В жизни нельзя ничего накопить: он рискнул всем и показал, почему ничего нельзя откладывать на потом
В прошлых материалах постоянный автор InStyle Man кругосветный путешественник Константин Колотов подробно рассказал, как и когда у него зародилась идея отправиться вокруг света на велосипеде. В этом выпуске — подробный рассказ о том, как перейти от мыслей к действиям. Слово страннику, который начал свой путь в статусе бомжа.
Истинная цель — совсем не то, что вы задумали
В кругосветном путешествии, как и в любом другом деле, важно начинать с основ.
1. Определить свою цель и исходные возможности (что у вас есть для осуществления задуманного плана).
2. Составить план действий.
3. Начать действовать согласно плану.
4. Корректировать план (рано или поздно вы обязательно увидите, что ваш план был, мягко говоря, несовершенен).
5. Продолжить действовать согласно новому плану.
6. Пункты 4 и 5 повторяются до достижения цели, заданной в пункте 1.
7. Далее радуемся достижению цели (секунд так 30) и ставим новую более впечатляющую цель.
Собственно, вышеописанный алгоритм универсален для любого дела. Лично я его применял при создании бизнеса и в выстраивании отношений. А сейчас он пригодился и для путешествия.
Алгоритм этот, безусловно, действующий, а вот формулирование целей для многих, и для меня в частности, это процесс сакральный. Пока не будет найдена истинная цель, достижение ложных или навязанных целей будет приводить лишь к разочарованию.
И совсем недавно я нашел для себя способ определения своей истинной цели. Истинная цель — это та, к которой ты не чувствуешь вожделения, потому что вместе с вожделением приходит и ощущение того, что ты этой цели по тем или иным причинам не достоин. Своя же цель — та, сформулировав которую ты не переживаешь о том, достигнешь ты ее или нет. Она уже твоя, ты знаешь, что у тебя все получится, что бы ни происходило. Но даже если не получится, то и это неважно. Само нахождение такой цели и есть ее достижение и счастье.
Путь к рекордам и ресторанчик в Занзибаре
Мое определение цели на первый взгляд не соответствует привычному в обществе «достигаторству» — модели жизни везучих людей, — которое прежде и мне было свойственно. Но отнюдь. Именно такая цель заставляет вставать по утрам с улыбкой на устах. Именно следуя ей, мозг не сопротивляется, не перегружается, не стрессует. Такая цель дарит спокойствие и радость, потому что ты знаешь, что делаешь то, для чего предназначен, задуман природой, и это очень ценно.
Как говорил стоик Луций Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Свою цель я сформулировал просто: проехать вокруг света на велосипеде, посетив 100 стран, 1000 городов и преодолев 100 000 километров.
По сути, это даже не кругосветное путешествие, так как стандартная кругосветка это плюс-минус 20 000 километров и 25–30 стран. Я же решил проехать по каждому континенту, максимально зацепив все по контуру, и при этом подниматься на каждом континенте на самую высокую точку.
А еще — открыть бизнес в незнакомой стране, пройти самые трудные спортивные соревнования в мире вроде Ironman и марафона по Китайской стене и, конечно же, найти свою любовь.
Своим путешествием я претендовал на два рекорда Книги Гиннесса. Первый — это самое длинное путешествие на деревянном велосипеде (а выехал я в путешествие именно на таком, об этом будет рассказ ниже). Второй — преодоление самой длинной дороги в мире, соединяющей Южную и Северную Америку.
Забегая вперед, скажу, что уже проехал без малого 40 000 километров, в Южной Африке прошел Ironman, поднялся на вершину России (Эльбрус), на вершину Европы, на вершину Северной Африки (Тубкаль), на вершину Африканского континента (Килиманджаро). Открыл ресторанчик на острове Занзибар и заодно написал пару книг. А сейчас планирую новый маршрут через Армению в Иран, потом в Пакистан и Индию.
Уже в путешествии я осознал, что большинство подпунктов моей глобальной цели кругосветного путешествия (вроде участия в соревнованиях, обязательных восхождений на каждую гору и так далее) — какие-то наносные, стереотипные и надуманные.
Эти подцели не оказались чем-то ценным сами по себе, но они создают некий нерв в путешествии, а мой мозг пока не может находиться в стабильном спокойствии и радости. Нужен мне нерв, нужно преодоление, нужна борьба! Но с каждой новой тысячей километров я ощущаю, что все лишние цели и подцели отваливаются сами собой, а сам путь становится целью.
Если идти глубже в эти рассуждения, то сама жизнь и есть цель.
Это кажется очень простым и банальным выражением, но все так и есть. Все гениальное просто. В обыденной жизни мы перестаем это понимать и начинаем гнаться за деньгами, за положением в обществе, за комфортом, откладывая жизнь на потом. Знаете как бывает: вот разбогатею, тогда и поживу для себя. Разбогател, но следующая мысль: ну вот создам семью, воспитаю детей, тогда и поживу, выйду на пенсию и тогда поживу. Когда угодно, но не сейчас! Но так не получится. Повторюсь, жизнь — вот главная цель. Здесь, сейчас, в данный момент.
Великие дела с пустыми карманами
В общем, я определил свою цель. После постановки цели вторым важным этапом реализации любой мечты является определение точки А. Точки, в которой мы находимся сейчас. Что у меня было тогда, перед стартом путешествия?
В прошлых статьях я рассказал о том, как стремительно стал мультимиллионером в двадцать четыре года и как столь же стремительно потерял опору под ногами, а за ней и капиталы. Как после крушения бизнеса и развода решил больше не работать и отправился в многомесячное путешествие по Азии, из которого вернулся уже без рубля в кармане.
Почитайте прошлые статьи, вам будет интересно.
И я не преувеличиваю. За месяц до старта моего кругосветного путешествия на велосипеде, когда я приехал в Санкт-Петербург, у меня не было денег, просто ни копейки. Хорошие друзья дали ключи от своей квартиры в центре Питера, потому что и жилья у меня не было. Более того, зная что уезжаю на долгие годы, я выписался из родительского дома в Подмосковье, чтобы не создавать им проблем, если у них появится желание продать этот дом.
По российским понятиям я был человеком, не имеющим определенного места жительства. Другими словами — бомжом. Удивительно, совсем недавно меня узнавали питерские предприниматели, получающие дипломы и благодарности из рук губернатора, я был ментором благотворительных фондов, лектором в университетах, жил в дуплексе на 140 квадратных метров с красивой панорамой. А сегодня — бомж.
Но радостный бомж! Свободный и счастливый. Верно говорят: «Здоровый нищий счастливее больного короля». А прошлая жизнь казалась мне сегодня даже не болезнью, а скорее некоей формой комы, в которой не я принимал решение, что делать и как жить, а руководили мной стереотипы, ложные убеждения, общественное мнение.
Лирика лирикой, а для старта путешествия мне необходимо было как минимум приобрести велосипед, палатку, мобильную плитку для приготовления еды, термос, какие-то вещи. Я решил составить список, и оказалось, что приобрести мне нужно огромное множество всего. Итоговая цифра в моей таблице показывала значение в 500 000 рублей.
Увидев эту сумму, я вспомнил книгу «Вокруг света за 80 дней». Отправляясь в кругосветку, главный герой, англичанин Филеас Фогг, прихватил с собой 20 000 фунтов стерлингов. Все происходило в 1872 году — в пересчете на сегодняшний курс у меня получилась сумма примерно в 500 000 000 рублей. Полмиллиарда рублей! Умеют англичане всерьез подходить к решению задач.
Но я не англичанин. Я русский, а русских отличает очень сильный миссионерский дух, позволявший нам, фигурально выражаясь, в лаптях запускать спутники, осушать моря, поворачивать вспять реки и, надеюсь, совершать кругосветные путешествия.
Деньги важны, но копить их нет смысла
О моих размышлениях и подготовке к путешествию подписчики в социальных сетях писали что-то вроде: «Зачем ехать куда-то, если нет денег на покупку хорошего оборудования, нет запаса денег с собой. Никуда не езжай, иди работай, копи!»
По «удивительному» стечению обстоятельств, эти советы мне давали люди, которые никогда в кругосветное путешествие не ездили. Так же как когда-то «знающие люди» говорили мне, что не стоит создавать бизнес с РЖД — там не пробиться без родственных связей. Собственно, за что бы вы, друзья, в жизни ни взялись, обязательно найдутся «умники», которые хоть сами и не сделали, но советы раздают.
Могу сказать, что в своей жизни я не видел людей, которые бы накопили большие состояния,, откладывая на черный день. Практически все по-настоящему богатые люди заработали деньги, идя на риск, ведь предпринимательство, по сути, и есть синоним риска.
Кругосветных путешественников, которые накопили на путешествие, я также не видел. Хотя видел множество обеспеченных людей, желающих отправиться в кругосветку и не сумевших это желание реализовать.
Вообще, в жизни нельзя ничего накопить. Мы не можем один раз наесться так, чтобы потом весь год не есть. Или надышаться. Или напиться. Жизнь подразумевает постоянное движение, саморазвитие, обучение и повышение эффективности своих действий. Каждый момент времени мы меняемся. И в рамках этих перемен у нас есть выбор: деградировать или развиваться. Никакого иного выбора нет. Накопить не получится!
Я хотел бы, чтобы, читая мои статьи, вы не пришли к выводу, что «Константин решил, что деньги ему не нужны, и отправился в кругосветное путешествие». Это не совсем так. А точнее, совсем не так. Ведь только чтобы собраться в путешествие, подготовить оборудование, одежду, еду в дорогу, потребовалось, как я уже сказал, порядка 500 000 рублей.
Я отдаю себе отчет в том, что деньги важны и очень нужны. В современном мире достаточное их количество — индикатор правильности действий, а финансовая грамотность — залог комфорта в вашей жизни. Но помните, что деньги сами по себе — это далеко не самое главное богатство человека. А вот что главное? Богатство? На этот вопрос каждому из нас придется ответить самому, потому что нет одинаковых людей.
Эпистолы надежды и поддержка президента
Было бы неплохо иметь большое количество денег, чтобы купить лучшее оборудование, есть качественную еду и иметь все лучшее, что можно купить за деньги. Но у меня ровно столько денег, сколько мне нужно, чтобы жить так, как нравится. Как писал Лев Николаевич Толстой: «У меня нет всего, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть». В этих строках я вижу суть финансовой свободы для себя.
Итак, в моей таблице оказалась сумма в 500 000 рублей, а в кармане на тот момент образовалась пустота. Ну что же, так даже интереснее. Я перешел к третьему пункту — составление плана.
План был на месяц, неделю и на сегодняшний день.
Согласно плану, открыв вторую таблицу, я начал составлять список друзей и знакомых, имеющих отношение к сфере туризма, велопроизводству и продажам, производству туристического оборудования и одежды, а также к сообществу велолюбителей, спортивных чиновников, секций и клубов. Когда список знакомых иссяк, я начал вносить в таблицу компании и людей, которых находил в интернете, вводя в поисковик ключевые запросы.
Список получился огромным: больше ста человек. И столько же различных компаний.
Составив небольшую презентацию в PowerPoint, в которой я описал цели, задачи путешествия, добавил миссию, описал мои сильные стороны и прошлые заслуги, я начал рассылать ее и коммерческое предложение потенциальным спонсорам. Я отправлял сотни писем, каждое письмо сопровождая звонком и вопросом, получили ли они мое предложение, параллельно узнавая контакты руководителя отдела маркетинга, чтобы иметь возможность напрямую пообщаться с человеком, принимающим решения.
В этих коммуникациях целью номер один для меня было договориться о личной встрече. Именно живое общение дает возможность создать впечатление о себе и установить личное доверие, а в России это очень важный фактор.
По сути, мое предложение для различных компаний было очень простым: «Пожалуйста, предоставьте мне производимое вами оборудование, а я в свою очередь, путешествуя вокруг света, буду рекламировать вас через социальные сети, буду делать фото- и видеоконтент для вас, буду живой рекламой ваших брендов». Ни у кого я не просил денег! Только продукцию компании.
Помимо отправки коммерческих предложений потенциальным спонсорам я делал рассылки различным российским СМИ от Первого канала до студенческой газетенки. Со СМИ договаривался об освещении моего путешествия. В первый же день мне удалось дать несколько интервью для пабликов в соцсетях. А на первой неделе про меня написали в журналах РБК и «Сноб». Позже дал интервью Пятому каналу. И меня упомянули на Первом! Такая поддержка СМИ автоматически усиливала мои позиции в переговорах с потенциальными спонсорами.
Чтобы сделать позицию еще сильнее, я решил написать письма президенту и премьер-министру России. И, добавив в свою презентацию идеи популяризации русской культуры и роспись деревянного велосипеда в хохлому, я отослал электронные письма первым лицам государства, а после — в федерацию туризма, в МИД и некоторым знакомым депутатам.
Первым из чиновников на мое письмо откликнулся Виталий Бахарев — один из питерских депутатов. Виталий был в хороших отношениях с Сергеем Михайловичем Мироновым, лидером партии «Справедливая Россия» и президентом Федерации туризма России. Нам удалось познакомиться и мило пообщаться с Сергеем Михайловичем. Реальной экономической поддержки я не получил, но получил от Федерации туризма флаг и письмо, подписанное президентом Федерации о его моральной поддержке. Это было приятно и добавляло веса путешествию.
От президента и от премьера мне тоже пришли ответы. Оба хвалили мою инициативу и предлагали связаться с Федерацией туризма и запросить поддержку у них. Так же ответило и Министерство иностранных дел — письмом из Россотрудничества. Данное письмо также хвалило мою инициативу и просило представителей МИД России в разных странах по мере возможности поддерживать меня пресс-конференциями, проживанием и консультациями. Сегодня не модно хвалить наше правительство, но могу сказать, что я был очень доволен и скоростью ответов, и качеством этих ответов.
Запчасти для мечты
Главную роль в моей технической подготовке к кругосветке сыграла рекомендация общих друзей спонсорам. Слышали о правиле шести рукопожатий? Так или иначе оно работает, и найти друзей в любой сфере не так уж и трудно.
Мне поступило предложение сделать раму для велосипеда из бамбука. Тут нужно отметить, что я ничего не понимал в велосипедах, да и сейчас, проехав 40 000 километров, не особо в нем понимаю. Зато точно понимаю, что бамбуковые рамы для совершения кругосветного путешествия не подходят.
Тогда я этого не знал, и мне казалась очень крутой идея сделать путешествие именно на бамбуковом велосипеде. Это будет моей фишкой, подумал я. Раму мне делал питерский Кулибин, подгоняя под мой вес, рост и задачи. Но все остальное необходимо было собрать — и это была самая затратная часть подготовки.
Таким образом, самый большой материальный вклад в старт путешествия сделал Кирилл Остапенко и его компания «Велодрайв», предоставившие мне все оборудование для велосипеда. Мы не были знакомы, я просто написал в его фирму. В письме просил о поддержке и посильной помощи в обмен на рекламу в социальных сетях.
Кирилл ответил, и мы договорились, что встретимся в Москве. Я там гостил у родителей, а он приехал на большую конференцию. После нее он заехал к нам в гости. Была баня, был ужин, ночной разговор, о бизнесе, о жизни, о людях. О многом, только не о велосипеде и запчастях к нему.
Наутро я составил компанию Кириллу, и мы вместе на его машине отправились в Петербург. И вновь был разговор, и было общение, и поездка пролетела незаметно. И вновь мы не говорили о запчастях. И лишь в самом конце я затронул эту тему, на что получил ответ: «Мы уже не раз пробовали работать с тревел-блогерами, и эффект каждый раз был нулевым. Поэтому я не верю, что реклама принесет значимый эффект. Но я дам тебе запчасти — пусть это хотя бы немного приблизит тебя к твоей мечте».
И он дал. Дал все, что я попросил. И дал мастеров, которые собрали велосипед.
Так за пару недель я провел десяток встреч с руководителями небольших производственных компаний Санкт-Петербурга. Не устану благодарить их руководителей, которые помогли мне собраться в дорогу. Кирилл Остапенко, компания «Велодрайв». Илья Губарев, компания «Тайм Триал». Владимир Павлюк, компания «Терра», компания «Спортэго». Все это лидеры в своих сферах. Благодаря им у меня было все необходимое оборудование для старта.
Стратегия привлекать не деньги, а товары оказалась очень действенной. Руководители компаний, слушая мои планы, скептически улыбались, но проникались духом приключений и моей глобальной авантюры. И предоставляли мне то, что могли, особо и не рассчитывая на эффективность моей рекламы.
Я собрал все необходимое и даже больше. Мне предлагали взять с собой лодки, разные тренажеры, одежду различных фасонов и назначения… Но, что немаловажно, я приобрел новых друзей и товарищей, с многими из которых общаюсь до сегодняшнего дня. Технически к старту я был готов!
А вот денег у меня по-прежнему не было.
Так бы и стартовал с пустым карманом, но провожать меня приехали примерно 100 человек.
Мы тепло простились, и уже на выходе друзья вручили мне сумму в 40 000 рублей, которую собрали в день моего выезда. Это был мой первый капитал. И мой старт в прекрасное далеко.
В следующем материале — о первых днях кругосветного путешественника на велосипеде, который отправился в путь без знания английского языка, не разбираясь в велосипедах, а на старте с трудом представлял, как поменять покрышку в камере, без заработков и представлений, что делать, когда закончатся собранные друзьями деньги.
Источник фотографий: Личный архив
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess