Бизнес-авиация пришла в онлайн подобно такси. Как же это работает?
Забронировать самолет стало так же просто, как снять номер в гостинице. Просто нужно указать желаемое время и пункт назначения. И все — можно паковать чемоданы. InStyle Man изучил, как работает онлайн-сервис по заказу джетов и почему за ним будущее.
В чем же революционность сервиса, какие основные проблемы он решает для своих пользователей, уместен ли и достаточно ли надежен онлайн-подход в бизнес-авиации, подробно рассказал один из создателей сервиса и генеральный директор компании NAJET Михаил Титов.
Бизнес-авиация по-русски
Рынок бизнес-авиации традиционно закрытый. О нем говорят, как о чем-то романтическом с налетом тайны. В России считают, что полет на бизнес-джете — это свидетельство статуса и независимости пассажиров, их принадлежности к элите. Люди любят при возможности фотографироваться в креслах и интерьерах бизнес-джета. В Москве есть даже фотостудии, имитирующие салон джета, и люди фотографируются с бутылкой шампанского у иллюминатора, гордо выкладывая в социальные сети фотографии как доказательство своих «достижений».
Бизнес-авиация это не только романтика, но и сенсация, а иногда и скандал. Регулярно в разделах с компроматом мы читаем, что «на борту такого-то частного самолета оказался такой-то губернатор», «такого-то бизнесмена видели с такой-то дамой», «самолет, принадлежащий такой-то компании, перевозил посторонних пассажиров» и так далее. К сожалению, иногда помимо желтой прессы этими данными могут заинтересоваться и правоохранительные органы.
На Западе же перелет на бизнес-джете не всегда считается чем-то совершенно эксклюзивным, и причин у этого несколько. Притом что аренда «частного самолета», как еще называют бизнес-джет, продукт, конечно, не дешевый, его стоимость может быть очень разной в зависимости, например, от типа самолета. Ведь стоимости джетов варьируются от нескольких миллионов долларов за самолет до десятков миллионов. В Европе и США, где бизнес-авиация очень развита и представлена тысячами самолетов, стоимость отдельных полетов на легких и недорогих самолетах может соответствовать цене полета пассажиров в бизнес-классе регулярной авиакомпании.
В Россию бизнес-авиация пришла в начале девяностых и начиналась практически с нуля. Тогда не было никакой специальной инфраструктуры в виде специальных терминалов, ангаров и сервисных компаний. Первыми в бизнес включились компании, который занимались организацией обслуживания принадлежащих крупным западным компаниям самолетов и прилетающих в Россию с делегациями на борту.
Когда в России стал формироваться класс сверхбогатых бизнесменов, именуемых олигархами, они начали приобретать самые дорогие джеты. Таким образом, структура российского флота бизнес-авиации сформировалась в те времена и с небольшими изменениями сохранилась и поныне.
Главной особенностью нашей бизнес-авиации является наличие в основном очень дорогих тяжелых и средних джетов при практически полном отсутствии легких и недорогих самолетов. Поэтому это стоит так дорого. Вслед за покупкой самолетов рождалась и инфраструктура для ее обслуживания. А одним из крупнейших в мире комплексов такого рода стало Внуково-3 в Москве. Высочайшая (одна из самых высоких в мире) стоимость использования инфраструктуры по обслуживанию пассажиров и самолетов — это вторая причина дороговизны российской бизнес-авиации.
Кто эти люди
Частная авиация — очень большой, состоявшийся и финансово емкий бизнес. Это порядка 30–40 тысяч рейсов в год. Из них примерно половина — частные (собственники самолетов летают на своих самолетах), а половина — коммерческие, то есть те, которые клиенты заказывают за плату. Если предположить, что средний ценник в России составляет примерно 25 тысяч евро за перелет, то выручка составит до 500 миллионов евро, или около 45 миллиардов рублей по нынешнему курсу.
Заказчики рейсов — как физические лица, летящие на отдых, лечение, так и компании, которые порой уже имеют в своих бюджетах заложенные ресурсы на бизнес-полеты в интересах компании. Тут надо напомнить, что мы живем в самой большой стране мира, которая не может существовать без авиации. А бизнес-авиация, в соответствии со своим названием, позволяет совершать необходимые командировки порой даже туда, куда не летают большие регулярные авиакомпании.
Как это работает
Как же происходит заказ бизнес-джета сегодня? Что опасно, а что надежно? Основные игроки на рынке заказа бизнес-джетов сегодня — это так называемые авиаброкеры. Это либо компании, либо частные лица.
Суть работы авиаброкера заключается в поиске по запросу клиента подходящего варианта перелета на том или ином самолете той или иной авиакомпании. Количество авиаброкеров на рынке растет в геометрической прогрессии. И связано это с кажущейся простотой работы. Ведь заработок авиаброкера — это вполне приличная цифра, которая, как правило, просто прибавляется сверху к стоимости самого полета, который был предложен непосредственно авиакомпанией. Вот и кажется, что для выполнения такой работы требуется только телефон, а дальше денежки сами потекут. Это, конечно, не соответствует действительности.
