Сегодня
читают
  • Вы забыли, что эти знаменитости когда-то встречались 1 Вы забыли, что эти знаменитости когда-то встречались
  • Как изменился стиль Меган Маркл после отказа от королевского титула 2 Как изменился стиль Меган Маркл после отказа от королевского титула
  • Глаз не оторвать: самые дорогие королевские драгоценности 3 Глаз не оторвать: самые дорогие королевские драгоценности

17 Февраля | Игорь Кузьмичев

Привидения, кошки, рыцари: мифы и тайны Эрмитажа

17 февраля 1852 года петербургский Эрмитаж стал доступен для публики. По такому случаю InStyle выбрал несколько мифов и легенд, связанных с этим музеем.

Статуя Сехмет

View this post on Instagram

Богиня Сохмет #египет #богинясохмет #музей #эрмитаж #egipto #статуя #sculpture #сехмет #богинясехмет

A post shared by 𝓒𝓪𝓽 𝓥𝓲𝓼𝓱 (@mandragora_vish) on


Сехмет — египетская богиня, дочь бога Ра, покровительница войны и одновременно дарительница жизни. В Эрмитаже есть двухметровая статуя Сехмет, созданная в XIV веке до нашей эры по заказу фараона Аменхотепа III. 

Со статуей связана довольно жуткая легенда. Якобы в полнолуние на ее коленях выступает кровь. К утру лужица исчезает, и свидетелями этого становятся только охранники. По одной версии, кровь появляется раз в год, по другой –– накануне серьезных потрясений в стране. 

Ходы под Эрмитажем


Считается, что под зданием музея создана целая сеть ходов. Эти подземные артерии соединяют Эрмитаж с Главным штабом и, например, c особняком балерины Матильды Кшесинской, расположенным на другом берегу Невы. Легенда о подземных ходах очень живучая, хотя подтверждений этому нет. Другое дело, трубы — они действительно тянутся далеко за пределы Эрмитажа. «…Мы нашли какой-то непонятный люк, запустили туда кошку с ярким бантиком на ошейнике, а потом увидели ее на Мойке, в другой стороне от Невы и Петропавловки. Так что всю систему труб и коммуникаций в подвалах Эрмитажа знают, конечно, только коты», — цитировала The Art Newspaper Алексея Богданова, заместителя гендиректора музея по эксплуатации.

Привидения


В Эрмитаже, принято считать, полно призраков. Самый «популярный» из них –– Николай I, чье привидение часто прогуливается по эрмитажным залам. «Призрак Екатерины II в день святой Екатерины, 7 декабря, обходит дворец, после чего по всему периметру музея срабатывает сигнализация. Сам все это видел!» –– говорил выше упоминавшийся Алексей Богданов. Шутил он или нет, мы не знаем, но без привидений такому музею, как Эрмитаж, никак нельзя. Духи и тени населяли Зимний дворец всегда. Императрица Анна Иоанновна сталкивалась с призраком женщины, похожей на нее, причем случилось это незадолго до ее смерти в 1740 году. Спустя полвека та же история якобы произошла с Екатериной II: она увидела привидение в Большом тронном зале и сочла это приближением смерти. И не ошиблась.

Атланты, исполняющие желания


10 фигур, созданных Александром Теребеневым, c 1848 года держат крышу входа в Новый Эрмитаж на Миллионной улице (где до 1920 года и был вход в музей). В декабре 1941-го, во время вражеского обстрела, снаряд серьезно повредил одну из скульптур. Атлант тем не менее выстоял. С тех пор считается, что эта скульптура (та, что стоит справа и смотрит на Марсово поле) исполняет желания. Надо лишь дотянуться до правого пальца его ноги.

Рыцарь — хранитель запасников

View this post on Instagram

Бронзино, Анджело (Аньоло ди Козимо ди Мариано), круг. 1503-1572 Портрет герцога Алессандро де'Медичи (1510-1537) Италия, Bronzino, Angelo (Agnolo di Cosimo di Mariano), circle of. 1503-1572 Portrait of Duke Alessandro de' Medici (1510-1537) Italy, Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17 ноября 1503, Флоренция, Тоскана, — 23 ноября 1572 (по другим данным 23 ноября 1563), Флоренция) — итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма. Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих соотечественников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии. Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов. Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 год под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. В 1530 году он стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино.

A post shared by Эрмитаж / Hermitage Museum (@hermitage_museum) on


Эта история хорошо известна благодаря Михаилу Веллеру, посвятившему ей главу в своей книжке «Легенды Невского проспекта». Речь о сотруднике Эрмитажа Леониде Тарасюке, который пытался защитить царский сервиз от прихоти главы Ленинграда Григория Романова. Дело было, скорее всего, в 70-е. Романов, планируя свадьбу дочери, якобы решил украсить праздничный стол тем самым сервизом из эрмитажных запасников. Узнав об этом, Тарасюк оделся в средневековые рыцарские доспехи и ночью вышел к приехавшим за реликвией, чтобы как следует напугать. В итоге он был уволен, а сервиз все-таки отправили на свадьбу. Вот отрывок из книги Веллера, которая, разумеется, не документ, а художественное сочинение. 

«…И несколько крепких ребят в серых костюмах, сопровождаемые заместителем директора и заплаканной хранительницей, пошли по гулким пустым анфиладам за тарелками для номенклатурной трапезы. Шагают они в слабом ночном освещении этими величественными лабиринтами, и вдруг — уже на подходе — слышат: ту-дух, ту-дух... тяжкие железные шаги по каменным плитам. Мерный, загробный звук… И в дверях, заступая путь, возникает такой рыцарь. 

...И неверной походкой мертвеца, грохоча стальными башмаками и позванивая звездчатыми шпорами, движется на них. И в полуночной тишине они различают далекий, жуткий собачий скулеж…»

Поделитесь с друзьями и получите бонус

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

8 самых абсурдных мифов о женском теле и женщинах
Отношения
8 самых абсурдных мифов о женском теле и женщинах
5 мифов о ПМС
Здоровье
5 мифов о ПМС
«Москва после Петербурга — это мини-апгрейд»: петербуржцы рассказывают о переезде в столицу
Стиль жизни
«Москва после Петербурга — это мини-апгрейд»: петербуржцы рассказывают о переезде в столицу
5 мифов о лазерной эпиляции, о которых давно пора забыть
Здоровье
5 мифов о лазерной эпиляции, о которых давно пора забыть