятно продвинутой, просвещенной страной. «Дети льва равны друг другу, будь то львенок или львица» — строчка из «Витязя в тигровой шкуре», XII век. Чем не предтеча европейской демократии?»

ОБ ИСКУССТВЕ «ATINATI будет много рассказывать о современных грузинских художниках. Они удивительные, их всех отличают и уважение к традициям, и устремленность в будущее — мыслями они уже живут в XXII веке. Не все его видят, быть может, в позитивном ключе, но всех волнует вопрос, какой тогда будет роль художника. Сегодня, как считает Тато Ахалкацишвили, работы которого уверенно продаются на аукционе Phillips и есть в моей коллекции, художник — это больше политическое заявление. И с ним нельзя не согласиться».

Мультимедиа-художник Тато Ахалкацишвили работает на стыке истории, фантазии и личных воспоминаний. Огромное полотно Ego sum unicum exitus («Я есть единственный выход») было создано в 2020 году.

Художник-самоучка Нико Пиросмани — классик мирового наивного искусства. Одна из его самых известных работ — «Актриса Маргарита» 1909 года.
Вано Бугадзе поднимает в своих работах тему занавеса и решеток, играющих роль преграды между прошлым и настоящим.
Мера Абрамишвили, «Черная пантера». В творчестве этого художника органично сосуществуют традиции персидской миниатюры и грузинской фрески. На европейских аукционах, если повезет, его работы можно приобрести за 50–60 тысяч евро.

О МОДЕ «Грузинских дизайнеров отличает врожденное чувство стиля. Почти всем им — а это Джордж Кебуриа, Александр Ахалкацишвили, Ладо Бокучава, Ираклий Русадзе, сестры Гванца и Нина Мачарашвили и многие другие — присуще невероятное благородство, которое индивидуально проявляется у каждого. Излюбленного чёрного цвета , как мне кажется, в последнее время становится все меньше. Цвет появляется даже у самых консервативных дизайнеров. Настоящими иконами же стали Демна Гвасалиа и бренд Vetements, созданный им вместе с братом Гурамом. Да, в мировой моде был некоторый вакуум, но они не просто пришли и заполнили его, а совершили абсолютный прорыв. Они буквально попали в десятку, поняв, что моду надо менять, и хорошенько ее встряхнули».

1 / 4
Vetements фото № 13
Vetements
Vetements фото № 14
Vetements
Vetements фото № 15
Vetements
Десна Гвасалия с Алек Век фото № 16
Десна Гвасалия с Алек Век

О КИНО «Невозможно представить грузинское кино без юмора Георгия Данелии, Отара Иоселиани, Эльдара Шенгелаи, иносказательности и трагизма Тенгиза Абуладзе. Наши классики –– это всегда прекрасный вкус и чувство меры. И очень важно, что традиция грузинского кино жива и продолжается. Совсем недавно всех нас приятно удивила победа на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне Дэи Кулумбегашвили. Ее фильм-драма «Начало» (Dasatskisi) получил сразу четыре награды: помимо «Золотой раковины», призы за лучшие режиссуру и сценарий, а также лучшей актрисой была признана Иамзе Сухиташвили, сыгравшая главную женскую роль».

1 / 4
Афиша фильма Дэи Кулумбегашвили «Начало» фото № 17
Афиша фильма Дэи Кулумбегашвили «Начало»
Кадр из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» фото № 18
Кадр из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»
Георгий Данелия — классик грузинского кино. На фото — афиша его фильма «Мимино» фото № 19
Георгий Данелия — классик грузинского кино. На фото — афиша его фильма «Мимино»
Кадр из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» фото № 20
Кадр из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!»

О МОТИВАЦИИ «Слава о нашем проекте распространяется с космической скоростью. Многие, в том числе и государственные институции, выражают желание нам помочь, что невероятно ценно и приятно. Мне шлют слова благодарности совершенно незнакомые люди — как иностранцы, так и грузины. Некоторые, правда, сожалеют, что вся информация у нас на английском. А сами грузины, живущие в Грузии, с улыбкой признают, что подобный проект даже больше нужен им, чем иностранцам. Такой интерес к ATINATI очень вдохновляет нашу команду развиваться дальше».

Источник фотографий: Getty, архивы пресс-служб

Подборка: Наследие


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания
Стиль жизни
«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания
«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
Журнал
«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
Стиль жизни
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
«Меня всегда тянуло к ней»: Кейтлин Картер рассказала о романе с Майли Сайрус
Новости
«Меня всегда тянуло к ней»: Кейтлин Картер рассказала о романе с Майли Сайрус