23 Ноября | Вероника Губина

Сложнейшие техники вышивки и кружево ручной работы: все о том, как создаются коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture

Даже после получения брендом почетного статуса официального члена-корреспондента Федерации высокой моды в Париже команда кутюрного ателье Ulyana Sergeenko не почивает на лаврах, а продолжает экспериментировать: осваивает новые техники вышивки, кружевоплетения и лазерной резки кожи, а также с особой гордостью поддерживает русские народные промыслы, внедряя традиционные ремесленные техники в искусство haute couture

В новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture представлены вязаные балаклавы с вплетением речного жемчуга и кристаллов и кашемировые капоры, расшитые бисером и пайетками / фото: пресс-служба Ulyana Sergeenko
Самое почетное для иностранного бренда звание в Федерации высокой моды, без сомнения, придает значительный вес в индустрии, но кардинальных перемен в повседневной работе за собой не влечет. Команда дизайн-бюро Ulyana Sergeenko Couture создает изделия в собственном ателье по индивидуальным заказам и готовит две подиумные кутюрные коллекции в год — в январе и в июле, а это по меньшей мере 50 образов с использованием максимального количества ручного труда. При этом бренд вносит большой вклад в развитие исторических промыслов: использует елецкое кружево, крестецкую строчку, кадомский вениз, ростовскую финифть и гусевский хрусталь.

В разработке дизайна и производстве коллекции занято в общей сложности около 70 человек, в том числе мастера фабрик, с которыми сотрудничает кутюрное ателье
Так, новая коллекция Ulyana Sergeenko Haute Couture осень-зима 2021/22, представленная в фильме Ренаты Литвиновой с Натальей Водяновой в главной роли, тоже рассказывает свою историю — о красоте природы и самобытной культуре Карелии — в традиционных ремесленных техниках. Но когда-то это было лишь мечтой, и ее воплощение потребовало колоссального труда: многочисленные поездки по стране, знакомства с фабриками, попытки убедить мастеров взглянуть по-новому на свою работу — сплести не кружевную салфетку, а перчатку, не цветочный узор, а белочку на ветке. Постепенно успешных экспериментов становилось больше, и сегодня традиционные производства могут оценить влияние такого сотрудничества на рост популярности техник, заказов и продаж.

Самый долгий и кропотливый процесс — создание моделей с вышивкой: в зависимости от ее сложности это несколько месяцев работы от 7 до 15 человек
Работа с елецким кружевом
«Производства стали охотнее идти нам навстречу, но до сих пор соглашаются не все: мы задаем очень высокую планку, — объясняют в кутюрном отделе. — Необходимы творческий подход, самоотдача и деликатность работы». Часто мастеров просят поменять сырье и инструменты, добавить детали, найти лучшее решение. Поэтому многие боятся рисковать, тем более будучи ограничены в кадрах. На таких производствах нет новых рук, молодежь сюда не спешит, за новый проект порой некому взяться. Но комьюнити бренда постепенно растет, ведь он выстраивает долгосрочное сотрудничество в рамках и подиумных коллекций, и клиентских заказов.



Над кружевными корсетами вечерних платьев работали одновременно 6 кружевниц. На создание корсета с асимметричной баской у них ушло 650 часов
Подобные проекты открывают традиционным производствам новый взгляд на привычное. Например, Гусевский хрустальный завод уже осовременил ассортимент своей продукции. Теперь это не только вазы и бокалы, но и предметы домашнего декора. Однако поначалу совместная работа складывалась непросто — не ясно было даже, как произвести детали нужного бренду миниатюрного размера. Решение было неожиданным: выдувать огромные вазы и разбивать их, чтобы получить маленькие осколки. Представьте себе: огромный цех, адские печи, раскаленное стекло... А в результате получается ювелирной тонкости декоративное хрустальное бра — настоящее произведение искусства! 

Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Этапы производства деталей из финифти на фабрике «Ростовская финифть»
Ювелиры фабрики «Ростовская финифть» изготовили для коллекции броши с силуэтами мифических персонажей северного края: птиц и волков. Металлические пластины украшены росписью, напоминающей счетную вышивку, и обрамлены посеребренной и позолоченной оправами
Воплощение каждого такого проекта в жизнь — победа. Дизайнеры продумывают мудборд коллекции, обозначают ключевые мотивы. Из 500 эскизов отбирают около 40, конструкторы создают макеты, проводят примерки. А в процессе команда решает, как применить ту или иную ремесленную технику, разрабатывает эскизы деталей с ее использованием, отправляет на производство и интегрирует в изделие. В случае с хрусталем это всегда ностальгия по детству — это вообще особая тема для Ульяны Сергеенко: дизайнер переосмысливает милые сердцу вещицы вроде любимой книжки со сказками, фигурного пряника, бабушкиной броши и хрусталя в серванте. Такой подход не раз напоминал о себе в дизайне украшений. А в коллекции «Коммунальная квартира» даже появилась сумка в виде серванта с хрусталем. Так пришла идея обратиться к заводу. Команда долго разрабатывала метод инкрустации ткани хрустальными деталями: каждая из них уникальна по форме и размеру, поэтому крепление для каждой ювелир отливает и гальванизирует индивидуально. Крепление пришивают к ткани и, поместив в него хрустальный элемент, зажимают его.
Другая культура расскажет нам о себе сама и сделает это лучше нас. Но кто лучше нас сможет рассказать о нашей культуре?

В последнее время бренд много работает с елецким кружевом — уж очень отзывчивые и легкие на подъем мастера предприятия «Кружевной край». «Давайте сделаем тоньше, добавим бусины, вплетем кристаллы — что бы ни попросили, они могут все. Они также горят процессом, не боятся сложностей и гордятся сотрудничеством с Ulyana Sergeenko», — говорят дизайнеры. А ведь это трудоемкий процесс: над одной деталью работает несколько мастериц, а воплощение индивидуального эскиза занимает несколько месяцев. Это до 700 часов ручного труда, но команде бренда отрадно знать, что мастера обеспечены работой.

Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture
Хрустальные детали из коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture
В то же время тревожно отсутствие на производствах молодых специалистов. В нехватке кадров признаются и у Ульяны Сергеенко, поэтому ее команда берет стажеров и растит их. Есть даже идея прикреплять молодежь к профессионалам и открыть экспериментальный цех — это вклад в будущее бренда и российской индустрии. Да, сегодня высокая мода в России — это тысячи километров дорог, месяцы переговоров и сотни часов труда, это попытка сделать невозможное, история не благодаря, а вопреки, но она того стоит: это шанс сберечь историческое наследие России — нашу самую большую гордость. Другая культура расскажет нам о себе сама и сделает это лучше нас. Но кто лучше нас сможет рассказать о нашей культуре? Благодаря или вопреки, но команда бренда продолжает экспериментировать: вырезает лазером узоры на коже, собирает шерстяные скульптуры в веерной технике и даже гальванизирует крестецкое кружево. 
Наталья Водянова в Ulyana Sergeenko Haute Couture
Открывающая фильм о коллекции модель пальто декорирована аппликацией с трехмерным эффектом по мотивам образа поморской щепной птицы счастья — древнего оберега. Каждое шерстяное «перо» в композиции вручную расшито камнями и бисером и зафиксировано в форме веера. Один только этот этап потребовал 157 часов работы.   




Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture
Ulyana Sergeenko Haute Couture
В новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture отсылки к образу поморской щепной птицы также встречаются на басках платьев, юбках и аксессуарах — ее оперение здесь повторяют «веера» из шелкового крепа, шифона и кожи.


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Тест редакции: тканевые и гидрогелевые маски для лица
Обзоры
Тест редакции: тканевые и гидрогелевые маски для лица
Стиль жизни
Наталья Водянова и другие российские модели, от которых без ума весь мир
Эмма Бантон, Наталья Водянова и другие звезды, которые не стареют
Здоровье
Эмма Бантон, Наталья Водянова и другие звезды, которые не стареют
Что Меган Маркл говорила о Кейт Миддлтон до знакомства с ней
Звезды
Что Меган Маркл говорила о Кейт Миддлтон до знакомства с ней