7 Октября 2020
Кликтивизм: как устроен пассивный активизм в соцсетях и почему иногда одних лайков недостаточно
В эпоху цифровых технологий выразить поддержку или повысить осведомленность о конкретной проблеме проще, чем когда-либо. Для этого достаточно одного нажатия кнопки. Социальные сети предоставляют платформу для быстрого продвижения идей без особых личных усилий. Рассказываем, почему это явление, получившее название «кликтивизм», до сих пор поддается яростной критике.
Один щелчок может изменить мир к лучшему
Это происходит каждый день. Вы просматриваете ленту в социальных сетях и вдруг попадаете на чей-то благотворительный пост. Взмахом большого пальца вы делитесь информацией или нажимаете «пожертвовать» и за секунду совершаете доброе дело. Согласно мнению экспертов по социальным сетям, в этот момент вы становитесь частью клуба «кликтивистов» или диванных активистов.
Английский термин clicktivism сочетает в себе два слова: «нажать» и «активизм», и означает использование интернета для достижения политических и социальных целей. Но кликтивизм — это не только поддержка или пропагандирование идей в Сети. Сайт clicktivist.org отмечает, что использование цифровых медиа для содействия социальным изменениям может включать целый ряд мероприятий: например, организацию протестов и бойкотов, подписание петиций, хактивизм и краудфандинг.
То есть вместо того, чтобы маршировать, агитировать или выполнять реальную работу на благо общей цели, вы сводите все ваши усилия к одному лишь клику. Эта форма гражданского участия довольно распространена, поскольку почти ничего не требует — настоящий активизм сопряжен с высокой опасностью, в то время как цифровой активизм связан с минимальным риском и к нему легко приобщиться.Что делает этот вид активности неопределенным, так это его отсутствие в практическом мире. То, что пропагандируется виртуально, должно быть сопряжено с реальными действиями, поскольку это единственный способ обеспечить надежность и подлинность в достижении любой цели. Ставить лайки, делиться постами и писать в твиттере очень просто. Всего один щелчок позволяет почувствовать, будто мы действительно причастны к решению важной проблемы. Но что это на самом деле меняет?
#BringBackOurGirls
Прекрасным примером является хештег-кампания #BringBackOurGirls, в котором принимала участие экс-первая леди США Мишель Обама, правозащитница Малала Юсуфзай и другие влиятельные личности со всего мира. Движение, хотя и привело ко всемирной волне протестов против Боко Харам, группы боевиков, похитившей сотни молодых девушек в Нигерии, по-прежнему остается безуспешным, поскольку многие женщины все еще не освобождены.
#Kony2012
Kony 2012 — это короткометражный фильм, снятый Invisible Children, Inc. с целью сделать Джозефа Кони, военного преступника, разыскиваемого Международным уголовным судом, всемирно известным в надежде на его арест к концу 2012 года. В кратчайшие сроки кампания стала вирусной, а видео на сегодняшний день получило 100 миллионов просмотров. Ролик вызвал вполне логичную цепную реакцию негодования и возмущения в социальных сетях. Тем не менее критики сошлись на том, что мало кто из людей на самом деле уделил время тому, чтобы изучить эту сложную ситуацию подробнее или узнать больше о военных преступлениях Кони с целью добиться правосудия.
#YesallWomen
#YesAllWomen — это кампания в твиттере, которая была создана как реакция на движение #NotAllMen. Она побуждала пользователей делиться примерами женоненавистничества, сексуальных домогательств и насилия в отношении женщин. Смысл состоял в том, чтобы заявить: хотя не все мужчины являются сексистами, но все женщины подвергаются сексизму и домогательствам. Кампания была эффективной, так как вызвала многочисленные дебаты в твиттере, в том числе и пламенные дискуссии между радикальными феминистками и безумцами из движения за права мужчин MRA.
Ожидание/реальность
Несмотря на сопутствующий резонанс, кликтивизм очень оторван от реальности. Щелкнуть на сердечко или поставить плачущий эмодзи далеко не то же самое, что участие в демонстрации на улице или уход за собаками в приюте. С другой стороны, как для поколения миллениалов, так и для поколения альфа, то есть людей, родившихся после 2010 года, виртуальный мир является естественной средой, в которой они выражают свои взгляды и формируют свое отношение к окружающей действительности. Отчет Viacom Marketing and Partner Insights 2018 года показывает, что миллениалы считают онлайн-активность важной и безопасной формой влияния. Число желающих подписывать онлайн-петиции среди миллениалов на 16% выше, чем у предшествующего им поколения X.
По мере того как социальные сети становятся все более неотъемлемой частью нашей жизни, доля людей, выполняющих «небольшие» действия одним кликом, будь то перевод денег и репост значимого видео, будет расти. И в этом нет ничего плохого. Большинство людей не склонны помогать, если инструменты для этой самой помощи не лежат прямо перед ними, и в этом сложно их винить. В целом мы все подчиняемся простому проявлению человеческой природы: мы делаем все, что в наших силах, с учетом имеющихся у нас ресурсов.
Материал подготовила Полина Верко
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess