31 Марта | Валерия Парфенова
Пэчворк стал спасением для дизайнеров в пандемию. Почему вещи в этой технике должны быть в гардеробе?
Знакомимся с отечественными и зарубежными брендами, которые работают с пэчворком
Карантинные ограничения не только повлияли на работу розничных точек продаж, но и затронули схему производства и поставок товаров. Текстильные фабрики и маленькие семейные мануфактуры в Китае, Италии и других странах вынуждены были прекратить свою деятельность, и под удар было поставлено создание новых коллекций брендов. Как дизайнеру и его команде думать о новом сезоне, принтах, цветах и текстурах, когда все боятся заболеть неведомым вирусом, а предприятия, способные произвести необходимую ткань, закрыты?
Сезон весна-лето 2021 стал для модных брендов вызовом: нужно было противостоять всем стрессовым факторам сразу и показывать байерам, модным изданиям и потребителю новые вещи, вселяющие надежду на светлое будущее, не без коронавируса, но с возможностью выходить из дома и наряжаться. Одним из хитрых (и очень осознанных с точки зрения экологии) ходов дизайнеров, ищущих способы приобрести материалы для коллекций, стало применение техники лоскутного шитья пэчворк. В ее основе — использование небольших фрагментов различных тканей для создания своеобразной мозаики, из которой получается цельное текстильное полотно.В актуальных коллекциях старинную технику, которую практиковали многие народы для пошива традиционных костюмов, использовали Emporio Armani, Preen, Rokh и Issey Miyake, но самое яркое выступление получилось у Dolce & Gabbana. Дизайнерский дуэт посвятил сезон весна-лето 2021 своей любимой Сицилии и создали ее из фрагментов роскошных тканей, которые остались от прошлых коллекций.Лоскутные платья и юбки макси (как у Синди Кроуфорд на показе весна-лето 1993) кроп-топы, летние пальто, жакеты и джинсы переливались золотом, привлекали внимание текстильными квадратами с леопардовым принтом, цветочными вышивками или синей росписью под майолику. Даже аксессуары — тюрбаны, сумки и сапоги — были сделаны при помощи пэчворка. В сезоне осень-зима мировые бренды не отказались от этой техники — увидеть лоскутные ткани можно было в коллекциях Gabriela Hearst, Chloé и Marine Serre. Однако существуют марки, которые специализируются на таком осознанном подходе использования текстиля. Один из ярких примеров — лондонский проект Rua Carlota, созданный математиком Шарлоттой Роуз Киркхэм. Девушка создает замысловатые обтягивающие топы, платья и свитера из старых, купленных в секондхэндах, вещей, которые уже полюбились модным инфлюенсерам по всему миру.
На наш вопрос о том, почему пэчворк стал основой ее марки, Шарлотта отвечает, что ее пытливый ум, закаленный точными вычислениями, всегда ищет решение для сложных задач и способы поэкспериментировать.
Пэчворк дает так много свободы — бесконечные комбинации цветов и форм, и, как следствие, совершенно неожиданные результаты. Каждая вещь похожа на картину: есть что-то в том, как цвета и текстуры сочетаются друг с другом, особенно с контрастной отстрочкой«С практической точки зрения, лоскутное шитье позволяет мне сэкономить как можно больше ткани. Например, я работаю с большим количеством изделий из трикотажа, на которых есть участки повреждений — дыры или пятна. Продавцы в сэкондхэндах редко прикасаются к этим предметам, не восстанавливают их, но моя техника позволяет подновить неповрежденные участки и продлить срок службы одежды», — добавляет дизайнер.
Все изделия она создает вручную в своей квартире в Лондоне, там же она и организовывает работу бренда — от поиска материалов до производства, упаковки и отправки покупателям. «Несмотря на то, что спрос на мои вещи рос быстро, я чувствовала, что для меня очень важно придерживаться ценностей, которые я приняла в самом начале. Я должна иметь полный контроль над каждым процессом», — подчеркивает Шарлотта, говоря об избранном ей подходе вторичного использования текстиля.
Что такое апсайклинг и у каких марок искать новые вещи из старых тканей Читать
Если марка Rua Carlota создает соблазнительные айтемы для вечеринок и свиданий, то нью-йоркский проект Farewell Frances посвящен ностальгии по детству, воспоминаниям о бабушке и чувству уюта. Его создательница Карли Шек долгое время занималась разработкой детской одежды, а после решила сфокусироваться на апсайклинг-бренде, для которого перешивает, как она говорит, сокровища — старые одеяла — в пальто, стеганые куртки и платья.
