19 Января
Данила Козловский — о сериале «Карамора», режиссерском дебюте и любви к дочери
20 января Данила Козловский выпускает свой первый — и самый масштабный в России — сериал «Карамора». Это событие стало поводом для нашего интервью, которое в итоге вылилось в откровенный разговор о судьбах отечественного кино — и не только
Мало кто берется составлять портрет Козловского — дело неблагодарное. Неуловимый, неудобный, сложный, категоричный — так о нем привыкли го- ворить еще с тех пор, как десять лет назад после выхода фильма «Духlеss» на 27-летнего актера обрушилась настоящая слава. Тем не менее сейчас, пока за окном Москву завьюживает зима, Данила готовится к следующему кадру нашей съемки: бодро шагает по комнатам апартаментов Ritz, напевая, кажется, что-то из Синатры и закатывая рукава белоснежной сорочки, — и в этом нет ни капли снобизма и той невероятной сложности, что ему приписывают. Деликатный, вежливый и внимательный ко всему Козловский не заполняет собой пространство, как это часто бывает у артистов, не оглушает гром- ким голосом, не подавляет харизмой, которой в нем с избытком, или масштабом своей личности. Он лишь органично существует в предлагаемых обстоятельствах и словно бы помимо собственной воли ведет тех, кто оказался рядом, за собой. Что это — магия, талант, врожденное обаяние или всё вместе, — однозначно не скажет никто. Но, определенно, именно это исключительное свойство однажды сделало из Данилы Козловского кинозвезду, а теперь — успешного режиссера.
20 января на стриминговом видеосервисе START стартует первый сериал Козловского «Карамора», который в течение нескольких лет создавался на его студии и уже стал самым ожидаемым отечественным релизом 2022 года. Альтернативная история России начала XX века, где главный герой, анархист по прозвищу Карамора, попытается изменить судьбу империи и отдельных ее представителей, — не только самый масштабный на сегодняшний день проект нашей сериальной индустрии, но и чрезвычайно смелое и по-хорошему наглое режиссерское высказывание. Фэнтези, детектив и экшн, подлинные исторические факты и филигранный юмор, вымышленные персонажи и реальные герои в лице Петра Столыпина, Владимира Маяковского и Льва Толстого — все это и есть вселенная «Караморы». Такого российский зритель, кажется, еще не видел. Впрочем, пусть лучше обо всем расскажет сам автор.Раньше меня задевало абсолютно всe, сейчас уже пpесловутый хейт ранит меньшеДанила, я посмотрела первые две серии и хочу сказать, что вы на редкость щедрый режиссер. Я, как зритель, чувство вала, что вы думаете обо мне, а не упиваетесь красотой кадра или дорогими спецэффектами, как это, увы, часто бы вает.
Спасибо, мне очень приятно.
Скажите, как из небольшого одноименного рассказа Максима Горького выросла такая многоплановая киноистория?
Рассказ Горького был отправной точкой, трамплином. Наша студия DK Entertainment создавала вселенную «Караморы» три года, персонаж видоизменялся, и в какой-то момент мы уже забыли про Горького.
Зато вспомнили про Маяковского, Столыпина, Толстого, Юсупова...
Верно, мы взяли исторических персонажей, знаковые для российской истории фигуры с их реальным бэкграундом и поместили в альтернативную реальность, где они встречаются с вымышленными героями и начинают поступать не так, как поступали в жизни. Условно говоря, пытаемся представить, что было бы, если б Карамора убил Гаврило Принципа — началась бы Первая мировая или нет?
Но вам же важно было сохранить и подлинный исторический контекст? Хотя как раз из-за того, что вы столкнули реальное с вымышленным, на «Карамору» еще в процессе съемок обрушилась лавина негатива. Православные активисты, конечно, не могли вам простить идею, что среди Романовых были вампиры. Не проще ли было выдумать других царей, другую страну?Во-первых, никаких Романовых у нас нет. Нападки православных активистов были в самом начале, когда проект представили на профессиональном мероприятии для прессы. Это всё из серии «Услышали звон, но не совсем поняли, откуда он». Но у нас есть много других реальных исторических персонажей. К истории о совсем уж абстрактном, придуманном альтернативном мире зритель просто так не подключается. Это как смотреть сказку. Гораздо круче, когда ловишь себя на мысли: подождите-подождите, такое действительно было в прошлом, я знаю этого персонажа. Мы даем зрителям определенные коды, которые они считывают, — так им эта вселенная становится ближе.
Вы всегда беретесь за сюжеты и идеи, априори способные вызвать в России раздражение. Футбол, Чернобыль, теперь вот революция.
Да, как-то так получается. Когда я стал снимать «Тренера», мне говорили: ты что, зачем? Берешь две больные темы — кино и футбол — и сталкиваешь их. Зачем ты идешь на эшафот? Я отвечал: мне это интересно, я люблю кино и люблю футбол. Это мой режиссерский дебют, и мне хочется снять фильм про то, что я люблю и понимаю. Там была тема мечты, созидания — на тот момент мне это было близко. И я это сделал. Про «Чернобыль» тоже многие говорили: ты с ума сошел, нельзя у нас на эту тему снимать кино. Так же с «Караморой». Был очень сложный момент, когда мы оказались без денег, и, чтобы продолжить производство, пришлось, заручившись собственным именем и репутацией, взять большой кредит. В итоге наша студия выкупила проект у канала, изначально занимавшегося финансированием. Я это сделал в пандемию благодаря людям, которые мне поверили и инвестировали в «Карамору» очень большие деньги. А раздражение — ну что ж, теперь будем обращать внимание на тех, кто раздражается, и тормозить? Скорее это надо принимать за сложное обстоятельство, как некую данность по умолчанию. Многое из того, что мы, российские кинематографисты, делаем, к сожалению, изначально воспринимается с предубеждением и сильным скепсисом. Ну, сами виноваты.
Что вы имеете в виду?Ну есть же действительно неудачные во всех смыслах фильмы. Когда людям плевать на качество и тех, кто идет за ними, когда они просто зарабатывают на производстве. Таких фильмов было довольно много, и они подорвали доверие к российскому кино у зрителей. Но в то же время есть и прекрасные работы, которые зрителей возвращают. Что касается меня и моей команды — и в «Тренере», и в «Чернобыле», и в «Караморе», — мы стараемся, как вы сказали, щедро подходить к материалу, выкладываться по максимуму. А дальше слово за зрителем, потому что все в конечном итоге делается для него.
Все мои мечты связаны с кино. А в последние два года — еще и с дочерьюВас может ранить критика?
Конечно может. Но с годами кожа грубеет. Раньше меня задевало абсолютно все, сейчас уже пресловутый хейт ранит меньше. Становишься циничнее, к сожалению. Комментарии в интернете я в принципе больше не читаю, потому что это не то, на что стоит обращать внимание, и не то, где можно найти какой-то конструктив. Что касается профессиональных критиков, то к большинству у меня отношение сложное. Но есть среди них и такие — их очень мало, — чье воспитание, образование, вкус, эрудированность и насмотренность являются для меня неким критерием. Скажем так, по ним я могу сверять часы.
В интервью Познеру четыре года назад вы говорили, что самая совершенная киноиндустрия — в Америке.
Конечно.
И что вы верите в то, что российская киноиндустрия тоже может встать на рельсы. Чувствуете ли вы себя причастным к этому процессу?Причастен ли я к этому процессу, пусть скажут другие. От себя могу сказать, что мы с командой DK Entertainment стараемся максимально честно делать свое дело, как завещал профессор Серебряков в «Дяде Ване». Тратим на это все свои ресурсы — жизненные, временные, финансовые — и благодарны тем, кто это принимает, кому это нравится. Таких, к счастью, немало.
И все-таки есть ощущение, что вы решили идти своим путем. Как поет ваш Лопахин в спектакле: I did it, I did it my way.
Пошел, потому что почувствовал в этом потребность и необходимость. Я отношусь к той патриотической части, которая верит, что наша индустрия развивается и идет вверх, но при этом я вижу и проблемы — и они очень серьезные. По-прежнему отсутствует понятие профессиональной репутации, когда люди предпочитают зарабатывать не на продукте, а на производстве, и этим мы довольно сильно отличаемся от наших западных коллег. Есть и другие проблемы: экономические, политические, идеологические. Но неправильно все время этим оправдываться. С этим надо работать и, по возможности, это преодолевать.
Вы по-прежнему сохраняете свой репертуар в МДТ. Снимаетесь в собственных фильмах, у других режиссеров. А даете себе когда-нибудь возможность выдохнуть, замедлиться?Да мне вообще кажется, что я сильно замедлился. При том что по факту делаю гораздо больше, чем пять-шесть лет назад. Но это мое, мне это нравится. У меня есть определенные задачи, которые я хочу решить, и цели, которых хочется достичь. Они связаны с амбициями, с эго и с желаниями разного свойства — красивыми, благородными, а возможно, и не очень. Но, в конце концов, что является двигателем — второстепенный вопрос. Главное, что он работает.
Кстати, про двигатель. В шапке инстагрампрофиля вашей кинокомпании вынесена цитата Билли Уайлдера о том, что у каждого человека должна быть мечта, чтобы просыпаться по утрам. Какая мечта вас заставляет просыпаться по утрам?
Ох... Их так много. Безусловно, они связаны с кино. А последние два года — еще и с дочерью. У меня большие планы, мечты, связанные с ней.
Как вы изменились с ее рождением?Когда мне раньше говорили про подобные трансформации, я думал, что это какая-то пафосная чушь. Родился ребенок. Понятно, что ты его любишь. Но чтобы какой-то титанический сдвиг случился в сознании — ну хорош. Но это реально случается! Я никогда не думал, что кого-то можно любить так сильно, абсолютной и безусловной любовью. Да, ты можешь раздражаться, злиться, когда ребенок, не знаю, кинул еду на пол, не слушается, капризничает, ты можешь испытывать простые и понятные эмоции, но в то же время есть что-то главное, какая-то всепоглощающая любовь, и это самое важное и определяющее.
Если бы вы писали ей письмо в будущее, что бы там было?
Думаю, я бы начал с извинений, что не каждый день провожу с ней. Что не отставил все в сторону, чтобы просто быть рядом 24 часа. А еще там было бы большое признание в любви.
О чем еще вы могли бы сказать: да, это самое важное в моей жизни?
Самое важное — моя дочь. Но это такой, наверное, идеальный ответ, картинный. Если говорить максимально честно, то мне очень бы хотелось так развиваться в будущем, чтобы ответом на вопрос, что для меня является главным, не был я сам. Не знаю, как это сделать, но стараться будем.
Продюсер: Ольга Закатова;
Ассистенты фотографа: Павел Панкратов / Bold Moscow;
Ассистенты стилиста: Юлия Абрамова, Елизавета Соколова;
Ассистенты продюсера: София Расторгуева, Елизавета Кондакова.
Благодарим отель The Ritz-Carlton, Moscow за помощь в организации и проведении сьемки.
Посмотрите первый тизер сериала Данилы Козловского «Карамора» Читать
Ольга Зуева выложила новое фото дочери Данилы Козловского Читать
5 самых перспективных молодых актеров России Читать
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess