Свежий номер
Октябрь 2017

Стиль — это дыхание времени. Индивидуальность. Свой особый взгляд на мир. В конце концов, просто гармония с собой. И задача InStyle — помочь найти свой неповторимый стиль всем, кто действительно этого хочет.

Оформить подписку
Мода

Объединенные модные показы: кому и зачем это надо

«Тенденция», «цвет сезона» или «знаковый крой лета» — эти модные категории устарели. На смену им пришли рассуждения о «гендерной амбивалентности», «феминизации мужской моды» и маскулинности женской. И как следствие этих явлений — «объединенные показы». Но не все так однозначно.

13e05ffbdf5a0f783557e4b905fc0ae172a72d05
Фото: Fotoimedia.ru
Бэкстейдж показа Gucci весна-лето 2017. «Две коллекции в одном шоу — так я вижу мир сегодня. Путь будет тернистый, но я смогу рассказывать свою историю так, как мне хочется», — считает Алессандро Микеле, креативный директор марки.

Азарт — вот что испытывали все редакторы и критики моды в 2016 году. Кто еще следом за Burberry откажется от двух шоу в сезон и будет делать единые показы мужских и женских коллекций два раза в год? И в рамках какой из восьми Недель моды — мужской в Париже или женской в Милане? Если бы на сайтах уважаемых изданий WWD или Business of Fashion открыли тотализаторы, их владельцы неплохо бы заработали.

Когда сообщение о слиянии показов поступило от пиар-службы Gucci, никто и ухом не повел — для Алессандро Микеле, выбравшего новый курс, это закономерный шаг: объединить два шоу, и пусть субтильные мальчики в беретах и кружевных блузках шагают следом за девочками в кружевных же платьях. Но предположить еще два года назад, что объединенные шоу будут делать Kenzo, Calvin Klein, Dsquared2, Vivienne Westwood, казалось безумием. Даже сэр Пол Смит — он ведь никогда не играл в эти фэшн-игры и, по собственному признанию, никогда не следил за тенденциями — туда же…

969655fb821025c212d491354ef503bec583a7be
Фото: Gettyimages.ru
«Мы объе­ди­няем показы в рамках Лондонской недели мужской моды в январе и уходим из Милана», — гласит официальное заявление Vivienne Westwood.

Одна из причин лежит на поверхности — снижение трат. Действительно, в кризисный год, когда хорошо себя чувствует только американский рынок люкса (и то, по прогнозам, миллениалы с каждым годом будут все меньше тратить на вещи, откладывая деньги на путешествия и впечатления), одно шоу дешевле, чем два. В два раза меньше приглашений, в два раза меньше средств на аренду помещений, в два раза меньше гонорары музыкантов, продюсеров, стилистов, кастинг-директоров, моделей и так далее. Это предположение подтверждает и Джастин О’Ши, бывший креативный директор Brioni: «Я не вижу ничего плохого в таком слиянии, если это поможет брендам сэкономить и сохранить себя. Пусть будет так. В конце концов в этом есть свобода творчества». Но только ли в экономическом спаде дело?

De5cf25f9fd477910eb3b3c92f449893322d17a6
Фото: пресс-служба Kenzo
Показ Kenzo в новой концепции, июнь 2016, Неделя мужской моды в Париже

О надломе системы и тектонических сдвигах много говорят и те, кто эти изменения спровоцировал. Например, Гурам Гвасалия, генеральный директор андеграундного бренда Vetements и брат Демны Гвасалии, креативного директора Balenciaga и Vetements, честно признается, что не видит смысла в разных шоу: «Во-первых, это дополнительные траты, а во-вторых, границы между мужской и женской модой стерты». С первым все ясно, а что значит «стерты границы»? Безусловно, обмен вещами между мужчиной и женщиной давно вышел за рамки «его белая рубашка на голое тело» или «джинсы бойфренда». Это уже не просто история про «одолжить», а взаимозаменяемость гардеробов, отсутствие различий между мужскими вещами и женскими. Мужская сторона пуговиц, мужской покрой, женский вырез — все это пережитки прошлого.

487c20896d1fa31b4fe759fc82673c65d43fe9d4
Фото: Gettyimages.ru
«Мы хотим, чтобы женские коллекции дольше висели в бутиках. Показали раньше — доставили на продажу раньше», — рассказывает Дэн Кейтен, сооснователь и совладелец Dsquared2.

В 1985 году Жан-Поль Готье шокировал журналистов, когда выпустил на подиум парня в длинной юбке, и с тех пор попытки одеть мужчин в платья время от времени случались. Помните известную съемку Игги Попа в зеленом платье с глубоким вырезом и сумкой Dior в руках? Это был ответ певца на обвинения в том, что он слишком часто использует женские вещи для своих образов. «Я не вижу ничего постыдного в том, чтобы быть женщиной», — так музыкант поставил на место всех критиков. Мода — один из самых простых способов выразить свои взгляды на собственный пол. Или на его отсутствие. Недавно известный универмаг Selfridges запустил новое пространство — Agender, созданное для того, чтобы предоставлять возможность покупать без оглядки на пол — вот уж точно будущее наступило. А что говорить о рекламных кампаниях Gucci? Это же просто «сексуальная революция», как сказала Верочка из «Служебного романа»: длинноволосые парни, едва отличимые от девушек рядом с ними. Мужчина может выглядеть как женщина, а женщина — как мужчина. Можно даже при желании поменять пол — общество не осудит. Помните Кейтлин Дженнер на обложке Vanity Fair? Быть может, скоро в графе «пол» в анкетах появится еще один пункт. Неужели дизайнеры заранее подстраиваются под это возможное нововведение? Управляющий директор универмага Liberty в Лондоне Эд Бурстелл подтверждает: «Иногда я не могу понять, кто передо мной — мужчина или женщина, настолько сильно стерлись границы. Поэтому все менеджеры магазинов только и думают о том, как сделать опыт покупок в их пространствах бесполым, чтобы ненароком не лишить себя же потенциальных продаж». Люси Грин, международный директор аналитического агентства JWT Intelligence, которое занимается прогнозированием трендов, соглашается: «Наши исследования доказывают: миллениалы игнорируют собственный пол. Мальчики и девочки носят одни и те же вещи, одинаковые прически и никак друг от друга не отличаются внешне. Мода не может оставаться в стороне от этого явления».

Badf1e36dfadd7cd643bddc29205019c266395ea
Фото: ProfusionStock/Vostock-photo
Бэкстейдж показа Vetements весна-лето 2017

Впрочем, есть серьезные сомнения, что бренды заботятся о нежной психике миллениалов. Индустрия в глубоком кризисе. Куда бежать? Как дальше жить? Как уследить за всеми Неделями моды? Все в панике и принимают решения, результаты которых станут видны только через год. Хотя первые «пострадавшие» уже есть — фэшн-редакторам нужно быть не только на «своих» профильных — мужских или женских — Неделях, а стараться успеть всюду. И что же, как купил билет в январе в Лондон, так до марта домой и не возвращайся, пока все-все показы не закончатся? А каково мультибрендам — отправить сразу 20 байеров на Неделю моды? Это же колоссальные траты (билеты, гостиницы и прочее). Хватит ли всем мест на шоу, в конце концов? Но посмотрим правде в глаза. Кто думает о простом редакторе или байере? Эти скромные труженики тыла никому не интересны. Прибыль — вот на что в конечном счете рассчитаны все эти новшества. Многие показы были перенесены с женской Недели моды (с середины февраля до марта) в расписание мужских (январь-февраль) с вполне конкретной целью: доставить в бутики одежду и аксессуары на два месяца раньше, чтобы они дольше провисели без скидок, а не как сейчас — всего восемь-десять недель. Коллекции поступают в начале сентября, и уже после Дня благодарения в Штатах (в конце ноября) попадают на скидки. Все в том же интервью Гурам Гвасалия подтверждает эти догадки, рассуждая не о тонкой душевной организации клиентов, а о вполне земных сроках продаж одежды по полной стоимости: «Да, мы специально перенесли свое шоу на январь, чтобы иметь возможность быстрее поставить вещи в магазины и дольше продавать их».

Словом, сколько бы ни рассуждали дизайнеры о том, что теперь их коллекции будут более целостными и что концепция объединенных показов — новая творческая энергия для застоявшегося модного болота, все в конечном счете сводится к одному — продавать как можно больше и зарабатывать. А уж кто это потом наденет — мальчики или девочки, какая, в сущности, разница?

«В этом есть смысл! Часто мужские и женские коллекции одного дизайнера вдохновлены похожими сюжетами. Почему бы не показать все разом? Но журналистам придется туго!»
— Анджело Флаккавенто, Il Sole 24 Ore
«Мужские Недели моды последнее время были незаслуженно забыты. Но я надеюсь, что баланс будет восстановлен. Ведь нельзя сравнивать Zegna и Gucci — это разные подходы к мужской моде»
— Сьюзи Менкес, Vogue
«Человечество совершило колоссальный прорыв в вопросах принятия ЛГБТ-сообщества. Подул ветер перемен. И объединенные показы можно воспринимать как часть этих перемен»
— Дзян Делеон, Highsnobiety
«Я надеюсь, что бренды, у которых есть и мужской, и женский сегменты, придут к этой концепции. Хотя есть шанс, что мужские Недели в Лондоне и Нью-Йорке канут в небытие»
— Ванесса Фридман, The New York Times

Текст: НАТЕЛА ПОЦХВЕРИЯ («Ъ»)