7 Апреля
По следам будущего: выставка Джонатана Монагана, которую можно посетить онлайн
Первая персональная выставка американского художника Джонатана Монагана в России открылась в питерской галерее Anna Nova при поддержке нью-йоркской галереи bitforms gallery накануне закрытия границ страны из-за коронавируса. Теперь совершить по ней экскурсию и увидеть напечатанные на 3D-принтере скульптуры, видеоинсталляции, компьютерную анимацию можно и в режиме #остаемсядома — просто перейдите по ссылке. Джонатан успел прилететь на вернисаж и записать видео, но интервью с ним коллекционер и соосновательница Popov Foundation и Why Not Agency Евгения Попова провела уже в дистанционном режиме.
Джонатан, название выставки «След, оставленный будущим» и поднятая в ваших работах тема стирания границ между природным и искусственным звучат очень актуально в контексте перехода всего мира в режим онлайн из-за карантина. Но если абстрагироваться от эпидемии, на ваш взгляд, может ли современное искусство предугадывать будущее?
Думаю, что любой современный художник, вне зависимости от направления, в котором он работает и какие медиа использует, исследует и описывает мир вокруг себя. Я для этого погружаюсь в мир цифровых технологий и соединяю его с элементами западной айдентики и культуры. Это помогает буквально «разложить по полочкам» текущую ситуацию в рамках исторического контекста и тем самым заглянуть в будущее. Возможно, это и есть предугадывание.
В «Прямиком из бездны» (видео, интерпретирующее библейские сюжеты об Апокалипсисе, показанное в рамках выставки. — Прим. InStyle) вы демонстрируете переосмысленные образы всадников, называя их «тварями нашего времени». У них есть камеры наблюдения, снаряжение для подавления бунтов, но в руках они несут пакеты с покупками из супермаркета органической еды и коврики для йоги. Как вы думаете, могли бы эти «твари» стать положительными героями?
В своих работах я предлагаю версию неопределенного будущего, и эта интерпретация «завтрашнего дня» наиболее ярко выражена именно в «Прямиком из бездны». Герои библейского сюжета буквально «перерисованы» с учетом новой реальности, с элементами шуток и даже стеба. Я люблю юмор и думаю, что в конечном итоге он может помочь всем нам, а значит, и герои, созданные с юмором, могут быть положительными.
Ваши герои внешне всегда безупречные и даже соблазнительные, недаром их сравнивают с рекламными персонажами, а еще вы работаете с дизайнерскими тканями. Это ваш осознанный ход, интуиция или случайность?
Интересный вопрос, дайте немного подумать… Да, в моих работах присутствует «ощущение» мягких тканей и поверхностей, которых физически хочется коснуться, но при всем желании сделать это вы не сможете, так как перед вами виртуальный объект. Так арт-объект притягивает вас своей текстурой и яркими цветами, но при ближайшем рассмотрении может казаться неоднозначным и даже пугающим. Для меня это подобно и нашим отношениям с цифровыми технологиями: они нас и притягивают, и отталкивают одновременно.
Вторая кожа: тату-принт в коллекциях Maison Martin Margiela, Dior, Vetements и других брендов Читать
А расскажите пожалуйста, как вы пришли именно к такому виду искусства?
Вы удивитесь, но изначально я видел себя исключительно как традиционного поп-арт-художника, который мог бы работать в стиле Энди Уорхола. Я использовал логотипы, определенные цвета и коммерческую символику, но неожиданно моя карьера пошла совсем в другое русло, как только я освоил компьютерную графику и анимацию.
Какой из ваших проектов у вас самый любимый?
Мой «animation Disco Beast» (проект 2016 года. — Прим. In Style) — история о психоделическом единороге, блуждающем по заброшенным коммерческим площадкам, в торговых центрах и кофейнях. Эта работа, с одной стороны, отсылает к средневековой иконографии, ведь на иконах нередко можно наблюдать присутствие мифического существа, с другой — олицетворяет поп-культуру с ее современными технологиями и консьюмеризмом.
Экспресс-искусство: выставки, кино, книга, на которые нужно всего 30 минут Читать
Что вы думаете о России и Петербурге? Чувствуете здесь такое же влияние технологий на жизнь людей, как в Ньй-Йорке?
Россия для меня совершенно особенное место. В прошлом году я был удостоен чести показать один из моих проектов в Эрмитаже, и я был просто поражен архитектурой этого музея. Неожиданно я разглядел параллель между барочной роскошью и современными технологиями сегодня.
Какое послание вам хотелось бы передать будущим поколениям?
Мы живем в век постоянно меняющихся технологий, и зачастую людям довольно сложно за ними угнаться. Стирая грань между естественным и искусственным, внедряя все больше систем слежения и культуры «больших брендов», мы неуклонно приближаем кризис всей системы. Что привело нас к этой ситуации, как ее предотвратить и надо ли? Этот вопрос-размышление может быть смело адресован как нашему, так и последующим поколениям.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess