Татьяна Паласова

Владимир Варнава: «Хочу поставить спектакль в церкви на хип-хоп-биты из 90-х»

Лауреат двух «Золотых масок», хореограф Владимир Варнава предпочитает холодной красоте имперского балета открытую эмоциональность современного танца, каждую секунду которого надо проживать — причем непременно с удовольствием. А еще он слушает рэп и рок-н-ролл и собирается поставить спектакль в церкви.

Буквально за пару лет хореограф Владимир Варнава, переехавший в Петербург в 2012 году, стал известен на весь мир. Его постановка «Ткани» на музыку Red Hot Chili Peppers гастролирует по России и вот-вот отправится в Калифорнию, балет в трех актах «Ярославна. Затмение» идет в Мариинском театре, а в марте Лондон увидит премьеру спектакля, поставленного вместе с израильским хореографом Дором Мамалией при поддержке фестиваля Context. Diana Vishneva. Конечно, его тут же начнут ждать в Москве, как дождались из Америки «Айседору» с Натальей Осиповой в заглавной партии. 

Очки, майка, рубашка, все — Dior Men

На съемку для InStyle Варнава прилетел из Рима — там он второй год ведет мастер-классы в образовательном центре DAF (Dance Arts Faculty), где занимаются современными формами танца. Почему зовут? Сегодня он — свободный художник, избавляющий балет от жестких рамок классического канона, а еще, как выяснилось, немного философ.

Так сложилось, что балетных принято считать какими-то танцевальными маньяками. Интересно почему?

Балет часто сравнивают со спортом: большое значение имеют физическое совершенство, сила, гибкость, выносливость. Рецепт этого в ежедневном и часто монотонном повторении упражнений — думаю, это и вызывает у людей ощущение маниакальности. Еще у артиста должны быть красивые линии, харизма... Классический балет — танец, стремящийся к эстетическому идеалу, только он вообще не про природу человека.

Про что же тогда?

Я замечаю, что процессы, происходящие в театре, часто отражают форму государственного устройства. В советское время балет стал официальной танцевальной «религией» государства, возможности альтернативного подхода уничтожались. А еще этот танец подразумевал вертикаль, и в движении артистов, и в организации рабочего процесса: есть передовики — примы, и есть остальные, индивидуальность не приветствуется и культивируется точечно. В выборе главного хореографа страны фокус был на Григоровиче, хотя в стране работали и другие отличные мастера — Голейзовский, Якобсон, но кто о них знает сейчас, кроме узкого круга ценителей?

Пиджак, брюки, кольцо, все — Dior Men
Пиджак, брюки, кольцо, все — Dior Men

А кто ваш герой из великих фигур в балете?

Я люблю «Русские сезоны» и «дягилевский» период. Нижинский мне близок своей хрупкостью и эмоциональностью, Фокин нравится как хореограф. В книге Нижинского «Чувства» и мемуарах Фокина «Против течения» я нашел множество ответов на свои вопросы в профессии.

В чем главная особенность вашего подхода к работе как хореографа?

Моя философия проста: все, что происходит в танце, — проекция жизненных процессов. Я говорю про баланс, доверие, поддержку, инерцию, контакт. Для меня важно быть в моменте, осознавать, сколько метров между тобой и зрителем, ощущать тепло софитов, позволить зрителю увидеть мурашки на коже, работу мышц и позвоночника. Не размахивать конечностями, а проживать танец и, конечно, получать удовольствие. Танцу можно отдать очень много, но без удовольствия это бессмысленно.

Вы ставите балеты на самую разную музыку — от Стравинского и Прокофьева до Red Hot Chili Peppers. С каким еще материалом было бы интересно поработать?

Сейчас в плей-листе много исполнителей — Flying Lotus, Мозес Самни, Смоки Мо, ATL, Джон Фрушанте, Морис Равель. С детства люблю рок-н-ролл и хип-хоп, помню, слушал еще первые альбомы «Касты». К лету есть план поставить спектакль в церкви на хип-хоп-биты из 90-х. Не уверен насчет текста, но музыка качать будет. По сюжету это практически библейская история.

Пиджак, брюки, майка, кроссовки, все — Dior Men; часы Chiffre Rouge, Dior Horlogerie

С Максимом Диденко вы сотрудничаете уже семь лет. Насколько для вас важно работать с единомышленниками?

У меня вообще нет ощущения, что я работаю, — мы просто классно проводим время вместе. Я люблю нашу большую семью, питерскую арт-тусовку. Еще хотел бы сделать что-то совместное с Саном (Андреем «Саном» Запорожцем, солистом группы 5'nizza. — Прим. InStyle). Мы познакомились лет 7–8 назад, сейчас дружим, ходим друг к другу на концерты и спектакли. Для меня факт того, что Сан, на музыке которого я рос, посмотрел мой балет «Ткани», гораздо важнее, чем мнения «экспертов», дипломы и премии. Я не за «медальки» рублюсь, а за эмоции, которые делают меня счастливым, живым.

Вы ставите, что нравится, под музыку, которая нравится, и показываете свои спектакли где хотите. А если бы предложили работать только в одном театре, согласились бы?

Если мне дадут карт-бланш, это возможно. Я ведь искал работу в театрах, когда только переехал в Петербург. Позже стали поступать предложения, но я понял, что уже не хочу встраиваться в существующую систему координат, интереснее создавать свою. Мне нравится распоряжаться своим временем и отвечать за свои решения и поступки.

Редактор: Татьяна Паласова

Фотограф: Дима Черный

Стилист: Маша Лигай

Макияж и прическа: Ксения Ярмак

Ассистент стилиста: Евгений Мокроусов

Продюсер: Ксения Васильева

Источник фотографий: Дима Черный


Instyle

Телефон:

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Читайте также

Интервью с Ириной Старшенбаум: «Актерская профессия, на мой взгляд, — лучший психоаналитик»
Обзоры
Интервью с Ириной Старшенбаум: «Актерская профессия, на мой взгляд, — лучший психоаналитик»
«В моде не нужно быть скромным» — интервью с инфлюенсером Мари Лист
Новые герои
«В моде не нужно быть скромным» — интервью с инфлюенсером Мари Лист
«В мире происходит столько всего ужасного, поэтому я хотела бы быть человеком, который заставит других улыбнуться, пусть всего на мгновение», – интервью с инфлюенсером Рианне Мейер
Новые герои
«В мире происходит столько всего ужасного, поэтому я хотела бы быть человеком, который заставит других улыбнуться, пусть всего на мгновение», – интервью с инфлюенсером Рианне Мейер
«Главное правило – никаких правил»: Дейзи Эдгар-Джонс о детстве, кумирах, интересе к моде и коллаборации с Jimmy Choo
Обзоры
«Главное правило – никаких правил»: Дейзи Эдгар-Джонс о детстве, кумирах, интересе к моде и коллаборации с Jimmy Choo