Настя Щербакова

«Величайший кутюрье»: зачем вам смотреть новый фильм об Иве Сен-Лоране

В Москве состоялась премьера фильма, который практически 20 лет запрещал к показу партнер дизайнера Пьер Берже из-за его откровенности и бескомпромиссности. Как раз из-за этих качеств его и стоит смотреть.

История создания 

Французский режиссер Оливье Мейру получил беспрецедентную до этого возможность снять кутюрье за работой. В модный дом его пригласил сам Пьер Берже, который заметил молодого режиссера, когда он снимал одну из выставок в Центре Помпиду. Мейру работал с 1998 по 2001 год, он снимал Сен-Лорана, Берже, Лулу де ля Фалез, Бетти Катру и многочисленных работниц ателье. Его целью была незаметность, он пытался добиться абсолютной естественности и искренности от героев своего будущего фильма. Достичь этого было очень нелегко. За первые три месяца, проведенные на авеню Марсо, Мейру так и не удалось снять самого кутюрье, тот его просто избегал. Режиссеру пришлось ждать того момента, когда Сен-Лоран вынужден был появиться в мастерской, чтобы начать работу над новой коллекцией. Кадры, где кутюрье работает над эскизами, стали первыми для фильма. 

За три года работы Оливье Мейру собрал всего 18 часов материала, которые в финальной версии сократились до одного часа четырнадцати минут. Смонтированный фильм показали Пьеру Берже. Он сразу же понял, что выпускать картину нельзя. Тот Ив Сен-Лоран, которого смог снять режиссер, вовсе не выглядел легендарным кутюрье. Это был потерянный и уставший старый человек, который едва ли мог руководить собственным брендом. Показ фильма был запрещен через суд, ему предстояло дожидаться своей официальной премьеры 15 лет. 

Ив Сен-Лоран


Легендарный дизайнер, последний кутюрье и изобретатель женского смокинга, жакета в стиле сафари и платья «Мондриан». В фильме он совсем не похож на это описание. Сен-Лоран здесь, скорее, напоминает старого дедушку, который забывает имена своих родных, путает слова и плохо понимает, что вообще происходит вокруг. Как говорит в фильме Берже, Ив заплатил за свой талант сполна. Он полностью отдался свой профессии, потеряв здоровье, спокойствие и, возможно, счастье вообще. Смотреть на долгие крупные планы старых рук с миндалевидными ногтями, уставших затуманенных глаз в очках и тощих щиколоток иногда просто физически тяжело, потому что на ваших глазах рушится миф о великолепном Иве Сен-Лоране. Никто не отнимет у него его талант и вклад в модную индустрию, но никто из нас обычно не задумывается о том, какой ценой все это добивается. Мейру как раз постарался это запечатлеть и передать правдиво и искренне. 

Пьер Берже


Берже в фильме показан человеком жестким, бескомпромиссным и язвительным, но при этом все же заботливым и очень профессиональным. Без его жесткой руки, без постоянной поддержки и руководства не существовало бы бренда Yves Saint Laurent. Иву нужен был Пьер, а Пьеру — Ив. И не важно, были ли они в отношениях или нет. «Он как лунатик, его нельзя будить. Он работает не то чтобы во снах, он предельно точен и собран, но его нельзя вырывать из собственного мира. Я стараюсь никогда не будить его лунатика. Он должен гулять по крышам в этом состоянии, не упав и не навредив себе, — за этим я и слежу», — говорит Берже в фильме. 

Работа с цветом 

1 / 4
фото № 3
фото № 4
фото № 5
фото № 6

В фильме есть черно-белые и цветные эпизоды. Логика, по которой Мейру «раскрашивал» кадры, очень простая. Цвет — это реальность со всеми вытекающими последствиями. Больной и старый кутюрье, который плохо выглядит, Берже, пытающийся спасти дом от разорения, и petites mains (что буквально переводится с французского как «маленькие руки») — швеи, закройщицы, простые работницы ателье, которые воплощали в жизнь все задумки Сен-Лорана на протяжении 40 лет. Черно-белые кадры — это попытка отредактировать реальность. Сен-Лоран работает над новой коллекцией, проводит примерки, встречает моделей и даже дает интервью, где заявляет о том, что он «готов к новому старту» и «решил работать с счастьем». Это Ив, которого показывают миру, глянцевая картинка, которая уже давно не соответствует реальному положению дел. Цвет в кадре меняется быстро, но он помогает нам ориентироваться в пространстве фильма и лучше понимать мотивацию появления разных героев в тот или иной момент. 

Показ 1998 года

Совсем небольшой эпизод фильма посвящен работе над показом на чемпионате мира по футболу в 1998 году, который прошел на стадионе «Стад де Франс». Тогда бренд Yves Saint Laurent показал лучшие работы своего кутюрье за 36 лет работы. Здесь были кутюрные платья, легендарные смокинги, прозрачные блузки, золотые корсеты и платья, вдохновленные поп-артом и работами Ван Гога и Матисса. В общем, еще один повод вспомнить об этом невероятном показе и пересмотреть его целиком, только теперь с забавными и очень трогательными комментариями двух работниц ателье, которые наблюдают, как сшитые ими платья входят в историю. 

Влияние на других режиссеров 

В 2013 и 2014 годах вышло сразу два фильма об Иве Сен-Лоране — «Ив Сен-Лоран» Жалиля Леспера и «Сен-Лоран. Стиль — это я» Бертрана Бонелло. Фильм Леспера был создан при поддержке Пьера Берже, который даже предоставил для картины оригинальные наряды из архивов дома. Бонелло решил сосредоточиться на более скандальной и интимной стороне жизни Сен-Лорана и сместил фокус на отношения Ива Сен-Лорана и Жака де Башера. В его фильме Берже показан вовсе не ангелом-хранителем, там он жесткий, а иногда и жестокий. И это заслуга Мейру. Своего «Величайшего кутюрье» он показал нескольким знакомым, например, Гасу Ван Сенту и Бертрану Бонелло. Так что образ Берже в фильме 2014 года был во многом основан на Берже из документалки Мейру. 

Еще один режиссер, которому посчастливилось увидеть фильм задолго до его выхода в прокат, — это Пол Томас Андерсон. Свои впечатления от картины он переработал и снял «Призрачную нить», фильм о кутюрье Рейнольдсе Вудкоке, который помешан на контроле, внимании к деталям и перфекционизму и который жертвует всем ради своего мастерства. Кого-то напоминает? Андерсон заявил, что прототипом для его героя был вовсе не Сен-Лоран, а Кристобаль Балансиага, но отношения Вудкока и его сестры Сирил буквально списаны с взаимоотношений Ива и Пьера. 

Источник фотографий: Instagram, Архив пресс-службы,


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Саша и Малия Обама дали первое публичное интервью
Новости
Саша и Малия Обама дали первое публичное интервью
Посмотрите трейлер документального фильма о Тейлор Свифт
Новости
Посмотрите трейлер документального фильма о Тейлор Свифт
Посмотрите трейлер нового документального фильма о Бейонсе
Новости
Посмотрите трейлер нового документального фильма о Бейонсе
Документальный фильм о Рианне: что нового мы узнаем о певице
Звезды
Документальный фильм о Рианне: что нового мы узнаем о певице