«Меня очень вдохновляет собственное детство и вещи, которые вызывают у меня ностальгию», — рассказала нам Карли. «Например, оставшийся от бабушек текстиль: одеяло, в которое я заворачивалась в детстве у них дома, или вышивка, которую они сделали. В трудные времена, когда вы хотите утешиться и чувствовать себя в безопасности, думаю, одним из способов спастись является удобная одежда, которая напоминает о детстве». Чтобы создать верхнюю одежду, которую потом примерит, например, испанская it-girl Бланка Миро, команда Карли деконструирует винтажные стеганые одеяла или текстиль, поврежденный и не подлежащий ремонту. Из него вырезаются узоры вокруг поврежденных участков, чтобы после превратить их в пальто и дать им вторую жизнь.
Работать в технике пэчворк можно не только с хлопком, денимом и жаккардом, но и с трикотажем, как это делает дизайнер и стилист Игорь Андреев из бренда Vereja. «Мое увлечение пэчворком началось в 2010 году, наверное, когда я хотел стать дизайнером. Я даже не работал стилистом, полюбил разные фотосессии, и «ВКонтакте» тогда был популярен. Мы с подругами фотографировались, и мне нужно было постоянно создавать себе наряды, шить я толком не умел, понимал, что кусочки использовать легче. У меня не было швейной машинки, и я вручную сшивал кусочки друг с другом, бездумно, чтобы для фотографии была интересная вещь», — вспоминает Игорь.
«Уже в SNC у меня появилось дофига одежды, и, когда я, например, отрезал длину брюк, у меня оставались кусочки. Из этих кусочков я начал собирать композицию, у меня уже была на руке татуировка-олень, я хотел себе сделать вещь с изображением этого животного на груди. Сначала я выложил его на джинсовке, но вышло не очень, так что я отрезал получившегося оленя и прифигачил на футболку. На футболке нашивка тянула, и тогда она стала частью свитера, который положил начало всей первой коллекции Vereja. В нем на подиум выходил стилист Паата Поцхверия».
Игорь умеет вязать как спицами, так и крючком, поэтому любит работать именно с трикотажем. Составление комбинаций из различных фрагментов позволяет ему каждый раз создавать уникальные айтемы, используя при этом различные по текстуре, принтами и цветам лоскуты старых вещей.
Очень тяжело всегда начинать вязать, например, целый свитер с нуля. Чтобы упростить себе работу во второй коллекции, я сделал акцию: люди со всей Москвы приносили мне свои свитеры, салфетки, шапки, юбки, перчатки. Из всего этого я делал новые вещи«Сейчас коллекция продается в КМ20, в том числе платье, собранное из лоскутков. Оно очень неаккуратное в моем исполнении, потому что я собирал недовязанные кусочки, отрезал фрагменты от старых свитеров. Мне нравится самобытность этого наряда, сочетание несочетаемых принтов, благодаря этому получается красивая конструкция». Как отмечает дизайнер, техника пэчворк-вязания хотя и кажется редкой, но часто используется модными брендами. Она отличается от того, что делает Vereja выверенностью. Сначала вяжут крючком квадраты, после их сшивают в подобие пледов, чтобы создать образ в стиле кантри, эстетике хиппи. Например, так сделали Saint Laurent в сезоне весна-лето 2015 и Gabriela Hearst в сезоне осень-зима 2021/22.Совсем недавний модный релиз, в котором пэчворк сыграл значительную роль — новая осенне-зимняя коллекция российской марки INSHADE. Дизайнер Мария Смирнова поработала со своими архивами, собственными тканями с авторскими принтами, оставшимися от предыдущих сезонов; на ее образы повлияли картины художницы-концептуалистки Ацуко Танаки и цикл художественных работ Михаила Ларионова «Времена года». «Мне не хотелось придавать пэчворку вид народной, традиционной техники, нужно было как-то иначе с этим обойтись», — рассказывает о творческом процессе Мария. — Поэтому при создании платьев мы соединяли узкие полосы, из которых получилось яркое полотно. Мы сочетали оттенки, которые выглядят рядом комплементарно, отрабатывали контрастность цветов и фактур». Также дизайнер посоветовал приглядеться к кантикам на белоснежных пальто: все они тоже сделаны при помощи лоскутков, только скрученных вместе до 2 миллиметров. Карантин повлиял на работу и отечественных брендов тоже: INSHADE заказывают ткани в Италии, поэтому пандемия отразилась на производственной цепочке. «Коллекция, которая разрабатывалась во вторую волну карантина, не могла изобиловать новыми тканями. А еще я очень серьезно отношусь к идее sustainable дизайна, потому со студентами в "Высшей школе экономики" эту тему много прорабатываю. То есть и из-за пандемии, и из-за новой актуальной этики пэчворк логично и как-то правильно соотнесся с творческим поиском новых техник для коллекции», — подытожила дизайнер.
И все же одна из самых главных черт лоскутного шитья, о которой говорит каждый дизайнер, — это уникальность полученных вещей. Представьте, сколько можно сложить из одного и того же набора фрагментов. Бесконечное число комбинаций позволяет брендам каждый раз придумываться новое, используя старое. В этом и есть главная ценность старинной, но очень актуальной во времена пандемии, осознанной техники.
Источник фотографий: Imaxtree, пресс-службы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess