Злата Фетисова

«Спасти орхидею»: что нужно знать о новом спектакле «Гоголь-центра»

27 и 28 марта в «Гоголь-центре» премьера спектакля Владислава Наставшева «Спасти орхидею» о творческом кризисе и путешествии в прошлое в попытке понять себя. Артисты Один Байрон, Филипп Авдеев и Мария Селезнёва по нашей просьбе примерили образы инфантильных героев фильма Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров» и поговорили о том, почему взрослым полезно возвращаться в детство.

Все, кто видел спектакли Владислава Наставшева «Митина любовь» и «Кузмин. Форель разбивает лед» в «Гоголь-центре», знают, как тонко — прежде всего на эмоциональном уровне, — латвийский режиссер работает со зрителем. 

На Марии: жакет, шорты, все — Chapurin; колготки, Saint Laurent. На Одине: брюки, пиджак, рубашка, все — Louis Vuitton. На Филиппе: джемпер, Boss; брюки, Dior Men

Остальным попробуем объяснить: его спектакли — это, во-первых, гармоничное сплетение литературы и музыки (Наставшев — еще и талантливый композитор), а во-вторых, их отличает удивительная, практически исповедальная искренность, с которой герои рассказывают свои истории. В конце марта репертуар «Гоголь-центра» пополнится новой работой Наставшева — автобиографичной постановкой «Спасти орхидею». Только на этот раз «обнажать душу» на сцене будут не герои Бунина и не поэты Серебряного века: события своей жизни, мысли и переживания откроет зрителям сам режиссер. 

Цикл автобиографических спектаклей Владислав Наставшев запустил еще в Риге: сначала в Новом Рижском театре гремело «Озеро надежды» про отношения режиссера с мамой, затем вышло продолжение «Озеро надежды замерзло» — нежное посвящение бабушке. На сцене же московского «Гоголь-центра» режиссер решил объединить два сюжета в одну глубоко личную историю и вынести на первый план кризис творческой личности. Главный герой пытается отыскать ответы на самые важные вопросы, обращаясь к образам двух главных женщин в своей жизни и связанным с ними воспоминаниям.

В роли самого Наставшева выступает его друг, актер Один Байрон, маму играет Елена Коренева, суровую советскую бабушку — Филипп Авдеев, ее собаку — Мария Селезнёва, а собирательный образ внутреннего демона воплощает Риналь Мухаметов. Артисты уверяют, что спектакль станет откровенным разговором о преодолении себя и своих страхов, семье, детстве и поисках своего места в мире.

На Марии: кимоно, Intimissimi; очки, Dolce & Gabbana. На Одине: рубашка, Boss

О СПЕКТАКЛЕ: БАБУШКА В ТУМАНЕ 

Филипп: «Спасти орхидею» — это попытка запечатлеть эмоциональное состояние героя. Вот как объяснить, что чувствует человек, когда лежит в поле и смотрит на небо? Каждый — что-то свое. Так и у нас. Мы стараемся создать атмосферное пространство на сцене, очень красивое и чувственное, с огромным количеством смыслов, переживаний, чтобы каждый зритель, погружаясь в него, нашел что-то свое».

Мария: «Вообще, это довольно похоже на «Зеркало» Тарковского, или даже на его «Солярис», в котором реальное и нереальное перемешивается. А если говорить о жанре, то это, конечно, трагифарс, потому что, с одной стороны, все происходящее на сцене очень серьезно, но с другой, на это нельзя взглянуть без смеха. Наши персонажи просто не могут быть не смешными, так как порой они выглядят совершенно абсурдно». 

Один: «У нас великолепная троица на сцене: бабушка, мама и сын. Весь спектакль мой герой словно находится в тумане, который чаще всего принимает обличие его бабушки, и она, хоть и любя, но давит на него своим взглядом на жизнь. В работе над сценическим образом Влада мне было важно не уходить в пародию на человека, а понять его суть, уловить энергию. Он — настоящая загадка, энигма». 

«Сначала мы придумываем себе ответственность, а потом сами же себе докладываем: итак, мне 30. Чего я достиг? А кто сказал, что ты должен чего-то достичь? Живи и радуйся!», – Мария Селезнева

О ХУДОЖНИКЕ: КАПРИЗНЫЙ ЦВЕТОК

Мария: «Мы отправляем зрителей в путешествие по внутреннему миру человека, который пребывает в творческом кризисе. Когда кажется, что уже все сделал, все сказал, а хочется говорить еще, но в то же время есть много страхов — быть непонятным, быть неинтересным. Это бесконечный мучительный поиск себя. Неважно, какая у тебя профессия, — каждый рано или поздно задается вопросом: кто я? зачем я? что я здесь делаю? Наш спектакль — про это». 

Один: «Да, все, чем мы занимаемся в театре, заставляет задумываться: кому это нужно? на что мы тратим силы? Поиск ответов на эти вопросы всегда на первом плане у Наставшева». 

Филипп: «Художник — это ведь очень прихотливое существо. Как орхидея, которая требует особого ухода: у кого-то она цветет, у кого-то умирает. Нельзя перелить воды, не любые условия ей подходят. Так же и художник — он человек капризный, и то умирает, то опять воскресает». 

Мария: «Именно поэтому творческому человеку необходимо оставаться ребенком в душе, иначе неоткуда будет черпать ресурсы».

На Одине: пиджак, брюки, все — Ermenegildo Zegna Couture; поло, Sandro; лоферы, Ecco. На Марии: тренч, Alena Akhmadullina; топ, юбка, все — Uniqlo; туфли, Boss; гольфы, Сalzedonia. На Филиппе: рубашка, Dior Men; брюки, Boss; туфли, Jimmy Choo

О «ВНУТРЕННЕМ РЕБЕНКЕ»: В ПОИСКАХ РАДОСТИ

Филипп: «Дети искренне верят во все, что могут себе придумать, например, что игрушка живая и может сражаться с монстрами. А мы, взрослые, не способны в это поверить, потому что нам кажется, что это несерьезно и вообще неважно. Хотя на самом деле именно такое восприятие и есть самое честное. Чем взрослее мы становимся, тем дальше уходим от подлинных ощущений внутри себя. Я восхищаюсь людьми, которым удается до старости сохранить в себе ребенка и в целом ощущение радости от жизни». 

Мария: «Мы возвращаемся в детство в осознанном возрасте как раз потому, что все становится чересчур серьезно, тяжеловесно. Но ведь мы сами ставим себе кучу ограничений и придумываем ответственность. И потом самим же себе докладываем: «Ну вот мне 30. А чего я достиг?» А кто сказал, что ты должен чего-то достичь? Живи и радуйся!»

На Одине: плащ, Boss; поло, Sandro. На Марии: плащ, Luisa Spagnoli. На Филиппе: плащ, Uniqlo; поло, Boss

О ПУТЕШЕСТВИЯХ В ДЕТСТВО: ОЗЕРА ЛЮБВИ

Филипп: «Я часто вспоминаю атмосферу баззаботности и свободы в детстве. Я рос в Набережных Челнах, потом в Ульяновске. Это была пора дворового футбола, ворованных яблок и купания в Волге. Время, когда ты получаешь кайф просто от того, что сидишь с пацанами на лавке и пьешь какой-нибудь «Колокольчик». Ты не думаешь о том, что ты должен, а что не должен. Все, что ты должен, это как можно позже прийти домой, потому что дома нужно ложиться спать».

Мария: «А я помню, как собирала баночки, которые были у мамы в ванной: кремы, масла, шампуни, духи — все, что можно было выдавить или натереть на терке. Смешивала их содержимое и шла во двор лечить деревья. Потом на этой волне стала лечить свои игрушки, делала им операции и замазывала раны. А деревьям, которые больше не цвели или не зеленели, я пела терапевтические песни. Думала: мама же мне поет, когда я болею, и я выздоравливаю — значит, им тоже поможет». 

Один: «Мое детство было настоящим счастьем. Я вырос в диком, красивом месте, на одном из Великих озер в Миннесоте. И я впитал от родителей столько любви! Все основывается на любви, я считаю. Благодаря ей я понимаю, почему занимаюсь тем, чем занимаюсь. Ведь если задуматься: мое приключение в России длится уже 15 лет — с чего меня занесло сюда? Точно какая-то магия, любовь. Искусство для меня — это религия. Я верю, что мы стремимся к чему-то важному, что это сделает кого-то из наших зрителей хотя бы чуточку лучше.

Автор: Злата Фетисова

Фотограф: Илья Вартанян

Стилист: Эля Гаевская

Макияж и прически: Наташа Yong @ ProFashionLab

Ассистент фотографа: Василий Патраков

Ассистент стилиста: Анастасия Карлышева

Продюсер: Ксения Васильева 

Источник фотографий: Илья Вартанян


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания
Стиль жизни
«Виртуальное стало реальным»: художник Павел Сельдемиров о VR-искусстве, медиаарте и важности высказывания
«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
Журнал
«До того, как всерьез заняться искусством, я был гомофобом и женоненавистником»: коллекционер Гаро Кумбусян — о том, зачем собирает медиаарт
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
Стиль жизни
«Дневник одного гения» и еще 5 мемуаров великих художников
«Абу-Даби Арт»: главный повод посетить Эмираты в ноябре
Путешествия
«Абу-Даби Арт»: главный повод посетить Эмираты в ноябре