«Спасти орхидею»: что нужно знать о новом спектакле «Гоголь-центра»
27 и 28 марта в «Гоголь-центре» премьера спектакля Владислава Наставшева «Спасти орхидею» о творческом кризисе и путешествии в прошлое в попытке понять себя. Артисты Один Байрон, Филипп Авдеев и Мария Селезнёва по нашей просьбе примерили образы инфантильных героев фильма Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров» и поговорили о том, почему взрослым полезно возвращаться в детство.
Все, кто видел спектакли Владислава Наставшева «Митина любовь» и «Кузмин. Форель разбивает лед» в «Гоголь-центре», знают, как тонко — прежде всего на эмоциональном уровне, — латвийский режиссер работает со зрителем.
Остальным попробуем объяснить: его спектакли — это, во-первых, гармоничное сплетение литературы и музыки (Наставшев — еще и талантливый композитор), а во-вторых, их отличает удивительная, практически исповедальная искренность, с которой герои рассказывают свои истории. В конце марта репертуар «Гоголь-центра» пополнится новой работой Наставшева — автобиографичной постановкой «Спасти орхидею». Только на этот раз «обнажать душу» на сцене будут не герои Бунина и не поэты Серебряного века: события своей жизни, мысли и переживания откроет зрителям сам режиссер.
Цикл автобиографических спектаклей Владислав Наставшев запустил еще в Риге: сначала в Новом Рижском театре гремело «Озеро надежды» про отношения режиссера с мамой, затем вышло продолжение «Озеро надежды замерзло» — нежное посвящение бабушке. На сцене же московского «Гоголь-центра» режиссер решил объединить два сюжета в одну глубоко личную историю и вынести на первый план кризис творческой личности. Главный герой пытается отыскать ответы на самые важные вопросы, обращаясь к образам двух главных женщин в своей жизни и связанным с ними воспоминаниям.
В роли самого Наставшева выступает его друг, актер Один Байрон, маму играет Елена Коренева, суровую советскую бабушку — Филипп Авдеев, ее собаку — Мария Селезнёва, а собирательный образ внутреннего демона воплощает Риналь Мухаметов. Артисты уверяют, что спектакль станет откровенным разговором о преодолении себя и своих страхов, семье, детстве и поисках своего места в мире.
О СПЕКТАКЛЕ: БАБУШКА В ТУМАНЕ
Филипп: «Спасти орхидею» — это попытка запечатлеть эмоциональное состояние героя. Вот как объяснить, что чувствует человек, когда лежит в поле и смотрит на небо? Каждый — что-то свое. Так и у нас. Мы стараемся создать атмосферное пространство на сцене, очень красивое и чувственное, с огромным количеством смыслов, переживаний, чтобы каждый зритель, погружаясь в него, нашел что-то свое».
Мария: «Вообще, это довольно похоже на «Зеркало» Тарковского, или даже на его «Солярис», в котором реальное и нереальное перемешивается. А если говорить о жанре, то это, конечно, трагифарс, потому что, с одной стороны, все происходящее на сцене очень серьезно, но с другой, на это нельзя взглянуть без смеха. Наши персонажи просто не могут быть не смешными, так как порой они выглядят совершенно абсурдно».
Один: «У нас великолепная троица на сцене: бабушка, мама и сын. Весь спектакль мой герой словно находится в тумане, который чаще всего принимает обличие его бабушки, и она, хоть и любя, но давит на него своим взглядом на жизнь. В работе над сценическим образом Влада мне было важно не уходить в пародию на человека, а понять его суть, уловить энергию. Он — настоящая загадка, энигма».
«Сначала мы придумываем себе ответственность, а потом сами же себе докладываем: итак, мне 30. Чего я достиг? А кто сказал, что ты должен чего-то достичь? Живи и радуйся!», – Мария Селезнева
О ХУДОЖНИКЕ: КАПРИЗНЫЙ ЦВЕТОК
Мария: «Мы отправляем зрителей в путешествие по внутреннему миру человека, который пребывает в творческом кризисе. Когда кажется, что уже все сделал, все сказал, а хочется говорить еще, но в то же время есть много страхов — быть непонятным, быть неинтересным. Это бесконечный мучительный поиск себя. Неважно, какая у тебя профессия, — каждый рано или поздно задается вопросом: кто я? зачем я? что я здесь делаю? Наш спектакль — про это».
Один: «Да, все, чем мы занимаемся в театре, заставляет задумываться: кому это нужно? на что мы тратим силы? Поиск ответов на эти вопросы всегда на первом плане у Наставшева».
Филипп: «Художник — это ведь очень прихотливое существо. Как орхидея, которая требует особого ухода: у кого-то она цветет, у кого-то умирает. Нельзя перелить воды, не любые условия ей подходят. Так же и художник — он человек капризный, и то умирает, то опять воскресает».
Мария: «Именно поэтому творческому человеку необходимо оставаться ребенком в душе, иначе неоткуда будет черпать ресурсы».
О «ВНУТРЕННЕМ РЕБЕНКЕ»: В ПОИСКАХ РАДОСТИ
Филипп: «Дети искренне верят во все, что могут себе придумать, например, что игрушка живая и может сражаться с монстрами. А мы, взрослые, не способны в это поверить, потому что нам кажется, что это несерьезно и вообще неважно. Хотя на самом деле именно такое восприятие и есть самое честное. Чем взрослее мы становимся, тем дальше уходим от подлинных ощущений внутри себя. Я восхищаюсь людьми, которым удается до старости сохранить в себе ребенка и в целом ощущение радости от жизни».
Мария: «Мы возвращаемся в детство в осознанном возрасте как раз потому, что все становится чересчур серьезно, тяжеловесно. Но ведь мы сами ставим себе кучу ограничений и придумываем ответственность. И потом самим же себе докладываем: «Ну вот мне 30. А чего я достиг?» А кто сказал, что ты должен чего-то достичь? Живи и радуйся!»
О ПУТЕШЕСТВИЯХ В ДЕТСТВО: ОЗЕРА ЛЮБВИ
Филипп: «Я часто вспоминаю атмосферу баззаботности и свободы в детстве. Я рос в Набережных Челнах, потом в Ульяновске. Это была пора дворового футбола, ворованных яблок и купания в Волге. Время, когда ты получаешь кайф просто от того, что сидишь с пацанами на лавке и пьешь какой-нибудь «Колокольчик». Ты не думаешь о том, что ты должен, а что не должен. Все, что ты должен, это как можно позже прийти домой, потому что дома нужно ложиться спать».
Мария: «А я помню, как собирала баночки, которые были у мамы в ванной: кремы, масла, шампуни, духи — все, что можно было выдавить или натереть на терке. Смешивала их содержимое и шла во двор лечить деревья. Потом на этой волне стала лечить свои игрушки, делала им операции и замазывала раны. А деревьям, которые больше не цвели или не зеленели, я пела терапевтические песни. Думала: мама же мне поет, когда я болею, и я выздоравливаю — значит, им тоже поможет».
Один: «Мое детство было настоящим счастьем. Я вырос в диком, красивом месте, на одном из Великих озер в Миннесоте. И я впитал от родителей столько любви! Все основывается на любви, я считаю. Благодаря ей я понимаю, почему занимаюсь тем, чем занимаюсь. Ведь если задуматься: мое приключение в России длится уже 15 лет — с чего меня занесло сюда? Точно какая-то магия, любовь. Искусство для меня — это религия. Я верю, что мы стремимся к чему-то важному, что это сделает кого-то из наших зрителей хотя бы чуточку лучше.
Автор: Злата Фетисова
Фотограф: Илья Вартанян
Стилист: Эля Гаевская
Макияж и прически: Наташа Yong @ ProFashionLab
Ассистент фотографа: Василий Патраков
Ассистент стилиста: Анастасия Карлышева
Продюсер: Ксения Васильева
Источник фотографий: Илья Вартанян
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess