Растут не по годам: эволюция небоскребов и их жителей
Кто такие skyminded people, какой путь прошли небоскребы, чтобы стать местом для семейной жизни, и как будут выглядеть города в ближайшем будущем — в материале коммерческого директора Capital Group Петра Исаева специально для InStyle Man.
Am I skyminded enough?
Впервые я ощутил всю магию небоскребов в Сингапуре. Все, что я тогда подумал, — как это красиво. Спустя годы, когда Capital Group стала одной из первых возводить небоскребы в Москве, я решил пожить в нем сам. Мне хотелось чуть больше понять их жителей и нашу целевую аудиторию: кто покупает, тогда еще апартаменты, в небоскребах «Москвы-Сити», какова мотивация людей, какие преимущества они видят для себя в формате. Если что-то можно попробовать, это нужно пробовать, верно?
В первые дни и недели жизни на высоте ты испытываешь восторг буквально от каждого соприкосновения со средой небоскреба: от въезда в подземный паркинг до видов из собственных окон. Не имея прежде опыта жизни на высоте, ты оцениваешь класс недвижимости небоскреба как эталон, с которым мало что может сравниться. Небоскреб — это всегда инновация и всегда уникальность, а дополнительное удовольствие его жители получают от того, что имя и локацию их дома знают все — двух похожих друг на друга комплексов небоскребов не существует как на уровне инженерии, так и архитектуры.
В каком бы районе ни находился твой небоскреб, он автоматически приобретает звание iconic building. До сих пор помню это ощущение, когда однажды привычно зашел в лифт и вдруг понял, что уши от подъема на высоту больше не закладывает. Мой вестибулярный аппарат приспособился к ежедневным перепадам высоты, и сам я ощутил, что здесь действительно живу. Так я стал skyminded — резидентом небоскреба.
Исторически сложилось так, что небоскреб дает своему жителю многое: класс, статус, энергетику, бесценную экономию времени благодаря своему расположению и инфраструктуре. Но что-то, конечно, и забирает, стирая границы между работой и отдыхом. В небоскребах того времени, представлявших собой многофункциональные комплексы, темп жизни резидентов был взвинчен до предела.
Таким создавали «Город Столиц» — первый многофункциональный комплекс «Москва-Сити», который мы построили в 2008 году. Две башни апартаментов и офисный блок высотой 16 этажей объединяет трехэтажная торговая галерея с инфраструктурой и арт-объектами. Когда твой офис, любимый ресторан, фитнес и дом располагаются на расстоянии нескольких этажей друг от друга, ты заряжен работать 25/7, чтобы соответствовать жесткому ритму, который не дает поблажек.
Тогда среди покупателей апартаментов в небоскребах Сити только начал формироваться новый запрос на замедление жизни — уже потом мы придумали небоскребы для тех, кто хочет возвращаться домой, а не просто поспать.
Если раньше сам небоскреб своей структурой и спецификой диктовал определенный стиль жизни своим резидентам, то сегодня все иначе: каждый житель может выбрать привычный и приятный для него темп, используя преимущества небоскреба без необходимости мириться с его минусами. Минимум квартир на этаже, соседи со схожим образом жизни, приватность жилых пространств и обособленность от офисных потоков — эти критерии стали новым этапом в эволюции высотных зданий в мегаполисах не только в Москве.
Skyscraper is a new normal
Когда у нас только зарождался «Москва-Сити», в США уже развивались жилые небоскребы с собственной инфраструктурой для своих жителей: самый высокий в 2000-е жилой небоскреб Trump World Tower, уже достроили New York by Gehry, JHC в Чикаго и многие другие. Привычная ментальность воспринимала небоскреб как некое временное место для сна, отдыха в перерыве между перелетами и командировками, жизни амбициозных одиночек как некую норму, такую же как электроподъемники стекол и подогрев сидений в автомобиле. Но эта норма постепенно начинала меняться — как с учетом западного опыта, так и в контексте России.
Даже в Москве довольно много старого фонда жилья, к которому люди привыкли и в котором формируется консервативное восприятие жилья. С таким бэкграундом к типологии небоскребов сразу привыкнуть трудно, даже имея опыт жизни, к примеру, в сталинских высотках. Для того чтобы понять особенности стиля жизни небоскребов, в них действительно надо пожить.
Такими возможностями воспользовался уже новый пласт людей — открытых ко всему новому, стремящихся получать необычный опыт. Учитывая эти изменения, небоскреб ОКО в «Москве-Сити» мы уже спланировали другим: башня апартаментов стала жилой и включила в себя инфраструктуру, которая востребована преимущественно резидентами.
Для офисов была создана отдельная башня — так мы разделили деловые и жилые потоки в проекте. Верхние этажи заняли видовые рестораны и смотровая площадка. И полностью готовая отделка в каждом апартаменте, что позволило башне сразу после ввода в эксплуатацию начать жить — и избежать вечного ремонта, который может затянуться на десятилетия.
Именно в ОКО для нас сформировался класс skyminded people: людей, готовых всегда пробовать нечто новое, заряжающихся энергетикой высоты. Это люди, мысли которых всегда немного опережают свое время — в бизнесе, в проектах и в образе жизни. Они готовы рисковать, им интересен новый опыт, а главное, они видят рациональность своего выбора: выбирая ликвидный продукт, невозможно ошибиться. Даже если небоскреб не станет частью их жизни, они всегда смогут выгодно продать свои апартаменты.
Несколько лет назад у первых skyminded people появились собственные семьи, и их восприятие небоскреба тоже трансформировалось. В предпочтениях наших резидентов на первое место вышли новые преимущества небоскребов, делающие их местом для семьи. Ты наслаждаешься своим домом эстетически и подпитываешь внутреннее эго — он красив и заметен из любой точки города. Но кроме того, он безопасен: к небоскребам приковано повышенное внимание не только покупателей, но и градостроителей, и по своему инженерному оснащению, безопасности конструктива и противопожарных систем небоскребы становятся практически неуязвимыми. Уже новыми красками играет фактор экономии времени: вертикальные города позволяют сохранить ценные часы теперь уже не для работы, а для твоей семьи.
О мужском, женском и семейном в небоскребе
Skyminded — это не гендерная категория, социальный статус или стиль одежды. Современные мужчины и женщины настолько самодостаточны и сплетены в поведенческих реакциях, целях и амбициях, что нельзя однозначно говорить о том, что покупка квартиры или апартаментов в небоскребе имеет мужской или женский характер.
На собственном опыте реализации элитной недвижимости как клубного формата, так и в небоскребах мы проводим параллели между мужским и женским выбором, но именно в высотных проектах приобретение недвижимости больше откликается в образе жизни будущего резидента: как человек мыслит, как он осознает себя в городе, на какой высоте он хочет быть и какое место занимает в пространстве — skyminded people прежде всего отвечают на эти вопросы.
Идеального небоскреба не существует — для каждого он свой. Понимая это, мы вышли за рамки привычного для высоток района Москва-Сити и построили небоскреб бизнес-класса «Небо» на Мичуринском проспекте — в районе, имеющем репутацию места жизни московской интеллигенции и профессуры. Три башни высотой 51–52 этажа в Раменках очень быстро нашли своих skyminded people: тех, чьи приоритеты связаны с семьей, тишиной спального района, с хорошей школой по соседству для ребенка, с зеленым районом и при этом — с оптимальной близостью к центру деловой жизни.
В «Небе» мы пересмотрели привычные для типологии вертикального города аспекты: инфраструктура сложившегося жилого района не требует дополнения внутри башен, а внутренняя территория для игр и отдыха создана на стилобатной части трех башен. Одно из ключевых преимуществ небоскреба — виды из каждой квартиры вне зависимости от этажа — удалось создать благодаря увеличению высоты лобби. Окна квартир первого жилого этажа находятся на уровне пятого этажа обычного дома, что позволяет обеспечить видовые характеристики проекта.
Skyminded people не станет каждый второй или каждый пятый — в процентном соотношении таких людей всегда будет немного, как и самих небоскребов и девелоперов, которые профессионально занимаются их строительством и реализацией. Это комьюнити постоянно обновляется — на каком-то этапе жизни каждый из нас может быть skyminded. Сейчас нам хочется быть выше, наслаждаться рассветами и закатами из окон вертикального города, но на новом этапе жизни для нас будет более интересным низкоэтажное жилье.
Как бы ни развернулся вектор потребителя, представить современный город без небоскребов уже невозможно, и мы понимаем, что кто-то из наших друзей или близких все равно будет там жить. Небоскреб — это не мода. Это продукт, который всегда будет востребован своей аудиторией. Будет ли она расти? Она будет обновляться. В текущем темпе жизни небоскреб станет одним из этапов жизни человека в городе. И для каждого он будет свой: для кого-то он станет первым собственным жильем, кто-то купит квартиру вместе с семьей, кто-то предпочтет его на том этапе, когда дети уже выросли. Важно, что каждый попробует.
Москва-2049
Я не думаю, что через 20–30 лет проекты небоскребов будут как-то радикально отличаться по качеству строительства от того, что есть в городе сегодня. Строительные и инженерные технологии уже сейчас находятся на топовом уровне: скорость лифтов может расти, автономность и автоматизация систем совершенствоваться, но радикальных изменений мы не увидим.
Небоскреб сохранит свою типологию — возможно, с пересмотром и динамичным изменением некоторых своих функций. Мы уже начали делать это, когда продумывали Capital Towers. Создавая небоскребы в 500 метрах от Сити, но при этом с квартирами, мы задумывали их на уровне инфраструктуры удобными прежде всего для семьи. Поэтому вместо офисов рядом — собственный приватный парк, а помимо кафе и ресторанов внутри — детский центр.
Слухи насчет вертикализации всей Москвы сильно преувеличены. Районы, где появляются сегодня небоскребы, уже сформированы по своей высотности и могут только незначительно увеличиваться в масштабах. По своей структуре они уже стали частью градостроительства в целом и привязаны локационно в том числе интересом потребителей. Башня на окраине города будет неуместной не только с точки зрения архитектурного решения, но и распределения предпочтений покупателей.
Однако в перспективе развития города в целом, мне кажется, что вертикаль — это то, к чему так или иначе движется любой мегаполис. С помощью строительства небоскреба мы освобождаем место на земле под социальную и общественную инфраструктуру на уровне человека в городе. Вертикаль позволяет не разрастаться городу безгранично и дает ему основу для роста вверх.
Такая типология через 20 лет может сформировать в Москве единый ценовой сегмент и «московский» класс недвижимости, оставив в прошлом въедливое разделение на стандарт, комфорт и бизнес. Все новостройки в городе по инженерным и качественным характеристикам будут равны, а выбор покупателя определят архитектура и локация. То, что сегодня может звучать фантазийно, на самом деле с нами уже случалось.
20 лет назад внутри Бульварного кольца существовала заметная разница в ценах жилья по районам — сегодня разницу в качестве жизни между Якиманкой и Арбатом подчеркнут только ценители. То же самое позднее произошло с недвижимостью внутри Садового кольца — уровень стоимости жилья в районах отличается на доли процента. Нет никаких причин, почему этот тренд по мере развития урбанистики не расширится до ТТК, а потом и до МКАД. Радиальное деление Москвы только способствует тому, что в будущем жилье будет выбираться по типу и архитектурному стилю.
Что дальше? Развитие города по уровням вверх. Площади на уровне человека выделяются под бизнес и инфраструктуру, освобождаясь для общественных пространств. Дома с квартирами, поднятые над уровнем городской инфраструктуры, дадут городу новые смыслы. Небоскребы в этом контексте останутся доминантами, которые свяжут между собой эти пласты по вертикали. Звучит нереально? Но согласитесь, красиво.
Источник фотографий: Пресс-служба
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess