Прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич, вдохновившись новой версией аромата Black Opium Floral Shock от Yves Saint Laurent, на время забыла о привычных для себя драматичных образах героинь, которых танцует на сцене, и примерила роль дерзкой рокерши с короткой мальчишеской стрижкой и броским макияжем.
Стоя перед зеркалом в гримерке Большого театра и наблюдая, как черный парик на ней превращается в бунтарскую стрижку, прима-балерина Анастасия Сташкевич восклицает: «Такой я уже была в одном из спектаклей, но не помню, в каком!» За тринадцать лет работы на главной сцене страны она успела станцевать Жизель, Офелию, Сильфиду и множество других партий, пройдя путь от артистки кордебалета до примы. О высоком звании, с которым она живет уже год, Настя говорит мало и скромно, лишь подчеркивая: «Вы не представляете, какая это ответственность! У меня нет права на ошибку, и я каждый раз доказываю зрителям и самой себе, что достойна быть примой».
Прилежную девочку, чья жизнь вертелась между домом и репетиционным залом, пригласили в Большой сразу после выпускного в Московской академии хореографии — подобные истории дают повод ученикам балетных училищ пошептаться после занятий. Впрочем, вопросы о смертельной зависти коллег и лезвиях в пуантах Настю только смешат: «Про Большой говорят многое, и все это ложь. Мы радуемся чужим успехам и очень много работаем. И все, чего я добилась на данный момент, я достигла благодаря своему труду и работе моего педагога Светланы Дзантемировны Адырхаевой».
Переломный момент в ее карьере случился в 2009-м, когда после долгой череды партий всевозможных инженю — пастушек и садовниц — тогдашний балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака предложил танцевать Эсмеральду.
«Я очень обрадовалась, хотя сразу же начала сомневаться: смогу ли», — говорит она. Настя всегда глубоко сопереживает своим героиням — смелым, властным, печальным, страдающим: балерина вспоминает, как однажды после первого акта балета «Жизель», в котором ее героиня сходит с ума от несчастной любви, едва нашла в себе силы сменить костюм и снова выйти на сцену. Не удалось ей подружиться только с Ольгой Лариной из балета «Онегин». «Мы совершенно разные — я не ветреная, я очень верная…» — произносит Настя и замолкает.
На площадке появляются солист Александр Водопетов и муж Сташкевич, ведущий солист Вячеслав Лопатин, оба артисты балетной труппы Большого театра. «Нам комфортно танцевать вместе. И о балете мы готовы говорить часами — даже дома после спектакля», — рассказывает Вячеслав. За время знакомства с Настей он, кажется, видел ее во всех образах — но только не в роли дерзкой, в духе Yves Saint Laurent, девушки в коротком парике, с густыми smoky eyes, в облегающем топе и на головокружительных шпильках. «Насте идет все, но сейчас я даже не сразу ее узнал!» — признается Лопатин.
Но сомневающаяся натура его жены тут же дает о себе знать — Настя рвется к зеркалу проверить, не вульгарно ли выглядит в кадре. А когда щелчки камеры смолкают, стягивает на груди глубокий вырез жакета и, разминая посиневшие в узких лодочках ступни, шутит, что пуанты все же куда удобнее. И мы смеемся вместе с ней — балерина, перетанцевавшая «на кончиках пальцев» почти все главные партии в репертуаре Большого, знает, о чем говорит. Кстати, а остались ли еще роли, о которых мечтает Сташкевич? Оказывается да — Джульетта.
Что ж, зная силу ее характера, понимаешь, что это всего лишь вопрос времени.
фото Ольга Тупоногова-Волкова
стиль Мадина Алиева текст Дарья Козачок