На российском рынке представлен и целый ряд уже давно работающих на рынке серьезных авиаброкерских компаний, которые реально оказывают очень качественные и квалифицированные услуги.
Заказ самолета через авиаброкера связан с большим количеством перезвонов, связанных с согласованием каждого дополнительного пожелания клиента и анализа возможности авиакомпании.
Организация полета — это сложнейшая технологическая цепочка. В ней стоит и сама авиакомпания, определяя наличие свободного самолета, экипажа и прав для выполнения того или иного перелета, и госорганы, дающие разрешения и согласование на выполнение запрашиваемого перелета, и аэропорты, иногда работающие не круглосуточно, и другие организации.
Можно представить себе, сколько времени занимает формирование авиаброкером финального предложения для клиента.
Следующим испытанием становится оплата перелета, а это иногда несколько миллионов рублей. Деньги предлагается перевести на счет, к примеру, ИП или «нулевой» организации, иногда без всяких условий и договоров.
Иногда вы можете услышать, что оплатить можно только наличными, так как самолет частный. То есть вам доверительно делают предложение поучаствовать в нарушении закона, ведь перевозка коммерческих пассажиров на самолетах «частной» формы регистрации запрещена и является «незаконной предпринимательской деятельностью».
Даже при покупке простого авиабилета через интернет стоимостью 5000 рублей мы, поставив галочки на сайте авиакомпании, подтверждаем тем самым согласие с «правилами перевозок авиакомпании», которые являются важными и строгими. А оплачивая миллионы, иногда не просим ничего, кроме счета! Нужно еще и упомянуть, что для заказчиков — юридических лиц такая непрозрачная система может спровоцировать элементы коррупции.
Мы проанализировали механизмы работы рынка, технологии заказа самолета на рейс и пришли к выводу, что пора и бизнес-авиацию выводить в онлайн. И сделать это возможно.
Что такое NAJET
В 2017 году мы зарегистрировали компанию и приступили к созданию первого в России агрегатора сервиса по поиску, бронированию и оплате рейсов бизнес-авиации в режиме онлайн под торговой маркой NAJET.
NAJET обозначает буквально слова «на джет», где «на» — это предлог.
За основу разработки компания взяла следующие тезисы:
– главный тренд развития практически любого бизнеса, связанного с заказом тех или иных услуг, — это выход в онлайн;
– до 80% перелетов на бизнес-джетах являются по сути типовыми, они выполняются в самые популярные аэропорты и обеспечиваются типовым обслуживанием VIP-уровня, а значит, возможность их выполнения можно оцифровать.
Чтобы подготовить для клиента реальное онлайн-предложение на перелет, прежде всего необходимо, чтобы сервис мог бы подтягивать для расчета реальные самолеты с экипажами. Но ведь откуда-то нужно брать настоящий самолет, поэтому для создания работающего сервиса нами создано специальное программное обеспечение — программа управления производством авиакомпании.
Программа устанавливается в авиакомпании, являющейся партнером нашего сервиса, и ее самолеты становятся доступными для автоматизированного формирования предложения для клиентов сервиса.
В программе учтены десятки иногда взаимозависимых параметров, которые влияют на возможность выполнить рейс. Она также синхронизирована еще и со специальными навигационными авиационными сервисами.
На сегодняшний день подобных сервисов не существует нигде. Это стало возможным благодаря синергии двух групп разработчиков: авиационных специалистов, создающих алгоритмы, с одной стороны, и опытнейших программистов — с другой.
Действующий агрегатор поиска, бронирования и оплаты рейсов бизнес-авиации в режиме онлайн расположен на сайте najet.online, а первым партнером сервиса стала авиакомпания «Джет Экспресс», выполняющая авиаперевозки на самолетах Challenger 300 и Hawker.
Вот как это работает. Показываем на пальцах:
– сделав запрос, пользователи мгновенно получают выбор предложений на все «прописанные» в системе самолеты. Причем каждое предложение сразу содержит всю конкретную информацию: тип самолета, его бортовой номер, компоновка салона, фотографии самолета, расписание полета и стоимость;
– пользователь может детально ознакомиться с каждым предложением, поделиться им;
– пользователь также может ознакомиться с правилами авиакомпании и договорами на авиаперевозку;
– затем бронируется выбранный рейс;
– забронированный рейс оплачивается до окончания брони и получает подтверждение.
В отличие от авиаброкера, который иногда до последнего момента прячет заказчика и авиакомпанию друг от друга, сервис соединяет клиентов и авиакомпанию сразу. Клиент получает все контакты авиакомпании, а авиакомпания после бронирования получает контакты клиента.
Это дает возможность клиенту до момента оплаты по желанию подтвердить и проверить в авиакомпании актуальность забронированного рейса.
Важно и то, что выполнять оплату можно любым из современных способов, предлагаемых на сайте. Правила сервиса разрабатывались лучшими юристами и защищают клиентов в первую очередь.
Клиент имеет возможность ознакомиться со всеми правилами работы сервиса и авиакомпании (клиентский сервис работает круглосуточно), так как они находятся в открытом доступе. Таким образом, выходит, что никогда еще человек, желающий совершить полет на джете, не был так защищен юридически.
Источник фотографий: NAJET
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess