24 Сентября

Устойчивое развитие, успех художника, коллаборации и эмпатия: как прошел медиафорум Cosmoscow при поддержке InStyle

В пятый раз медиафорум Cosmoscow прошел при поддержке InStyle. Традиционно среди художников, медийных лиц, ведущих арт-институций и компаний, представителей изданий, для которых современное искусство стало неотъемлемой частью профессиональной жизни, развернулась интереснейшая серия дискуссий


Темы, затронутые на форуме, касались самых актуальных сторон развития креативного сообщества в условиях пандемии: эмпатия и доступность, устойчивое развитие и ответственное потребление, коллаборации промышленных компаний с современным искусством, механизмы становления звезд в мире арта. Вот самые интересные выдержки из выступлений спикеров

«Устойчивое развитие сегодня: от чистой красоты к социальному проектированию»

Алексей Баженов, основатель платформы Beinopen

«Надо признать, что мир стоит на пороге жесткой катастрофы. С одной стороны, идет уменьшение числа культур и биологических видов, с другой, активно стимулируется и растет потребление. Скоро мы все окажемся в очень странном положении, когда уже не будет хватать слов для описания того, что происходит. Не будет консенсуса, понимания, как все это может дальше развиваться. В такой ситуации роль художника радикально меняется. Искусство переходит от утопичности и работы с вечным идеалом к конкретному действию, а точнее — социальному проектированию нового, пост-капиталистического, цифрового мира. Искусство снова становится экспериментом, ориентированным на высказывание, как во времена "Окон Роста", чтобы попасть в человека как можно точнее и его изменить». 

Миша Бурый, художник, лауреат арт-премии Ruinart 2021

«Если говорить про современное потребление, мы видим, что люди всегда покупают то, про что больше всего говорят вокруг. В искусстве примерно такая же ситуация, как в моде. Мне кажется, покупать нужно не то, про что говорят, а то, что тебе нравится. А еще лучше то, что не понятно и интригует. Чтобы потом не услышать от тех, кто разбирается: купил плохое искусство. То есть то, которое больше похоже на массовый продукт, которое всем понятно, и люди себя с ним ассоциируют. И еще важно помнить: поскольку коллекционеры покупают не работы, а имена, художники из-за этого становятся заложниками своего стиля». 

Алексей Баженов (модератор), Анна Дубровина, Наталья Зайченко, Дарья Парфененко, Ольга Лефферс

Дарья Парфененко, представитель Christie's в России и СНГ

«Большинство профессиональных любителей искусства рано или поздно приходят к модели серьезного социального коллекционирования. Приобретая поначалу декоративные вещи, они вдруг начинают понимать, что это искусство перестает с ними "говорить". Они идут дальше, развивая себя, формируя иначе свои собрания. И эта история уже не про деньги. Есть одна известная коллекция, владелец которой работал водителем автобуса в Нью-Йорке и, когда получал зарплату, очевидно, не особо большую, всегда покупал работу современного художника, исходя из двух критериев: картина обязательно должна была понравиться его супруге и ее можно было увезти на общественном транспорте, так как у них не было своей машины. И эта коллекция, не похожая ни на какую другую в мире, дает идеальный срез нью-йоркского искусства 80-х годов».

Анна Дубровина, бренд-консультант Pangaia в России

«Не надо переоценивать прозрачность современного общества и всех процессов. Если бы все было так хорошо, то работники из юго-восточной Азии не вшивали бы в производимые ими кроссовки записки: "Помогите, мы работаем в нечеловеческих условиях". И только благодаря таким случаям в мире стал активно ставиться вопрос отношения к труду в развивающихся странах. Я считаю, что социальная повестка, как часть общей темы sustainability, не инициатива бизнеса, а именно запрос мирового сообщества, которое, получая подобные сигналы, начало задаваться вопросами экологии как производства, так и сознания».

Ольга Лефферс, коллекционер, бутик VintageDream

«Рынок вторичной одежды растет намного активнее, чем рынок первичного производства. И я отчаянно верю в то, что осознаное потребление способно победить. Представления широкой аудитории рано или поздно изменятся. Особенно если говорить об этом больше и ярче. И с этой точки зрения особенно актуально звучат задачи, близкие мне и моему бренду: продление жизни вещам, апсайклинг, сохранение наследия моды. Например, последние коллекции Burberry: бренд великолепно апгрейдит свои прошлые наработки, все время ищет новую подачу». 

Наталья Зайченко, Дарья Парфененко, Ольга Лефферс, Светлана Алексеева, Миша Бурый

Светлана Алексеева, pr-директор Akhmadullina

«Все физические коллекции идут к утилитарности, что касается цифровой одежды, она более вариативна и фантазийна. И при желании ее можно связать с темой ответственного потребления. Не уверена насчет бережного отношения к природе, поскольку на производство дизайна затрачивается много времени и энергии. Но в любом случае цифровая одежда — это сейчас большой фан. Наш бренд сделал первую диджитал-коллекцию (превью нашей юбилейной коллекции) в прошлом году, когда появились сложности с получением тканей для производства физической одежды. И, анализируя ситуацию, мы поняли, что рано или поздно этот диджитал-формат захватит всех и все. И лучше быть в числе первопроходцев. Перспективы развития цифрового направления видим в сотрудничестве с компаниями, которые занимаются виртуальными играми».

Наталья Зайченко, архитектор застройки Cosmoscow

«Для ярмарки этот год стал прорывом в отношении ответственного потребления и устойчивого развития. Мы отказались от специального строительства отдельных зон, использования материалов, которые надо потом как-то утилизировать. Взяли в аренду пластиковые складные ящики, из которых возвели перегородки в отдельных зонах, которые потом разбираются. Стены стендов галерей сделаны из других сборно-разборных конструкций. Поскольку все ящики ярко-зеленого цвета, тема экологии и здорового образа жизни в мире искусства прослеживается идеально».

«Млечный путь: как стать звездой в мире искусства?»

Ирина Корина, художник

«Сейчас так много миров существует параллельно: тик-ток, инстаграм, телеграм, а еще не забываем о привычных кино, театре, телевидении, арте. И в каждом есть свои звезды, совершенно разные люди, по природе, из разных слоев и поколений. И это прямо квест — разобраться во всех мирах и звездах. Для меня стоит вопрос: зачем быть заметным? Думаю, у большинства художников нет такой цели. Известность просто дает возможность полноценно работать. В моем представлении знаменитость — побочный эффект, который появляется в процессе творчества и позволяет двигаться дальше, заниматься тем, что нравится».  

Владимир Фридкес, фотограф, участник арт-группы AES+F

«Сначала я работал репортером, потом сотрудничал с глянцевыми журналами, влился в состав арт-группы AES+F. У меня параллельно всегда развивались две карьеры. Одна дарила мне амбиции, другая приносила деньги и благодарность работе. Что отличает хорошего писателя от плохого? Язык, драматургия, мысли. Что отличает хорошего художника или фотографа от плохого? Внутренний мир. Каждый человек — это вселенная, не похожая на другую. Если вам есть, что сказать, и вы способны это передать своими индивидуальными средствами, то, наверное, вы будете отмечены. Если удастся создать свой язык, а еще лучше свой миф, думаю, тогда точно будете замечены». 

Владимир Фридкес, Анна Баринова, Анна Дюльгерова, Ирина Корина

Ольга Кройтор, художник

«Когда я только начинала заниматься современным искусством, меня привлекали люди. Хотелось разобраться, что это за прекрасные личности и почему они делают такое непонятное искусство. И перформанс, благодаря которому я прославилась, изначально мне совершенно не нравился как жанр. А в итоге стал моей визитной карточкой. То, что я делаю сейчас, мне интересно, и я не могу жить иначе. Когда другие люди начинают верить в тебя, это придает такую силу, что в какой-то момент ты обращаешься к себе, и тебе уже не так важно что-то доказывать. Ты просто получаешь абсолютное  удовольствие от того, что делаешь».

Олег Доу, художник

«Мы все живем в культуре социального успеха. Заработки и полученные связи в мире искусства дают возможность работать, и это хорошо. Но за этим таятся и опасности. Одна — высокомерное отношение к окружению. Для любого художника это опасный момент. Но, слава богу, у меня это длилось не долго. Тщеславие — это все-таки страсть, ею нельзя напиться. Другой риск — потеря себя. Я в свое время прославился такими большими, специально обработанными фотопортретами. И вот зритель начинает уже ждать, что ты это и будешь делать всегда. Если ты сделаешь что-то другое, коллекционеры скажут: "Ну, это радикально отличается". Будешь делать то же самое, скажут: "Исписался". Держать баланс и развиваться при этом, быть интересным зрителю и самому себе довольно сложно. Скучаю по тем временам — еще до всего, до продаж, до выставок, — когда я работал, не оглядываясь ни на кого. Сейчас, к сожалению, это невозможно».

Евгения Попова (модератор), Олег Доу, Ольга Кройтор, Лана Гринева

Анна Баринова, галерист, владелец Anna Nova

«Если вернуться на семнадцать лет назад и спросить себя, хотела бы я изменить сферу деятельности, ответ будет "нет". Я очень рада, что тогда открыла галерею и продолжаю этот непростой путь. Галерейное дело — это процесс длиною в жизнь, а иногда даже нескольких поколений. И мне бы хотелось, чтобы мой сын или племянница продолжили мое дело. Были ли в работе трудности и ошибки? Конечно, да. Бывают и сейчас. Но самая большая сложность — это работа с самой собой, своими сомнениями и страхами. А я по природе лидер и не имею права быть слабой. Потому мой совет: надо больше благодарить себя и мир вокруг за то, что с тобой происходит столько интересного».

Анна Дюльгерова, сооснователь ярмарки Blazar

«Мы дали нашей ярмарке молодого искусства название Blazar неслучайно. Так называют самые молодые и яркие небесные тела. Их ученые выделили только 40 лет назад. Чтобы стать успешными в нашем бизнесе, надо придумать хорошую концепцию, четко ее держаться, пригласить в экспертный совет или жюри важных, грамотных людей, которые отлично понимают, что и почему они выбирают. Галереи берут на себя пиар, стараются помочь своим художникам прославиться, стать, как говорится, звездами. Я верю в институции в сфере искусства, и художник, считаю, должен быть их составляющей. У меня главное правило — работать с лучшими! И есть еще второе — общаться с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они себя вели с тобой».

Лана Гринева, архитектор, основатель бюро PHD

«В отличие от художника, архитектор не имеет возможности плыть по течению. Художник просто предлагает свое творение, а я должна понравиться заранее. Наша каждодневная работа — это контакт с заказчиком. И потому мы не можем быть прямо-таки свободными. Мы вынуждены пропускать через себя все желания клиента. В самом начале пути я тоже активно искала, чем могу выделиться, как себя позиционировать, что могу предложить из того, чего нет у других. Это нормально. И постепенно, шаг за шагом, обретаешь свой стержень».

«Искусство коллабораций: бренды и современная культура»

Валентина Давыдик, Юрате Гураускайте (модератор)

Юлия Чернова, сооснователь агентства VCA

«Мы сейчас активно продвигаем направление "маркетинг со смыслом" — когда, условно, у бренда есть маркетинговый бюджет, и есть задачи, и надо придумать креативное решение с пользой не только для бренда, но и для общества. И в этом плане сотрудничество с миром арта подходит идеально. Недаром же современное искусство считают "производством смыслов". Оно оперирует идеями и посланиями. Поймал месседж от художника — уловил дух времени. Бренды сегодня решают многие задачи, которые раньше решало государство или же не решал никто. И это очень крутой тренд. Все партнеры, которые представлены на Cosmoscow, — единомышленники. Мы вместе плывем и растем в нужном всем направлении. Идет совместный творческий процесс».

Олеся Козлова, директор по маркетингу Audi

«Для нас важна ассоциация с современным искусством, с тем, что модно, актуально, энергично, прогрессивно, потому что это отражает ключевые ценности бренда: технологии, инновации, осознанный образ жизни. Но не менее важен для нас социальный посыл, стоящий за сотрудничеством с миром арта. Второй год подряд мы с фондом Cosmoscow организовываем конкурс для молодых художников Audi Born Digital Award. Предоставляя победителям гранты на производство новых диджитальных работ, мы помогаем их карьере, а это значит, что художники постепенно обретают независимость. И это уже не просто коллаборация, а прямая поддержка — дать возможность творить в текущий момент и выстроить мостик в будущее».

Юлия Чернова, Олеся Козлова

Валентина Давыдик, директор по маркетингу Hutton Developmnet

«Окружающий мир стал безумно цифровым. Меняется потребление, мы иначе черпаем информацию, все уходит в диджитал. И наши девелоперские проекты тоже являются отражением цифрового времени и помогают решать потребности жителей современных городов и их образа жизни прогрессивными и высокотехнологичными способами. У нас есть совершенно уникальная коллаборация с берлинским стартапом Endel, который предлагает обеспечивать общественные пространства домов звуковым сопровождением в зависимости от функциональных задач и даже настроения. Все то же самое человек может установить и на частной территории своих апартаментов. Этот инновационный для нашего рынка проект — про осознанность, когда заботишься о психологическом состоянии, комфорте, здоровье». 

Сергей Хирунцев, директор по маркетингу и коммуникациям Cartier

«У нас очень давние и прочные традиции сотрудничества с представителями культуры, в том числе и современного искусства. За последнее время мы сделали несколько проектов с Андреем Бартеневым, в прошлом году поработали с Алисой Иоффе и Марго Трушиной. У нас теплые отношения с международным фестивалем Context Дианы Вишневой. Сейчас начинаем сотрудничество с режиссером и хореографом Максимом Диденко. Мы всегда нацелены на долгосрочные отношения и стремимся к синергии. Когда отбираем партнеров, для нас самое главное, чтобы это был безусловный талант. Необязательно очень известный или популярный: не менее важно, чтобы сам человек и то, что он делает, были созвучны нашему Дому. И тут все логично. Мы за красоту во всех ее проявлениях! И остаемся верными себе уже больше 150 лет».

Сергей Хирунцев, Валентина Давыдик

«Эмпатия и креативное сообщество: что, как и почему поддерживают фонды?»

Мария Баланадина, директор фонда «Друзья»

«Недавнее исследование фонда Владимира Потанина показало, что сейчас активно развивается подход донор-центрированной филантропии — когда центральными фигурами в благотворительности становятся жертвователи. К ним начинают относиться как к клиентам, пытаясь изучить, понять, какие у них есть потребности и какую отдачу они хотят получить от общения с фондами. Кто-то, может, и готов оставаться анонимным жертвователем: один раз перевел деньги, и забыл про это, — но сейчас все больше тех, кто хочет видеть, понимать, как работают их деньги, какой социальный результат они приносят. Мы в фонде поддерживаем все предложения, и наш подход не свысока (мы тут герои и делаем важное дело, и все нам должны). Нет, давайте вместе поймем, что нужно вам, что нужно нам, найдем компромисс, и тогда наш результат будет прочнее и заметнее». 

Александр Бланарь (модератор), Надежда Зиновская

Анастасия Иванова, директор фонда Cosmoscow

«Важно не просто помогать, а понимать, кому, когда и зачем ты это делаешь. В работе мы стараемся быть максимально осознанными. Когда фонд только начинал свою деятельность, мы понимали, что важно помогать художникам. Но не менее важно работать и с коллекционерами. Сам факт работы современного художника — это уже социальный акт. Когда покупаешь работу, ты уже помогаешь выстраивать карьеру, чтобы дальше художник не нуждался в поддержке фондов. Человек жертвует деньги, время, внимание, испытывает соучастие — считай, что он отблагодарил себя сам». 

Катрин Борисов, директор фонда Ruarts

«Применительно к художникам помощь должна быть комплексная. Спонсировать проект на Венецианской биеннале или в крутом западном музее — это, безусловно, шаг в карьере. Но мы также собираем коллекцию фонда и покупаем работы, а еще помогаем тому, чтобы работы наших художников появились и в коллекциях отечественных музеев. У нас было много выставочных проектов с ММОМа, после которых делались закупки для музея. И это самое вдохновляющее. Но бывают и просто жизненные ситуации: снять студию, помочь когда рождается ребенок, а продаж нет полгода. В мире многое основывается на эмпатии и человеческих отношениях. Когда у художника все спокойно и он может работать, не думая о насущном, тогда и появляются классные проекты».

Анастасия Иванова, Мария Баландина

Надежда Зиновская, директор фонда поддержки современного искусства Якутии

«Мы очень молодой проект, некоммерческий фонд, созданный полностью на частные деньги. Наш первый выход в свет случился как раз в этом году на ярмарке молодого искусства Blazar. Мы показали якутских художников, и у нас произошел полный "солд аут". Никто не ожидал, но это значит, наше искусство востребованно, как и якутское кино, и все это надо грамотно развивать дальше. Конечно, когда работаешь с региональными проектами, не помешал бы диалог с местными государственными структурами, но пока мы действуем самостоятельно. Самое главное для нас сейчас — развивать и сохранять художников, которые пока не очень верят, что их дело кому-то нужно».

Надежда Зиновская, Катрин Борисов

Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Как прошло заседание Клуба коллекционеров в рамках Cosmoscow
Новости
Как прошло заседание Клуба коллекционеров в рамках Cosmoscow
Гости вечеринки Cosmoscow для галеристов в BARBOSCO
Светская хроника
Гости вечеринки Cosmoscow для галеристов в BARBOSCO
Гости VIP-открытия Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow
Светская хроника
Гости VIP-открытия Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow
Cosmoscow опубликовали полное расписание медиафорума
Новости
Cosmoscow опубликовали полное расписание медиафорума