Маргарита Замураева

«Сон Макса Рихтера»: композитор Дмитрий Селипанов — о фильме-колыбельной, который перевернет ваше представление о музыке

Сегодня, 6 августа, фестиваль документального кино Beat Film Festival покажет премьеру удивительной картины «Сон Макса Рихтера», которая рассказывает об истории создания композитором концерта-перформанса для слушания... во сне. Перформансы Макса Рихтера прошли в самых разных локациях: в Лос-Анджелесе, Сиднее, Берлине и Нью-Йорке лежащие в кроватях слушатели на протяжении восьми часов погружались в новый музыкальный экспириенс на грани сна и реальности. В своем эссе композитор Дмитрий Селипанов рассказывает, почему Sleep — уникальный опыт погружения в музыку, а значит, в состояние абсолютной свободы. 

Что случится, если вместо того, чтобы прослушать музыку, мы ее проживем? В какой момент музыкальная композиция перестает быть обращением автора к публике и становится личным опытом каждого участника? 

Дмитрий Селипанов

Для меня это вполне органичное состояние. Музыкант всю свою жизнь существует в музыке, ею заполняет свой внутренний мир, от нее выстраивает отношение к внешнему миру. В какой-то момент граница размывается, и музыка становится одним из определяющих  факторов самоидентификации. Для зрителя Sleep — это схожий уникальный опыт погружения в музыку, возможность через нее по-новому посмотреть на свой жизненный путь. Музыканты, в свою очередь, играя многочасовую композицию, из исполнителей постепенно превращаются в таких же медитирующих слушателей.  

1 / 4
фото № 2
фото № 3
фото № 4
фото № 5

Музыка — это еще и наивысшее проявление свободы. Идея Рихтера сделать эту свободу тотальной и отдать ее зрителю разрушает привычную стену между исполнителем и слушателем. Нет больше такого деления. Есть общий музыкальный опыт длиной в восемь часов, во время которого каждый волен выбирать, что хочет делать и как реагировать. Ты можешь слушать внимательно, можешь дремать, можешь отвлечься и подумать о чем-то своем. Что бы ты ни выбрал, ты неминуемо проживешь это сочинение и сделаешь его «своим». О чем бы ты ни думал, что бы ни переживал — музыка станет частью этого процесса. И вот уже она перестает существовать отдельно от зрителя и становится частью его личности и самопознания. Перестает быть событием, но становится его контекстом. А теперь уберите из этой конструкции музыку. Выходит, этот концерт еще и метафора течения жизни. Того, как, невзирая на наше внимание и даже участие, жизнь продолжает свое движение, меняя все вокруг и нас самих. 

1 / 5
фото № 6
фото № 7
фото № 8
фото № 9
фото № 10

Рихтеру удалось написать универсальный саундтрек к жизни каждого из нас, музыкальную медитацию, работающую на самом хрупком и личном уровне. Здесь неповторимый жизненный опыт каждого зрителя становится объектом и целью искусства, а концерт — это всего лишь аккомпанемент к этому опыту, его триггер. Каждый зритель важнее, чем музыканты и композитор. Даже так: каждый зритель создает свой уникальный концерт.

Потому что музыка — это абсолютная свобода.




Посмотреть фильм-концерт «Сон Макса Рихтера» можно 6, 7 и 11 августа в рамках Beat Film Festival в кинотеатрах Москвы, а до 14 августа — онлайн на платформе «КиноПоиск HD».


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

10 самых дорогих клипов в истории
Стиль жизни
10 самых дорогих клипов в истории
Плейлист недели: любимая музыка пианиста Стивена Ридли
Музыка и кино
Плейлист недели: любимая музыка пианиста Стивена Ридли
Ничего сложного: как научиться разбираться в классической музыке
Музыка и кино
Ничего сложного: как научиться разбираться в классической музыке
Кирилл Рихтер: «Я пишу музыку, мне это нравится, и все»
Интервью
Кирилл Рихтер: «Я пишу музыку, мне это нравится, и все»