20 января 2022 года не стало Гаспара Ульеля — французского актера, обладателя премий «Сезар» и «Люмьер», друга Chanel и исполнителя главной роли в картине Бертрана Бонелло «Сен-Лоран. Стиль — это я». Талантливый 37-летний артист стал жертвой случая: Ульель получил множественные тяжелые травмы после столкновения с другим лыжником во время отдыха на курорте Ла-Розьер в Савойе. InStyle Russia вспоминает архивное интервью с актером, в котором он рассказывает о своей любви к мотоциклам, архитектуре и горным лыжам.
Г
аспар Ульель — кинематографический красавец. Это никакая не метафора, а буквально должность в штатном расписании: он ведь не просто актер, а лицо модных марок, и прежде всего — Bleu de Chanel. В послужном списке Гаспара уже два рекламных фильма этого аромата: пять лет назад он снимался у самого Мартина Скорсезе, сейчас — у Джеймса Грэя. Я проголосовал за Гаспара как за лучшего актера на «Люмьерах», кинопремии иностранной прессы, французском аналоге американского «Золотого глобуса». И радовался за него, когда, взвесив на руках вожделенную золотую пантеру, он благодарил режиссера фильма «Сен-Лоран. Стиль — это я» Бертрана Бонелло, маму-папу и свою новую подругу Гаэль Пьетри, брюнетку-корсиканку из Аяччо и весьма титулованную манекенщицу. Это она ест мороженое Magnum на всех плакатах в Париже.
Ульелю тридцать, но он стоит перед камерой с двенадцати лет. Начал сниматься в сериалах, учился на режиссера в университете Сен-Дени, потом сбежал оттуда в актеры. В актерах его приняли с восторгом. Еще бы, найди такого другого. В нем была тайна, он улыбался, но как будто бы все время думал о чем-то своем, гордо задирая подбородок. Он то казался старше своих лет, то выглядел ребенком, робким и неуверенным, — тот тип, по которому женщины сходят с ума. Сознательно или подсознательно, этот образ он культивирует до сих пор. Не частит в разговоре и любую реплику «доносит», как учат на сценической речи. Ходит с прямой спиной по-балетному, не опуская головы. Сделает несколько маленьких шагов и замирает. И нет, это не искусственное — так он в жизни двигается, так живет и так говорит. А дальше уж дело режиссеров, как этим воспользоваться.
В «Заблудших» у Андре Тешине он сыграл Ивана, деревенского подростка, взрослеющего на глазах рядом с Эммануэль Беар. Со времен Иванова детства его и запомнили по-настоящему. Роль в «Долгой помолвке» Жан-Пьера Жене в паре с Одри Тоту принесла ему «Сезара», пошли десятки ролей молодых красавцев: герцогов, вождей восставших, серийных убийц и вот теперь — национального героя Франции, художника, психопата, человека, больного на всю голову, и самого блистательного модельера 1970-х — Ива Сен-Лорана. По пути в студию на съемку для InStyle Man Ульель застрял в пробке и явился злой как черт.
— По жизни я очень терпеливый человек. Единственный момент, когда я прихожу в бешенство, так это в пробках. Я обожаю управлять машиной. Но друзья очень не любят ездить со мной, потому что знают, что за рулем я мгновенно теряю терпение.
Чтобы не стоять в пробках, Гаспар предпочитает мотоцикл. В прошлую нашу с ним встречу он равнодушно перелистал разные модные издания, не задерживаясь даже на собственных фотографиях, и вдруг страшно оживился, увидев журнал про мотоциклы.
— У меня два мотоцикла. Первый — это старый «Триумф», редкая модель, я его берегу. Второй помоложе — итальянский MV Agusta. Но я думаю его продать, он слишком мощный, в Париже такой совершенно ни к чему, здесь не разгонишься.
— Родители за вас не боятся?
— Они меня все время просят: «Будь осторожен», но все-таки я уже взрослый. Да и вообще я не лихачу, не было пока проблем.
Пока ему готовят одежду, он увлеченно беседует со стилистами, меняя сорочку за сорочкой. Я спрашиваю Гаспара, одевается ли он сам или доверяет это своим подругам.
— Всегда сам. Я с детства за это боролся, потому что мама работала на показах и дома обожала мне выбирать одежду. Спрашиваю, конечно, советы. Но никогда никого не слушаю. Если ошибусь, буду сам виноват.
И мать Кристина, и отец Серж — оба работают в моде.
— Отец учился архитектуре, но разбился на лыжах и попал в больницу. Потом не успел вернуться на свой курс и решил, чтобы не терять год, провести его в школе моды. В итоге ему так понравилось, что он сменил профессию.
— А вы смогли бы поменять профессию?
— Все может быть. Актерство — ремесло неверное. Но чем заняться вместо кино? Сам не знаю.
Живет он рядом с круглой площадью Побед, где посреди на коне — мотоциклов-то не было — скачет Людовик XIV. Лет пять назад Гаспар купил там старое швейное ателье и перестроил его до последнего кирпичика.
— В прошлой квартире было меньше места, и мне приходилось быть диким чистюлей, а теперь могу себе позволить немного больше беспорядка. Раньше убирался как маньяк — думал, мол, слишком много беспорядка в моей голове, чтобы еще терпеть его вокруг. Так что сейчас, видимо, в голове у меня все устаканилось.
Он увлекается и начинает рассказывать, что подумывает уже о новой квартире. Не то чтобы старая надоела, «но если бы я делал ее сейчас, я бы сделал все по-другому». Похоже, Гаспар начинает понимать, чем будет заниматься, если придется уйти из кино.
— Квартира — это же как тело, правда? — спрашиваю я его.
— Ну да, мы же живем в нашем теле.
— Вы о нем как-то специально заботитесь? Тоже его проектируете, как архитектор?
— Конечно. Для актера тело — как скрипка для музыканта. Я стараюсь заниматься спортом: если ты этого не делаешь, граммы к тебе так и липнут. Бегаю, хожу в зал. Но единственный спорт, которым я занимаюсь серьезно и с удовольствием, — лыжи. Это настоящая страсть, в детстве я даже участвовал в соревнованиях. Зима, гора, — вот что мне нравится.
Ульель хорошо сложен: у него ясно прорисованные, но при этом не чрезмерные мускулы. «Переусердствовать нельзя, — объясняет он, — важно в любой момент быть в состоянии измениться для роли, похудеть или поправиться». Все, кто видел «Сен-Лоран. Стиль — это я», помнят, как выглядит главный герой. Совсем не так, как Ульель. Там у него совершенно необычная пластика, манера двигаться, даже профиль другой. Сен-Лоран был невероятно красив и в то же время странен, иногда отвратителен, а Ульель — тип более простой, более мужской — так ухитрился это передать, будто бы вправду влез в чужую кожу. Что было непросто даже физически — для роли Сен-Лорана пришлось сбросить 12 килограммов.
— Ничего себе! — говорю я. — Вот вам и работа — тренера по похудению. Люди будут выстраиваться к вам в очередь.
— Это было не так сложно, — отзывается Ульель, — но и чувствовал я себя очень плохо. Я не мог бы оставаться в таком весе. Да и Сен-Лоран мой потом располнел.
Любимец и любитель женщин, Гаспар легко и искренне сыграл своего героя-гея. Отличный теоретический сексуальный опыт. Не зря как-то на вопрос о самом своем страстном поцелуе на экране он — чтобы поддеть интервьюершу — выбрал поцелуй с Луи Гаррелем, игравшим Жака де Баше, любовника Сен-Лорана. Я хвалю Гаспара за перевоплощение, а он признается, что любит подсматривать за людьми на улицах: «Мне случалось сидеть на террасе кафе и вдруг увидеть человека — совершенно незнакомого, совершенно не похожего на моего персонажа, — который ногу ставит особым образом или принимает нужную мне позу. Свободное время между съемками — это драгоценные моменты, потому что они помогают мне кормить будущие роли».
Ульель говорит, что больше всего боится монотонности, повседневности, того, что один его день будет похож на другой. Поэтому много путешествует. «Сидеть дома и ждать, когда мне предложат роль... От этого с ума сойдешь». За последний год он побывал в Бирме, Африке, на Мальдивах, только что спустился с гор, где неделю провел на лыжах.
— Если есть время, я иду в кино, смотрю 3–4 фильма в неделю. У меня домашний кинотеатр со всеми прибамбасами, но я предпочитаю настоящий зал. В кино я до сих пор влюблен — и, конечно, не только в свое. Потому я и обожаю работу с Chanel: они приглашают для своих рекламных фильмов самых известных режиссеров. В прошлый раз мне повезло работать со Скорсезе, в этот раз был Джеймс Грэй — большой любитель французской «новой волны». Мы говорили о кинематографе Клузо, о его опытах с камерой в фильме «Ад». А еще о короткометражке Феллини «Тоби Даммит» — хоть я, конечно, и не Теренс Стэмп.
Я спрашиваю, легко ли ему работать в Америке и выдает ли его язык. Гаспар объясняет, что слушает чужую речь, как музыку, и акцент меняется — но не исчезает, и его все равно каждый раз надо оправдывать ролью.
— С радостью бы там поработал. Но у них полно актеров — в их распоряжении англичане, австралийцы, канадцы. Маленькие второстепенные роли картавых иностранцев? Нет, я бы хотел там сниматься, но в настоящих больших ролях. В фильмах, которые мне нравятся. Но я уверен, что так и будет, привыкнут они к моему акценту!
Груминг: SEBASTIEN LE CORROLLER @airportagency.com для Chanel
Продюсер: АНЖЕЛА АТАЯНЦ