14 Сентября | Александр Фельдберг

«Я никогда не платил за фотографию больше шести тысяч евро»: арт-директор Cosmoscow Саймон Рис рассказал о своей коллекции

Арт-директор Cosmoscow родился в Новой Зеландии, а сейчас живет в Вене и рвется в Россию, где до начала пандемии проводил неделю каждый месяц. В ожидании первого самолета в Москву Саймон рассказал нам о своей коллекции фотографии и посоветовал, какую стратегию избрать, если бюджет на приобретение искусства невелик.

Саймон Рис фото № 1
Саймон Рис

Расскажите, пожалуйста, с чего и когда началась ваша коллекция? 

Первые вещи я купил еще в Новой Зеландии в начале 90-х, когда был студентом Оклендского университета. Я уже начал карьеру арт-критика — писал для газет и журналов — и решил, что покупка искусства — это мой способ отблагодарить художников, текстами о которых я зарабатывал на жизнь. Тогда же один опытный пожилой коллекционер дал мне совет: располагая скромным бюджетом, лучше всего собирать фотографию, ведь она всегда была и будет дешевле, чем, например, живопись. С тех пор я коллекционирую только фотографии.

А какая была первой? 

Рентгеновский снимок птичьего скелета, работа новозеландского фотографа Деборы Смит.

Какие фотографии в вашей коллекции самые дорогие?

Сложно сказать. Студентом я много времени проводил в библиотеке школы искусств и тусовался с художниками, которые там учились. Со многими мы подружились, и я покупал их работы, а теперь некоторые из них, например Шон Глэдвелл, добились мировой известности, и цена на их работы значительно выросла. У меня есть небольшой снимок Хироси Сугимото, произведения которого сейчас стоят десятки тысяч. Но я никогда не платил за фотографию больше шести тысяч евро. 

Хорошо, тогда какие самые важные? 

Пожалуй, это работы трех фотографов: австралийца Шона Глэдвелла, новозеландца Младена Бизумица и литовца Гинтараса Диджиапетриса. С Шоном и Младеном я познакомился, когда они еще были студентами, и стал первым человеком, написавшим об их творчестве, а в случае с Гинтарасом я выступал куратором его первой выставки в Вильнюсе. По-этому их работы для меня особенные. Триптих Гинтараса Konceptas (2006) долгие годы висел в моем рабочем кабинете. Название литовского города, который изображен на всех трех фотографиях, переводится как «концепция», поэтому это по-настоящему концептуальная вещь! 

Что бы вы посоветовали начинающим коллекционерам? 

Покупайте предметы искусства, которые отражают вашу личность и ваш вкус, в которых вы видите важные для вас идеи. Время от времени приобретайте вещи, чтобы поддержать художников материально. Ищите работы, которые будут разговаривать с теми, что уже есть в вашей коллекции, или просто хорошо будут смотреться рядом с ними. И никогда не говорите вашему партнеру, мужу или жене, что купили вещь в коллекцию, до того как принесете ее домой. Я не слишком богат, и суммы моих покупок довольно чувствительны для семейного бюджета. 

Работа знаменитого английского фотографа Билла Брандта «Жан Дюбюффе» (1960) из коллекции Риса. Именно ее Саймон использует в своем профиле в инстаграме фото № 2
Работа знаменитого английского фотографа Билла Брандта «Жан Дюбюффе» (1960) из коллекции Риса. Именно ее Саймон использует в своем профиле в инстаграме

Есть ли у вас как у коллекционера финансовая стратегия? 

До рождения детей я откладывал 10% своего дохода на покупку искусства. И когда у меня появлялись дополнительные доходы — за статьи, лекции, работу в различных жюри и экспертных советах, — с них я тоже откладывал. Обычно покупаю для коллекции вещи в диапазоне от двух до четырех тысяч евро, не дороже. 

Где и как вы приобретаете предметы для коллекции: у художников, у галерей, на аукционах, в интернете? 

В молодости — в основном у самих художников, с которыми часто приятельствовал. Сейчас — в основном у галерей и никогда на аукционах, уж точно не работы живых авторов. И я пока не покупаю искусство в Сети — только билеты на самолет и в театр.  

Важен ли для коллекционера самоконтроль? 

Да, но я слишком часто приобретал предметы искусства, когда на это не было отложено достаточно денег. Так что мне в этом отношении не хватает дисциплины.  

Какое самое большое разочарование связано у вас с коллекционированием? 

Однажды, году в 2006-м, в берлинской галерее neugerriemschneider я увидел фотографию Саймона Старлинга, на которой был изображен треснутый японский чайник. Восхитительная вещь, и продавалась недорого. Но почему-то я ее не купил, а теперь Саймон звезда, и я не смогу позволить себе приобрести его работу. 

Дарите ли вы друзьям или родственникам произведения искусства? 

Это один из лучших вариантов подарка на свадьбу или на серьезный юбилей — 50-, 60- или 70-летие. Так что да, я много раз покупал в подарок предметы искусства. Музеям я ничего пока не дарил, хотя некоторые вещи из коллекции они брали у меня на выставки.

Подборка: Cosmocow-2020

Поделитесь с друзьями и получите бонус

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Крем, гель, шампунь: собираем мужскую косметичку на зиму
Журнал
Крем, гель, шампунь: собираем мужскую косметичку на зиму
Слетели с петель: что из верхней одежды можно не сдавать в гардероб
Журнал
Слетели с петель: что из верхней одежды можно не сдавать в гардероб
«Домогательства — это не криминал»: харассмент стал масштабной проблемой. Почему за него не наказывают
Журнал
«Домогательства — это не криминал»: харассмент стал масштабной проблемой. Почему за него не наказывают
«Мы хотим, чтобы наши дизайнеры творили свободно». Кто решает, как будут выглядеть машины
Журнал
«Мы хотим, чтобы наши дизайнеры творили свободно». Кто решает, как будут выглядеть машины