19 Февраля 2019

Основатель Badoo Андрей Андреев о секретах успеха, будущем дейтинговых сервисов и отношении к феминизму

В День всех влюбленных Андрей Андреев, человек, который ежедневно помогает миллионам людей по всему миру найти свою пару, рассказал InStyle о поиске любви в эпоху технологической революции и поделился историей создания самого успешного дейтингового приложения.

Вы родились в семье ученого-физика. Как считаете, ваша предрасположенность к точным наукам была предопределена генетически?

Я думаю, родители дали мне отличную базу и в какой-то степени задали направление. Ценности и интересы, которые были важны в нашей семье, повлияли на мое мировоззрение, но я считаю, что мой успех в первую очередь результат моих трудов.

Как проявлялся ваш интерес к технологиям?

Меня с детства привлекало все новое и необычное. Мой папа был профессором математики, и в квартире всегда находилась какая-то электроника. Меня окружали части радио, антенны, микросхемы, провода... Для меня это были самые интересные игрушки.

Когда мне было 10 лет, я построил свое собственное радио. Простое устройство, чтобы ловить музыку.  Скоро я создал гаджет посложнее, с помощью которого поддерживал связь с лучшим другом. Он жил в соседнем районе, и эта рация помогала нам болтать по вечерам: «Что ты сейчас делаешь?», «Как твоя мама?», «Я иду спать». Такие вещи.

Еще через пару лет я построил сложную радиоантенну на крыше своего многоквартирного дома. Мне это казалось огромным достижением. Потому что внезапно я, 14-летний мальчик, живущий в Советском Союзе, мог общаться с миром, разговаривать с незнакомцами на другой стороне планеты. Я разговаривал с американцами! Это было очень забавно. Было круто слышать их голоса, хотя я не очень хорошо говорил по-английски. Наверно, уже тогда я думал о том, как знакомиться с людьми. (Смеется.)

В какой момент вы решили покинуть Россию и почему?

Не было никакого поворотного момента или веских причин, по которым я в один день решил покинуть Россию. Я ничего не покидал. Я просто поехал в Валенсию учиться, но местный университет так и не окончил. Нашлись дела поинтереснее — мне было 20, стали появляться интернет-технологии, и я сильно этим увлекся. Разбирался, что и как работает, пробовал свои идеи, думал о том, куда все это может двигаться. Это был конструктор с возможностями покруче моего детского радио. Так что я вернулся в Россию и уже в 1999-м запустил свой первый громкий проект — сервис по системной статистике и контекстной рекламе SpyLOG. 

Почему вы не стали развивать SpyLOG и ваш следующий проект Begun дальше, ведь это предшественники таких гигантов, как Google Analytics и Google AdWords?

Всегда хотелось создать что-то социальное — не b2b, а больше для людей. Продажа рекламы была понятным и потому скучным проектом. Кроме того, что баннеры с улиц перенесли в интернет, не многое изменилось. Появился трекинг, можно было отслеживать конверсии, но принцип оставался старым. Покажи картинку и продай товар. А вот сервисы, где миллионы людей могут между собой как-то взаимодействовать, находясь в абсолютно разных точках мира, — это было что-то вроде магии, доступной только избранным. Это сейчас воспринимается как обыденность, а тогда это была революция.

Я довел проекты до стадии, в которой был ими доволен, продал их и двинулся дальше. Как раз тогда я докрутил в голове идею абсолютно нового проекта и запустил свое первое дейтинг-приложение Mamba.

В чем заключался успех сервиса Mamba?

Это был первый проект про знакомства, а не про замужество. Mamba была уникальным сервисом без сложных длинных анкет, мы дали возможность быстро создать свой профиль и найти людей, которые так же жаждали общения, как и ты. И что самое важное — Mamba была бесплатной. До этого все дейтинги были просто базой данных женихов и невест с большой ценой за доступ. Оказалось, такой формат знакомств был как раз тем, что все хотели. Проект очень быстро стал популярным. Это вызвало настоящий бум среди молодежи, я был счастлив. Невероятное чувство — смотреть на то, как растет трафик, и понимать, что за скучной картинкой на экране — миллионы пользователей, каждый со своей историей. После удачного эксперимента с «Мамбой» в России я захотел создать продукт для всего мира. И вот тогда, в 2006-м, я продал Mamba и стал работать над Badoo. Позже с целью лучше понимать иностранный рынок я с основной командой перебрался в Лондон.

Вау, очень стремительно! А как пришла идея Badoo?

Я понял, что на мировом рынке не было бесплатного, качественного дейтинг-сервиса, и решил это исправить. В истории с Badoo, наверно, было два главных момента. Во-первых, тогда на рынке появился iPhone. Теперь у тебя была не просто звонилка, у тебя был в кармане настоящий компьютер. Для того чтобы полноценно выйти в интернет, не надо было включать комп или таскать громоздкий ноутбук. Во-вторых, совершенно случайно я оказался в телефон-кафе в Петербурге. На каждом столике в зале стоял телефон. Если тебе понравилась девушка за одним из столиков, можно было поднять трубку, позвонить ей или прислать букет цветов. И я решил, что будет круто такой телефон всегда иметь при себе. Мы очень быстро запустили тогда мобильное приложение — аналог такого телефон-кафе. Плюс iPhone давал доступ к геолокации. Можно было перемещаться по городу и всегда понимать, кто рядом с тобой. Это меняло в корне все! Раньше вы могли жить с интересным человеком на одной улице и никогда даже не узнать об этом.

Для кого был создан Badoo?

Для всех. Мы с самого начала добавляли много функций, которые сейчас есть во всех соцсетях. Хотелось сделать такой сервис, где ты мог и познакомиться ради свидания, и просто пообщаться с новыми людьми. Главное правило всегда было — уважай других пользователей, веди себя прилично, не создавай другим дискомфорт. За этим мы до сих пор следим очень пристально. В остальном же не было никаких правил. Мы не навязывали людям, как пользоваться Badoo, они сами находили ему применение.

У кого-то это привело к многодетным семьям, кто-то завел новую дружбу, кто-то просто хорошо проводит время за общением. Размер аудитории более чем 400 миллионов говорит сам за себя (смеется). (Это, кстати, в семь раз больше, чем у Tinder. – Прим. InStyle.)

Сейчас я вижу, что все больше и больше становится молодой аудитории. Дейтинг давно уже стал частью повседневной жизни. Ну и, конечно, смартфоны — больше 75% нашего трафика идет с мобильных девайсов.

У вас в приложении очень много разных фич, какая ваша любимая?

Да, Badoo — это прямо такая фабрика фич. Мы запускаем и тестируем десятки различных идей каждый месяц. Не могу выделить какую-то любимую, это как спросить, кого из своих детей ты любишь больше. Недавно мы запустили стримы — теперь можно выйти в онлайн на весь Badoo и рассказать о себе миру. Плюс это всегда какое-то невероятное детское ощущение, когда ты говоришь в телефон «привет», а десятки или сотни людей, что тебя смотрят, тебе отвечают. Мне кажется, такой новый формат знакомств сможет дать возможность больше рассказать о себе или, наоборот, смотреть стримы и узнавать человека больше, до того как встречаться с ним в реальном мире.

Как работает относительно новая функция поиска двойника знаменитости?

Изначально эту технологию мы ввели для нашей системы модерации, а именно для борьбы с фейковыми фотографиями и аккаунтами. А потом пришла идея, почему бы не дать ее попробовать и нашим пользователям. Это ведь очень необычно — найти себе друга или парня, который выглядит как Крис Хемсворт или Канье Уэст. Или девушку как Кара Делевинь или Ариана Гранде. Ведь у каждого из нас есть «тип». Можно даже найти кого-то, кто похож на вашу первую любовь. Я уверен, что вы и сами можете назвать пару имен, на двойников кого вы были бы не против посмотреть или познакомиться. А можно поискать и своих двойников. Или двойников своих друзей. Я помню это было первое, что все начинали делать у нас в офисе, когда мы тестировали эту фичу.

Как вы относитесь к Match group, владеющей небезызвестными сервисами знакомств Tinder, Match и Plentyoffish? Чем вы от них отличаетесь?

Мы не считаем их конкурентами в полной мере. Мы раньше Tinder придумали концепцию матчей и использовали ее на сервисе Hot or Not, а в 2008 году распространили и на Badoo. Сейчас матчинг используется практически во всех дейтинговых сервисах, но эти сервисы не развиваются, а применяют технологии, которые были придуманы не ими и очень давно.

Как я говорил ранее, мы — одна из самых технологичных компаний, мы постоянно ищем и добавляем самые современные технологии в наши приложения, предугадываем вкусы нашего пользователя и даем ему то, что он хочет раньше, чем он сам осознал, что именно ему было нужно. Мы считаем, что, если ты делаешь по-настоящему хороший продукт, пользователь сам тебя найдет, и у нас это явно получается, об этом говорят 400 тысяч новых регистраций ежедневно.

Как возникла идея создать сервис Bumble, в котором инициатива полностью остается за женщиной?

Рецепт «секретного соуса» Bumble родился у нас с Уитни Херд (сооснователем и CEO Bumble). Мы ломали голову над тем, как сделать так, чтобы женщинам было комфортно. Чтобы они понимали, что они контролируют ситуацию, они решают, как и когда знакомиться, на своих условиях. Что мяч на их стороне и только им решать, что будет дальше, и будет ли.

Мы представили сценарий, в котором у парня не было номера девушки, но у девушки он есть. Что если женщины будут делать первый шаг, отправлять первое сообщение? А если они этого не сделают, то мэтч исчезнет через 24 часа, как в сказке про Золушку с тыквой и каретой? Что если мы можем «зашить» эту идею в продукт? Нам казалось тогда, что это очень важная идея — и в первый же месяц мы получили более 100 000 скачиваний. Видимо, так казалось не только нам. За четыре года жизни Bumble скачали более 40 миллионов раз, и он продолжает активно развиваться.

Как вы относитесь к феминизму?

Многие называют то, что я делаю, профеминизмом. Если им так удобно, я не против. Я никогда не различал в работе женщин и мужчин и всегда оценивал только таланты людей. В компании Badoo много женщин на ключевых позициях, и для меня никогда не стоял вопрос о приеме на работу по половым, расовым, вероисповедальным или каким другим признакам.

Если говорить конкретно про программирование, то так исторически сложилось, что не так много женщин стремится поступить, например, на факультет высшей математики и кибернетики и получить специальное образование. Но в последние годы эта ситуация меняется.

И я по мере возможности стараюсь этому содействовать. Мы всегда громко рассказываем про женщин в нашей компании, занимающих традиционно мужские посты, чтобы они были примером для подрастающего поколения и молодые девушки были смелее в выборе профессий и делали то, что им действительно нравится и хочется.

35% сотрудников компании Badoo — женщины, и для мира айтишников эта цифра колоссальная. Я убежден, что создание продукта, которое было бы комфортно для женщин, невозможно без них самих. А комфорт и безопасность наших пользователей-женщин является для нас безусловным приоритетом.

Например, правило двух сообщений — новый знакомый может написать только два сообщения, а потом должен ждать, пока женщина ответит. Если ответа не было, он больше не сможет отправлять сообщения. Или кнопка внутри чата «Селфи вперед» дает женщинам возможность запросить фото у мужчины, при этом фото можно только сделать на камеру, а не выбрать из памяти телефона.  И женщина точно уверена, что человек с фотографии профиля и тот, с кем она общается, — один и тот же.

Мы первый и единственный дейтинг, который сделал видеочат. Это же идеальный способ провести репетицию вашего будущего свидания, не выходя из приложения. Это уже не фотографии, по которым сложно понять настроение, характер, мимику человека, — это уже совершенно другой уровень онлайн-знакомств. Видеочат — безопасный способ понять, что ты идешь на свидание с правильным парнем.

Ну и главное — у нас в приложении есть фотоверификация пользователей: чтобы подтвердить свою личность, необходимо сделать специальное селфи с жестом или в позе, которое запросит система. Фото проверяют наши модераторы, сравнивают с остальными фотографиями, и в случае успеха пользователь получает голубую галку — такой своеобразный знак качества на Badoo.

Вы сами пользуетесь дейтинг-сервисами?

Я пользовался дейтинг-сервисами только для экспериментов в рамках собственного бизнеса. Тем не менее работа в дейтинговой сфере избавила меня от некоторых психологических барьеров в реальной жизни, в общении с людьми. Например, я стал легче находить общий язык с журналистами, как вам кажется, у меня хорошо получается?

Да! Сразу виден опыт. Есть ли среди ваших друзей примеры тех, кто познакомился на Badoo, и это вылилось в создание семьи?

Конечно, многие мои друзья и знакомые создали пары и семьи после встречи на Badoo. Но что еще интереснее — на наш адрес почти каждый день приходят письма с приглашениями на помолвку, свадьбу и даже приглашения на дни рождения детей, которые появились благодаря знакомству через наше приложение. Меня это очень вдохновляет, но в то же время накладывает дополнительную ответственность на меня и команду, мы должны каждый день делать все больше и лучше, чтобы таких писем было еще больше.

В сериале «Черное зеркало» активно используется тема будущего, где дейтинг сервисы — единственный способ образования пары, а вся твоя общественная жизнь зависит от рейтинга в соцсетях. Как вы думаете, это естественная эволюция общества в эпоху технологической революции?

Дейтинговые сервисы несомненно будут эволюционировать, вот, например, сейчас все говорят о дополненной реальности — и в этой сфере тоже. Есть такое приложение — FlightRadar24. В нем можно наблюдать рейсы всех самолетов над тобой — нужно только навести телефон на небо. Эту же технологию можно будет использовать и в Badoo. Вы просто сканируете лица людей, которых видите на улице или в кафе, а приложение говорит, кто это, и предлагает написать сообщение. Таким и не только мы видим будущее Badoo.

Считаете ли вы своеобразной иронией судьбы, что вас называют The World's Biggest Matchmaker, но при этом вы сами пока без пары?

Пожалуй, оставлю ответ на этот вопрос при себе. (Смеется.) 



Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147