Запахло паленым: почему люди не перестанут носить подделки
Если и на ваших плечах по-прежнему сидят и спорят дьявол и ангел, убеждающие вас покупать или не покупать фейки, — этот материал для вас. InStyle Man поговорил с представителями индустрии с обеих сторон, чтобы хоть как-то пролить свет на эту сложную тему.
Люди думают, что на рынках продают оригинальные вещи
Юлия Ермолаева, автор блога yourstylemood, стилист, муза брендов, публичная личность и звезда street style Миланской недели моды
«На мой взгляд, существует несколько категорий людей, которые готовы покупать подделки. Во-первых, это молодежь, которой хочется утвердиться в определенной группе или стать причастной к истории бренда, на который пока нет денег. Сюда же можно отнести и наивных покупателей из серии «просто купила красивую сумку на рынке».
Человек может совсем не разбираться в брендах, а выбрать вещь только потому, что она красивая. Бывает и такое, что безразличный к индустрии человек и правда думает, что, например, на «Дубровке» (вещевой рынок, где продаются копии известных брендов. — Прим. ред.) можно купить оригинальную вещь. Есть еще и те, кто хотел быть, но пока получается только казаться, а демонстрировать свой статус очень хочется — пусть и для соседей по маршрутке.
Во-вторых, это могут быть те, чей статус уже утвержден, но не хватает средств поддерживать высокий уровень жизни или иногда просто жаль тратить деньги на сумку, стоимость которой равна стоимости пересадки печени. Такие люди приходят уже не на «Садовод» и «Дубровку», а, например, в закрытые группы в Instagram.
А есть еще одна категория, где все с деньгами в порядке, но «люксовую» подделку не жалко взять с собой в путешествие. Вспоминаю сразу вирусное видео о женщине, которая с сумкой 2.55 Chanel ехала в ленте сканера безопасности в аэропорту, чтобы сумку не запачкали.
На мой взгляд, виной распространения «культуры фейка» в России и СНГ стала устаревшая система ценностей. У более старшего поколения — полное отсутствие возможности выбора и вечный дефицит; отсутствие основ стиля и образования в сфере моды. Относительно недавно джинсы было запрещено носить от слова «совсем». Сегодня, как и 30 лет назад, самоутвердиться с помощью одежды — это самый простой способ показать всем, насколько ты крут.
Я сама ни за что не надену фейк. Однако понимаю, что разубедить тех, кто считает это нормальным, у меня тоже не получится. В мультфильме «Кунг-фу Панда» услышала отличную пословицу: «Когда ученик готов, учитель найдется». Люди просто не готовы учиться, но, надеюсь, со временем у нас выработается иммунитет к логомании и слову «статус», и мы будем постепенно развивать осознанность в fashion.
Если нет возможности купить оригинальную сумку Louis Vuitton, лучше поискать что-то даже более интересное у небольших или локальных брендов, зачастую они могут показать даже более оригинальный дизайн, отличное качество и быть намного более доступными по цене».
Индустрия фейка вредит индустрии ресейла
Татьяна Нудельман, основатель проекта «Ничего нового» и агентства Departament PR
«Глобально у фейков несколько сторон: портят репутацию бренда и вредят окружающей среде, потому что ни одно фейковое производство не будет заботиться о своих рабочих и их страховках, очищать воздух. С другой стороны, существование подделок показывает, что бренд крутой, стимулирует бренды изобретать новые технологии и совершенствоваться.
Как убедить людей не покупать фейк? Есть три подхода. Во-первых, воспитывать культуру и чувство достоинства — как, например, в Японии, где стыдно обманывать. Второй подход — вводить наказание, штрафы. Ну и наконец, изобрести систему, когда вещи нельзя копировать. Например, использовать технологию блокчейна, где используются уникальные коды, отслеживается весь путь вещи с момента производства. Думаю, многие бренды годами над этим ломают головы, но пока эффективного решения нет.
Недавно видела в одном известном телеграм-канале рекламу канала с качественными подделками люксовых сумок. Удивительно, что они так открыто это делают и что подобные истории вообще у кого-то находят поддержку.
Продажа фейков особенно вредит индустрии ресейла, которая только формирует свои коды поведения и приучает нас к культуре осознанного потребления.
Эта индустрия растет быстрыми темпами как во всем мире, так и в России. На рынок выходят онлайн-платформы с серьезными планами и амбициями. Россия пока отстает от Запада, но динамика хорошая и есть сильные игроки: Oskelly, Luxxy, Second Friend Store, The Market, Vintage Voyage, начинающие Lots Market.
Все они так или иначе сталкиваются с проблемой фейка, и это не самый приятный момент для развития культуры доверия на вторичном рынке. А доверие здесь — это фундамент, без него нет ресейла.
В каждой юной индустрии случаются «проблемы роста», и ресейл тут не исключение. Важно, чтобы ресейл-проекты задавались вопросом: как я могу обезопасить своих покупателей от покупки подделок. И тут у каждого свой подход: кто-то забирает вещи у продавца, проверяет, а затем сам продает. Кто-то делает модерацию постов. Кто-то после покупки проверяет вещь, и если все с ней хорошо, отправляет покупателю. У продавцов на ресейл-платформах есть рейтинги, отзывы — это все стимулирует к честной игре. Девушки продают свои собственные вещи, купленные в бутиках брендов, зачастую к дорогой вещи прикладываются чек, коробка, пыльник.
У всех серьезных игроков есть свои специалисты — аутентификаторы, система проверки (например, Entrupy) и просто опыт и насмотренность — едва ли не самая главная вещь в проверке на подлинность.
Впрочем, болезнь фейков идет с первичного рынка, ресейл тут только ощущает на себе симптомы. Люксовые вещи second hand и так стоят не дорого. Найти сумку Celine отличного качества или лодочки Chanel за вполне вменяемые деньги — это абсолютно реально. И твой гарант качества в данном случае — имя ресейл-проекта и основатели, которые за ним стоят. Всем очень важно наращивать свою репутацию, поэтому никто не станет ввязываться в откровенную игру с подделками. А если такая ситуация и возникнет, это скорее досадная случайность, чем преднамеренная акция.
В любом случае, будь то покупка на известной ресейл-платформе или особенно в инстаграм-аккаунтах — проверяйте вещь с профессиональным аутентификатором. Считайте, это ваш врач, и надо спросить его мнение, прежде чем потратить значительную сумму. Такие специалисты есть, например, в фейсбуке в закрытой группе «Аутентификация».
Кто-то не разобрался, кто-то экономит, а кому-то — в прикол
Однако пока стилисты и осознанные модники и модницы усиленно выступают против фейка, индустрия качественной пали только набирает обороты. Что такое качественная паль? Практически полная копия оригинальной вещи, которая стоит лишь на порядок (или несколько) дешевле, но выполнена из тех же тканей, с использованием качественной фурнитуры, такая паль может быть даже отшита вручную на заказ.
Альберт, @fakeadept — эксперт в мире фейка
«Это тонкая грань. Ко мне обращаются взрослые люди при деньгах, которые могут себе позволить и оригинальные бренды, но не самые премиальные и не тяжелый люкс. Но даже они все равно могут пойти и на «Садовод», и на «Дубровку» просто из-за недостатка информации, потому что они не знают, что есть хорошая паль, что такое хорошее качество копии, а что — плохое.
Если раньше основными потребителями качественных подделок были школьники, которые экономили на обедах, просили деньги у родителей и покупали себе по одной вещи с лейблами Off-White, Gucci, Louis Vuitton, Vetements и Balenciaga, то сейчас моя аудитория — взрослые мужчины и женщины, которые всегда покупали оригиналы, но ради экономии перешли на качественную паль, которой я занимаюсь. Один из моих постоянных клиентов — депутат. Думаю, он может себе позволить и пойти в ЦУМ, и что угодно заказать. Для многих людей это игра: у них есть деньги, они могут купить себе оригинал, но они идут к нам.
Например, взрослые мужчины, которые хотят купить себе кашемировое худи LV, которое в оригинале стоит 210 тысяч рублей, но понимают, что 210 тысяч даже за кашемир, даже за LV — это как-то перебор. И поэтому с помощью сарафанного радио, с помощью видео, которое мы делаем, они узнают, что можно сделать точно такую же вещь, только в разы дешевле, и, соответственно, заказывают ее у меня.
Основная причина — экономия. Мы, в отличие от многих других палеторговцев, по-настоящему разбираемся в вещах, знаем, в чем различие между плотностью тканей, чем отличается старое лого Balenciaga от нового, умеем правильно определять. В пали очень важны все мелкие детали — их нужно видеть. Люди почему-то считают, что торчащие нитки или, например, клей обязательно показатель подделки. Зайдите в оригинальный магазин Louis Vuitton, там тоже будут где-то нитки торчать, и клей на кроссовках видно.
Всегда, продавая фейковые вещи, я надеюсь на то, что клиент, который покупает, делает это осознанно и разделяет нашу позицию. Я в какой-то степени понимаю, что ты платишь за созданный дизайн, за стиль, который разрабатывался годами, за айдентику, за работу стилистов, маркетологов, но, например, LVMH превращает это все в конвейер и начинает продавать одни и те же вещи. При этом каждая коллекция стоит огромных денег, и ты уже перестаешь понимать, за что ты платишь. Вроде бы обычная хлопковая футболка, но стоит очень дорого. Считаю, что это в какой-то степени обман. Я понимаю, когда человек отдает огромные деньги за часы, за кутюр. А когда за хлопковую футболку с логотипом бренда на всю спину просят 40 тысяч рублей…
Кстати, многие стилисты и байеры покупают паль. В основном для себя, потому что не могут позволить себе оригинал, но им важно поддерживать свой статус в обществе. При этом они экономят только деньги, но на качестве это не сказывается. Слышал от одной стилистки такую фразу: «Если клиент готов миксовать, я могу предложить ему качественную копию. Работа стилиста — это правильно подобранный образ. Оригинал или нет — какая разница».
В России все по-прежнему приходят за уже изъезженными брендами вроде Gucci, Louis Vuitton, Off-White очень любят, Dior и Vetements. Сейчас, особенно среди девушек, становится популярным Jacquemus.
Среди категорий: много покупают кроссовок, футболок, худи, сумок. У меня больше всего покупают худи. За хлопковое трикотажное худи, причем петельчатое, которое стоит дешевле начеса, отдаешь за оригинал 50–70 тысяч… Это абсолютно неадекватно. У нас они стоят не больше 14 тысяч.
Мужчины в России пока не особенно готовы к чему-то новому. Многие даже в оригинальном люксе выглядят колхозно. Даже жаль, что выбирают чаще вещи, где лого прям светится, а что-то просто стильное — это единицы.
Кстати, по-настоящему стильные люди редко покупают паль. Хотя нам есть, что им предложить. У нас много крутых вещей, качественных, даже брендов, которые, наверное, не всем знакомы. HELIOT EMIL, например, есть Maison Margela, очень качественные копии, бренды вроде мерча Канье. Они все дорогие в оригинале, но копии отличные и пользуются спросом, например, в Китае на внутреннем рынке.
Я бы даже сказал, что после Китая Россия — первая страна, где подделки пользуются спросом. Потом идут США, там, правда, очень хорошо борются с контрафактом, поэтому какие-то хорошие копии туда редко попадают. Там больше популярны бренды среднего сегмента. В Европе самый популярный рынок — Латвия. Почему-то в Латвии очень любят паль, даже больше, чем на Украине.
Кстати, мы сейчас снимаем фильм, в котором как раз ответим на вопросы, где родилась сама индустрия пали, что вообще происходит, что на самом деле собой представляет производство, откуда деньги этой индустрии. Покажем всю внутреннюю кухню. Люди привыкли с презрением относиться к этому всему, мы хотим показать, что не все так однозначно».
Источник фотографий: личный архив, Instagram
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess