Сегодня
читают
  • Альберу Эльбазу сегодня исполнилось бы 60 лет. Рассказываем, почему по дизайнеру скучает вся индустрия 1 Альберу Эльбазу сегодня исполнилось бы 60 лет. Рассказываем, почему по дизайнеру скучает вся индустрия
  • Фиби Дайневор рассказала о возвращении к съемкам в «Бриджертонах» 2 Фиби Дайневор рассказала о возвращении к съемкам в «Бриджертонах»
  • Fashion-дайджест: новая сумка Miu Miu, коллекция Dior Chez Moi и многое другое 3 Fashion-дайджест: новая сумка Miu Miu, коллекция Dior Chez Moi и многое другое

11 Мая | Мария Карасёва

5 причин посетить выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Третьяковке

В Новой Третьяковке на Крымском валу проходит выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — масштабный проект, включающий более 300 экспонатов и разработанный в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена

Экскурс в историю

Впервые на одной площадке выставляются вместе произведения русских и немецких художников эпохи романтизма. Ее хронология традиционно берет отсчет с 1789 года (начала Великой французской революции), затрагивает Наполеоновские войны и продолжается до середины XIX века, когда Европу захлестнула череда революционных выступлений. Эти события не только изменили мировой порядок, но и сформировали новое художественное мышление, сделав этот период для Германии и России своеобразным золотым веком. На выставке показаны шедевры мирового уровня из десятков немецких и российских собраний, которые раскрывают романтизм во всей многогранности.

Теодор Ребениц. Италия и Германия. 1835 ©Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена фото № 1
Теодор Ребениц. Италия и Германия. 1835 ©Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена

Путешествие по лабиринту

Уникальное архитектурное решение выставки предложил американский архитектор Даниэль Либескинд, который известен своими выдающимися проектами, например зданием Еврейского музея в Берлине. Сложное пространство в форме лабиринта из двойной спирали, отражающей одновременно точки сближения и различия в искусстве России и Германии, позволяет зрителю отправиться в путешествие по миру эпохи романтизма, в котором нет четкой хронологии и маршрута — конфигурация залов позволяет идти в разных направлениях. В путешествии по лабиринту посетителей ждут сюрпризы — можно заблудиться, а потом вернуться к намеченному пути. Блуждая в пространстве без четких границ между разделами, которые то плавно перетекают один в другой, то сталкиваются, происходит поиск внутренней свободы.

Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну. 1819–1820 ©Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена фото № 2
Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну. 1819–1820 ©Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена

Культурный обмен

В экспозиции представлены работы художников первой четверти XIX века, среди которых Филипп Отто Рунге, Иоган Фридрих Овербек, Орест Кипренский, Карл Брюллов и многие другие. Жизненный путь героя-романтика похож на лабиринт, в конце которого он обретает подлинную свободу. Подобным образом выстроено и пространство выставки: семь разделов (от «Родины» и «Религии» до «Детства» и «Внутреннего мира») олицетворяют непредсказуемость человеческой жизни. Так, в разделе «Протагонисты» представлены писатели, музыканты, художники, которые формировали эпоху; в «Детстве» можно сравнить то, каким был образ ребенка у немецких и русских мастеров — Филиппа Отто Рунге и Василия Тропинина, а «Кабинет» знакомит зрителя с редкими артефактами из архивов российских музеев — подлинными вещами Жуковского и Лермонтова, а также автографами Батюшкова и Баратынского. В сердце выставки-лабиринта — четыре главных художника русского и немецкого романтизма: Александр Иванов, Алексей Венецианов, Каспар Давид Фридрих и Карл Густав Карус. Стоит отметить, что в России еще никогда не было такой масштабной ретроспективы работ Каруса.

Александр Андреевич Иванов. Мужская правая рука. Первая половина 1840-х ©Государственная Третьяковская галерея, Москва фото № 3
Александр Андреевич Иванов. Мужская правая рука. Первая половина 1840-х ©Государственная Третьяковская галерея, Москва

В ногу со временем

Экспозиция тесно связана с сегодняшним днем — затрагиваемые вопросы жизни и свободы остаются актуальными и 200 лет спустя. Неслучайно каждый раздел выставки заканчивается работой одного из великих ныне живущих художников — своего рода наследников романтиков. Произведения Гвидо ван дер Верве, Билла Виолы, Джеймса Таррелла, Андрея Кузькина позволяют осознать вневременной характер романтизма. Так, например, инсталляция Сьюзен Филипс представляет собой звуки, возникшие при игре на поврежденных войной музыкальных инструментах, у каждого из которых своя история. К слову, Сбер, генеральный партнер проекта, разработал тематическую музыкальную подборку, которая представлена на сервисе СберЗвук. Проводниками в мир романтизма стали Франц Шуберт и Петр Чайковский, а «Лунная соната» Бетховена и ноктюрн «Разлука» стали отличным аккомпанементом для побега от реальности к романтическим мечтам.

Антон Иванович Иванов. («Голубой») Остров Валаам при закате солнца. 1845. ©Государственная Третьяковская галерея, Москва фото № 4
Антон Иванович Иванов. («Голубой») Остров Валаам при закате солнца. 1845. ©Государственная Третьяковская галерея, Москва

Программа максимум

Проект включает и обширную культурно-просветительскую программу, в которую вошли мастер-классы, литературные вечера, лекции и концерты. В мае по четвергам будут проходить дискуссии из цикла «Встречи на Эльбе», посвященные ключевым темам выставки (немецкий язык в России и трудности перевода, философия революции, гениальность и душевные страдания), а на июнь-июль запланированы встречи из цикла «Романтизм сегодня» — участники порассуждают о том, как в настоящее время развивается романтическая традиция в театре, музыке и моде.  

Поделитесь с друзьями и получите бонус

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147