6 Января | Вероника Губина

По закону Кьюри: эксклюзивное интервью креативного директора дома Dior Марии Грации Кьюри

Марии Грации Кьюри под силу даже невозможное — в интервью для декабрьского номера InStyle креативный директор парижского дома Dior рассказала, как в кризисный для индустрии год совершила один из своих самых ярких творческих прорывов и объединила на июльском круизном шоу в итальянском городе Лечче моду, ремесленные традиции и современное искусство.

Образы из коллекции Dior Resort 2021
Показ коллекции Dior Resort 2021 на Пьяцца дель Дуомо в Лечче стал настоящим праздником искусств и ремёсел, чествующим наследие местных мастеров. Так, полотно, изготовленное по старинной технике ткачихами Le Constantine Fondazione, использовалось при создании фирменных жакетов Bar. На подолах платьев распустились маки и ромашки — это художник Пьетро Руффо напомнил о цветущих полях Апулии. По воле Марилены Спарачи, которая бережно хранит искусство кружевоплетения томболо, на воздушных юбках расселись ажурные бабочки. А ответственная за сценографию художник Маринелла Сенаторе, объединившись с мастерами иллюминации Fratelli Parisi, украсила площадь тысячами огней в лучших традициях южноитальянских фестивалей света и под руководством хореографа Шарон Эяль и композитора Паоло Буонвино собрала на ней танцоров и музыкантов фонда La Notte della Taranta. 

Как вам удалось собрать такую большую команду в условиях пандемии? 

Это невероятный опыт! Мы начинали работу над коллекцией в ноябре прошлого года в совершенно других реалиях, до коронавируса, и даже вообразить не могли, насколько изменится мир. Когда из Китая стали приходить тревожные новости, реализация проекта оказалась под вопросом, но я была уверена, что могу обратиться за содействием к сообществу Лечче, и действительно нашла здесь поддержку и готовность идти навстречу. 

Пейзажи Апулии руки Пьетро Руффо напоминают о себе не только в красочных принтах на подолах: изображения цветов, колосьев и бабочек также воссоздаются на кожаных корсетах методом тиснения и резки и используются в дизайне кованых украшений
Как проходила организация шоу? 

В Апулию я смогла попасть только в июле, а над коллекцией работала во время карантина в Риме. Наверное, за все годы своей карьеры я не вела переговоры с таким количеством людей, как в этот период, — дни напролет проводила на телефоне, была занята перепиской и встречами в Zoom. Все наши сотрудники работали удаленно, поэтому изображения готовых изделий мы пересылали и обсуждали в WhatsApp, примерки проводили там же, а это ситуация из ряда вон! Но я запомнила это время как очень продуктивное — мы горели желанием найти способ реализовать задуманное. Джулия и Люсия Стараче из Le Constantine Fondazione специально для нас открыли производство. Хореограф Шарон Эяль сразу прилетела в Италию и, прежде чем приступить к работе, послушно провела на карантине десять дней. Композитор Паоло Буонвино, с которым мы познакомились в Риме, хоть прежде никогда не имел опыта оформления модного шоу, тоже согласился присоединиться к нам. А съемки видео о проекте взял на себя Эдуардо Винспире — автор документальных фильмов о традициях Апулии. Первоначально шоу планировали сделать открытым для всех и провести его в формате городского праздника, традиционного для юга Италии. Пандемия внесла коррективы: шоу прошло с минимальным количеством приглашенных. Но благодаря Маринелле Сенаторе площадь все-таки раскрасила иллюминация с феминистскими лозунгами из ярких огней, грянул оркестр, а местные жители смогли увидеть показ из окон своих домов и онлайн — вместе с более чем 20 миллионами зрителей по всему миру. Это был настоящий триумф всех тех, кто трудился над проектом и сделал невозможное. Конечно, для дизайнера каждое шоу особенное, но, признаюсь, эти эмоции я не забуду. Никогда в жизни не переживала ничего подобного — такого порыва единения!

Калейдоскопические узоры световых инсталляций, которыми мастера Fratelli Parisi под руководством художника Маринеллы Сенаторе украсили площадь для проведения показа, воспроизводятся в красочных принтах на ткани, придавая вещам гипнотический эффект
Эти эмоции можно было почувствовать даже через экран. И все-таки, оглядываясь на опыт уходящего года, скажите, смогут ли, по-вашему, новые формы презентации заменить традиционный показ? 

Я думаю, это совершенно разные жанры — как театр и кино. Например, из-за невозможности провести показ кутюрной коллекции мы пришли к идее создания фильма Le Myth Dior, автором которого стал Маттео Гарроне. Но мы ни в коем случае не воспринимали его как альтернативу показу — это принципиально другой опыт и другие эмоции. То же самое с традиционными и онлайн-показами.

Как в коллекции выстраивается диалог наследия Dior и ремесленных традиций Италии? 

Ценности дома Dior — это часть истории высокой моды с ее традициями уникального мастерства и высочайшего качества, возведенной во Франции в ранг искусства и национального достояния. В Италии же ремёсла — виртуозная работа кружевниц, вышивальщиц, ткачих, вязальщиц — развивались на протяжении столетий как домашний женский труд. В нашей новой круизной коллекции я хотела представить иной взгляд на них — как на истинное искусство, каковым они и являются. В этом смысле ценности дома Dior очень близки мастерам по всему миру, которые работают на таком же высоком уровне. Именно здесь я вижу основу для диалога культур и обмена опытом. Dior помогает сохранению и развитию уникальных ремесленнических традиций и знакомит с ними большую аудиторию. История месье Диора тоже началась в Париже, но потом он открыл ателье в Нью-Йорке, покорил Америку, объездил весь мир и добрался до Касабланки. Сегодня мы обращаемся к искусству Италии, а в прошлом году наше внимание было приковано к Африке. Так, самый известный африканский дизайнер Пате'О в рамках нашего проекта смог рассказать о технологии создания узоров на вощеном хлопке, которая пришла из Индонезии в Европу, а оттуда в Африку, и объяснить ее высокую стоимость — ведь это тончайшая ручная работа.

Образ из коллекции Dior Resort 2021
Считаете ли вы четвертую волну феминизма достигшей своего пика, или здесь еще есть над чем работать? 

Феминизм — это прежде всего принятие разнообразия. Его часто трактуют как идею гендерного равенства, говоря, что между женщинами и мужчинами нет никакой разницы. Нет-нет, извините, мы совершенно разные! И не только мужчины и женщины. Мы все совершенно разные! И все равны в своем разнообразии. Для меня очень важен этот акцент, ведь здесь кроется слабое место традиционной патриархальной системы. Не забывайте, я родом из Италии, из Рима, где очень сильно религиозное влияние. И то, что Папа Римский выступил в поддержку регистрации союзов однополых пар, — настоящая революция: мы начинаем мыслить шире. Когда я только пришла работать в Dior, мне твердили: Dior значит женственность. Но понятие женственности эволюционирует, получает все больше форм выражения, и свою задачу я вижу в том, чтобы говорить об этом разнообразии, приводя эстетику дома в соответствие с повесткой дня.

Сумка Dior Bobby в стиле хобо, впервые представленная в сезоне осень-зима 2002/21, в круизной коллекции появляется в новых цветовых решениях — мятном, бежевом и серо-голубом летних оттенках
Что дает вам силы продолжать говорить о важном в условиях критики любого сделанного высказывания? 

Модная индустрия сегодня в центре внимания и поэтому испытывает сильное давление со стороны общественности — это закономерно. Когда я только начинала — 30 лет назад! — мир моды был совершенно другим. Сегодня это глобальная международная индустрия. Но мода — это не правительство. Я не думаю, что она уполномочена решать государственные проблемы. Во всяком случае я не претендую на то, чтобы вершить судьбы мира. Я дизайнер, а не политик. Но точно знаю, что даже в рамках своей работы могу делать все, от меня зависящее, для решения общих проблем — как, впрочем, и любой другой на своем месте. Например, Dior использует дорогостоящие технологии обработки, рециркуляции и повторного использования воды, сокращая ее перерасход. Начинающий дизайнер не может себе такого позволить. Это не значит, что задумываться о решении проблем могут лишь крупные и влиятельные компании вроде Dior, но именно мы в первую очередь должны делать все возможное. Хотя сумку Dior не покупают ради одного выхода — это продукт категории люкс, поэтому критика здесь больше актуальна для масс-маркет-брендов. Критиковать легко. Но поиск экологичных путей производства остается нашей общей задачей. 

«Для дизайнера каждое шоу особенное, но, признаюсь, эти эмоции я не забуду никогда! В жизни не переживала ничего подобного — такого порыва единения и всеобщего триумфа»

А как не потерять себя в погоне за общественным одобрением? 

Меня по-настоящему шокировал фильм «Социальная дилемма» (проект документалиста Джеффа Орловски, вышедший на Netflix. — InStyle) — он как раз об этом. Влияние соцсетей, в том числе отрицательное, на молодое поколение очень велико, но я против категоричных оценок: хорошее образование, развитое критическое мышление и умение взвешивать разные точки зрения не дадут потерять индивидуальность.

Слева направо: креативный директор Дома Dior Мария Грация Кьюри, композитор и дирижер Паоло Буонвино и хореограф Шарон Эяль
С каким настроением встречаете надвигающееся будущее? 

Я не боюсь времени и не думаю о новой эре — меня захватывает течение повседневной жизни, ведь изо дня в день я отдаюсь тому, что люблю. Это отвлекает от тревожных мыслей. И, кстати, поэтому я никогда не планировала свою жизнь и карьеру.

Модели на показе Dior Resort 2021 на фоне световых инсталляций, в которые художник Маринелла Сенаторе вписала жизнеутверждающие цитаты и лозунги: «Мы растем, поддерживая других», «Время для равноправия - сейчас», «Я сделаю все вокруг прекрасным»
А работу в Dior? 

Я счастлива работать в Dior, но никогда не думала, что однажды буду занимать такой пост, и уж точно этого не планировала. Меня всегда больше занимал сам процесс работы, сам путь. И мне повезло, что мой путь оказался таким долгим. Я успела поработать с замечательной командой Fendi, познакомиться с самим маэстро Валентино, а сегодня представляю легендарный бренд Dior. А ведь когда-то я сообщила маме о своем решении изучать моду, и она ответила, что это несерьезно, что это не настоящая работа...

Источник фотографий: ©TERESA CIOCIA/пресс-служба Dior, ©LAURA SCIACOVELLI/пресс-служба Dior


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

«Что если бы женщины правили миром»: коллекция Christian Dior Haute Couture весна-лето 2020
Коллекции
«Что если бы женщины правили миром»: коллекция Christian Dior Haute Couture весна-лето 2020
10 платьев Моники Беллуччи, которые мы никогда не забудем
Звездный стиль
10 платьев Моники Беллуччи, которые мы никогда не забудем
Какие сумки предпочитают звезды (и сколько они стоят)
Мода
Какие сумки предпочитают звезды (и сколько они стоят)
45 модных подарков к 14 февраля для себя и для него
Обзоры
45 модных подарков к 14 февраля для себя и для него