Интервью с Ириной Старшенбаум: «Актерская профессия, на мой взгляд, — лучший психоаналитик»
О новых проектах, целях и роли образования в актерской карьере.
Ирина Старшенбаум регулярно пополняет свое творческое портфолио новыми и неординарными проектами. За плечам актрисы уже есть главные роли во «Вторжении» и «Притяжении» Федора Бондарчука, «Лете» Кирилла Серебренникова, «Содержанках» Константина Богомолова, а теперь вот в сериале «Шерлок в России» Нурбека Эгена и еще в нескольких фильмах, среди которых есть и романтическая комедия, и авторское кино. О том, как актриса и муза модного дома Chanel выбирает роли и жонглирует самыми разнообразными жанрами, какие цели ставит в своей актерской карьере и как планирует их добиваться, Ирина рассказала InStyle.ru.
У тебя очень разнообразный и богатый послужной список: ты работаешь с разными режиссерами, сценариями и жанрами. Как проходит выбор роли?
Ирина Я всегда отталкиваюсь исключительно от режиссера: комфортно ли мне с ним работать, совпадает ли наше видение проекта и истории, могу ли я на него положиться или чему-то у него научиться. Я предпочитаю идти к человеку, потому что испортить можно даже хороший сценарий, а талант режиссера, его видение, съемочную «культуру» чувствуешь сразу.
Ты выбираешь довольно разные жанры, а еще миксуешь фильмы и сериалы. Почему?
Ирина Российская киноиндустрии пока еще не такая взрослая, как тот же Голливуд, поэтому здесь часто актеров ассоциируют с каким-то конкретным жанром и даже типажом: его все время переставляют с места на место, из фильма в фильм плюс-минус в одинаковом амплуа. Я бы такого для себя не хотела. Мне нравятся разные жанры, и я хочу попробовать себя в различных сферах. На этом этапе своей карьеры я все еще расту, учусь и развиваюсь. Плюс мне нравится выходить из зоны комфорта. Да и разножанрового кино в России пока мало, поэтому не хочется упускать уникальной возможности поучаствовать в таких редких проектах.
Разножанрового кино в России пока мало, поэтому не хочется упускать уникальной возможности поучаствовать в таких редких проектах.
Из тех фильмов, в которых тебе удалось принять участие, есть ли такой, который оказался ближе всего?
Ирина Мне нравятся различные жанры, будь то сюрреализм Федора Сергеевича («Вторжение») или красивая история с историческими костюмами («Шерлок в России»), но я склоняюсь все же к романтическому, авторскому кино, такому как «Лето» Кирилла Серебренникова. Мое сердце принадлежит такому кино.
Как проходит подготовка к роли?Ирина Я смотрю фильмы, читаю книги, работаю со сценарием. Последнее, кстати, считаю самым важным пунктом. Я всегда настаиваю на частых встречах с режиссером и читке сценария с другим актерами, потому что именно по итогу таких встреч колоссальным образом может меняться и сама история, и взаимодействие персонажей.
Вспоминая свои роли: есть ли персонаж, на которого ты похожа? Переняла ли ты какие-то качества у своих героинь?
Ирина Это как зеркальная реальность: каждая роль — непосредственное отражение какой-то твоей черты, мысли или чего-то спрятанного, утаенного или подавленного. Это психология, а сама профессия, на мой взгляд, — лучший психоаналитик.
Ты сыграла в «Шерлоке в России», а скоро ожидаются премьеры еще нескольких проектов. Расскажи о своих героинях в фильмах «Джетлаг» и «Общага».
Ирина «Джетлаг» — очень милое, трогательное и теплое кино. Мы должны были снимать его в Германии, Португалии и США, но проект выпал как раз на время пандемии, поэтому в итоге действие происходило в Москве и Турции. Снять фильм о путешествиях в условиях пандемии и локдауна — задача не из простых, однако нам удалось совершить невозможное. Мы искали локации в столице, которые напоминали бы нам эти страны и конкретные города.
Фильм рассказывает историю гиперответственной девушки, которая обожает контроль. Она работает проектным менеджером в большой компании. Внезапно она расстается с парнем и отправляется в путешествие в Берлин, и там с ней случаются забавные истории. Интересно, что в «Джетлаге» можно многое узнать о киноиндустрии: там будет показана внутренняя жизнь съемочной группы, бэкстейдж и так далее. Будет смешно и интересно!
«Общага» — дебют Ромы Васьянова в России. Режиссер переехал в США, работает в Голливуде, снимает международные фильмы. Ему как-то попалась книга «Общага на крови» Алексея Иванова, и он решил вернуться в родную страну, чтобы снять тут кино. Получилась очень серьезная картина, творческая — настоящее искусство. Очень смелая работа для дебюта! Я ему за этот проект очень благодарна. Рома оказался очень компетентным и профессиональным режиссером, несмотря на то, что был дебютантом. Он действительно работал с командой и актерами, буквально не отпускал никого, пока не получал желаемого результата. И это вызывает во мне огромное уважение.
Сам фильм про молодость, 80-е годы. История про молодых людей, которые пытаются понять, как жить, когда из общаги придется выселяться, о сложных и парадоксальных вопросах, любви и боли. А моя героиня очень классная: она очень характерная. Я могу описать ее так: это женщина, которую хочется либо любить, либо убить. Она сильная и независимая, не боится затрагивать феминистские вопросы, что для советской России необычно и смело.
Тебе удалось поработать действительно с лучшими отечественными режиссерами. Чему они тебя научили?
Ирина Поскольку у меня нет актерского образования, каждый из режиссеров стал моим учителем на съемочной площадке и в жизни. Я называю их шкатулкой с драгоценными камнями, каждый из которых отвечает за что-то определенное. Но все они одинаково дороги моему сердцу.
Чувствовала ли ты когда-то недостаток профильного актерского образования?
Ирина Нет. Для кино, я считаю, достаточно моей внутренней органики и самоощущения. Я сторонник такого жизненного кредо: дорогу осилит идущий. Разумеется, я постоянно занимаюсь самообразованием: смотрю фильмы, читаю специальную литературу, хожу в театры и занимаюсь с педагогами. Я считаю, что у меня свой путь, и я благодарна за то, какой он есть.
Многие актеры и артисты ставят перед собой определенную цель, достижение которой становится их главной задачей. Есть ли у тебя такая глобальная мечта?
Ирина Моя цель — стать неким человеком мира, который может играть роли на разных языках, без привязки к конкретной стране. А еще всегда выбирать только такие проекты, в которые влюбляешься по-настоящему, и, возможно, даже продюсировать их.
Каждый из режиссеров стал моим учителем на съемочной площадке и в жизни. Я называю их шкатулкой с драгоценными камнями, каждый из которых отвечает за что-то определенное. Но все они одинаково дороги моему сердцу.
С момента дебюта как, на твой взгляд, изменилась киноиндустрия в России?
Ирина Она, конечно, развивается, но впереди еще долгий путь. Те же бюджеты несопоставимы с западными, хотя сравнить индустрию в России и в той же Америке бессмысленно. Однако с каждым годом наши фильмы становятся все популярнее за рубежом и это здорово. В России действительно талантливые режиссеры, продюсеры и актеры, а российское кино — очень глубокое и интересное, поэтому мы всего добьемся, если сильно постараемся!
2020-й оказался для всех непростым годом. Многие говорят, что за это время они переосмыслили свои ценности. Как на тебя повлиял этот год?
Ирина Я поняла, что важно делать только то, что ты хочешь, а также слышать себя и доверять, разбираться в своих внутренних проблемах и чувствах. Это действительно получился год мощных трансформаций: ко мне пришло очень много инсайдов, идей и осознания. 2020-й показал, как устроена наша жизнь, отношения с близкими. Когда мы остались в каком-то смысле одни, многие из нас научились ни на кого не полагаться, перестать зависеть от других. И это круто!
А есть ли какие-то цели, которые ты ставишь на 2021 год?
Ирина Я в этот раз никаких целей ставить не буду. (Смеется.) Пусть все идет так, как идет: я доверяю потоку, процессу, замыслу — чему угодно!
Источник фотографий: Мария Попова
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess