2 Января | Константин Колотов
Грузинские страсти и кровная месть: как путешествие обернулось разборками в стиле 90-х
InStyle Man продолжает цикл репортажей от кругосветного путешественника Константина Колотова, который, сейчас находится в Египте, куда он отправился из Грузии, где провел несколько месяцев на карантине. Представляем вторую часть его рассказа о том, как он спасал планету, продавая грузинский мед.
В первой части рассказа Константин рассказывал о том, как с помощью единомышленников из паблика «Экспаты в Тбилиси» удалось реализовать мед, чтобы заработать деньги для его производителей. Сейчас же будет драматичная развязка этой истории. Слово рассказчику.
Сбитый летчик
Вторая часть этой истории будет отражением нашего дуалистического мира — а значит она будет прекрасна и уместна. Будет она драматична и, может, даже печальнее, чем у старины Шекспира. Здесь будут грузинские страсти, кровная месть — и на сцену выйдет черный лебедь.
Итак, собрав заказы на мед, упаковав его и загрузив на велосипед, я выехал из Варджаниси в Батуми. Звершающий заказ сегодня — в городке Поти, что в 155 километрах от меня. День обещает быть интересным. Так и случилось.
Только я доехал до Батуми, как получил звонок от Нодара. Про него я уже кое что рассказал, и именно он сегодня мой главный персонаж, мой черный лебедь. Поэтому еще немного добавлю к его портрету.
Нодар Беридзе: 50 лет, 115 килограммов, крупное телосложение. Бывший профессиональный борец. Пару лет назад Нодар на спор стал велопутешественником и проехал через Россию и Европу. Сегодня я бы охарактеризовал его как «сбитого летчика». Проект с путешествием закончен уже больше года назад, но своего места в родной Грузии за это время ему найти не удалось. Нет ни работы, ни хобби, ни любимого дела.
Семьи (жены, детей) в Грузии тоже нет. Но в деревне Варджаниси у него нашелся заброшенный семейный дом. Собственно, это и не дом — просто полуразрушенные четыре стены и дырявая крыша. Заделав кое-как дыры в крыше, Нодар его занял и обзавелся идей сделать из этого места туристическую базу.
Он был уверен, что в мире путешествий личность он известная и легко сможет привлечь на эти 10 соток сотни туристов. Осталось только, чтобы правительство выделило ему три миллиона долларов (в такую сумму он оценил свою идею). Но дальше фантазии дело за год не продвинулось, даже на уровне наведения порядка на участке. Вроде, были поданы документы на получения гранта, но, сколько я ни спрашивал, эти никаких бумаг увидеть не смог.
Тревожный звонок
С Нодаром меня познакомил наш коллега велопутешественник, узнав что я еду в Грузию. В марте Мы списались, и Нодар пригласил меня в Варджаниси, чтобы познакомить со своим проектом. И вот я приехал и увидел, то что описал выше. Правда, благодаря Нодару, в мае мы с Жанной познакомились с Вардо и Анзором, которые очень быстро стали нам близкими людьми.
И вот тот самый звонок.
— Это Нодар. Ты где?
— Я в Батуми, поехал мед отвозить.
— Возвращайся немедленно.
— Что случилось?
— Не могу говорить по телефону. Все бросай и возвращайся.
— Не понял. Что-то с Жанной?
— Нет. С ней все нормально. Возвращайся прямо сейчас.
Я положил трубку и собрался звонить Жанне, но увидел от нее пропущенное сообщение. «Пришел Нодар, сказал что бы мы прекратили помогать с медом, немедленно собрали вещи и уехали. Я ему сказала, чтобы звонил тебе и сам это сказал. Он сначала отказался, а сейчас ушел и наверное позвонит».
Сообщение пришло час назад.
Я задумался, что могло на него найти. Он приехал в деревню позавчера. Пришел к Вардо поесть. За ужином рассказал что ездил в Тбилиси и договаривался с политическими партиями о велотуре в поддержку кандидатов (в Грузии в октябре выборы). Я спросил, каких кандидатов он собирается поддерживать, и выяснилось, что любых, готовых заплатить.
Он ожидает от них 12 000$. За то, что он прокатится по Грузии на велосипеде. Услышав план, я понял, что это новые фантазии на тему «что бы ни выдумать — лишь бы не работать».
Пока он рассказывает истории о своих затеях, его кормят Вардо, Анзор и другие жители деревни. В мае деньги у него совсем кончились, и продукты ему покупали мы с Жанной. А еще — шины, камеры и запчасти на велосипед. Естественно, понимая, что он деньги не отдаст (у него их просто нет). Но нам хотелось его поддержать. И истории, которые он придумывает, сыграли роль. Вчера он попросил меня на дрон снять несколько участков в лесу и его дом. Я снял, мы мило побеседовали, и сегодня он должен был зайти к Жанне и забрать видео.
Нодар звонил мне вновь.
— Ты че бросаешь трубку? Я тебе сказал, возвращайся немедленно!
— По телефону ты мне не можешь объяснить?
— Ты че, тупишь?! Не понял, что тебе говорят. Тебе кто разрешил мед продавать? Это моя семья, ты без моего разрешения почему продаешь? Возвращайся, будем говорить.
Все начало вставать на места.
Вчера, поснимав для него видео, я рассказ, что мы помогаем продать мед и продали уже почти на 4000 лари (92 000 рублей). Думаю, вечером у него в голове зародился план войти в долю от продаж. И я бы с удовольствием взял его, поскольку сам закупил часть банок, 3транспортирую и трачу деньги на сопутствующие расходы. А продаю я по той цене, что сказала Вардо: 20 лари за килограмм. И все деньги отдаю ей. Было бы неплохо разделить мою долю с ним. Но вряд ли он потянет эти расходы.
— Нодар, я не буду возвращаться. Раз ты не можешь мне объяснить по телефону, чего хочешь, то звони Анзору и объясняй ему. Если Анзор скажет мне возвращаться, я вернусь.
— Ты че быкуешь?!
На этом я положил трубку и написал ему сообщение, что более с ним говорить не намерен. Если он хочет донести мне свою мысль, то пусть попробует это сделать текстом.
Но писать он не стал, а вместо этого вломился в дом Анзора и начал орать на Жанну, требуя, чтобы она немедленно убиралась из этого дома, чтобы мы прекратили все продажи, и что он со всеми нами разберется.
Жанна неробкого десятка, но спорить не стала. Убралась в доме, закрыла двери, взяла свой рюкзак, котенка, которого оставила Вардо, и уехала в Батуми. В Батуми занесла котенка домой к Вардо и заселилась в гостинцу.
Когда Анзор узнал, что Жанну Нодар выгнал из его дома, он не мог в это поверить. Анзор перезвонил мне пять раз с одним и тем же вопросом: «Как он мог выгнать Жанну из моего дома?!». Может, подумал, что забыл русский и не понимает, что же я ему говорю.
В это день крайний заказ был у меня в городе Поти. Но я не мог уехать в момент, когда страсти переходят на уровень мексиканских сериалов. В итоге Жанна захотела переночевать в отеле не желая весь вечер обсуждать с Анзором и Вардо поведения их родственника Нодара. А на следующий день мы уже вместе поехали в Поти. Чтобы кроме прочего отдохнуть в гостях у Анжелы.
Медовые шпионы
В мае Анжела, как и мы приехала к Нодару помогать развивать турбазу. И тоже сразу же поняла, что ее обманули. Но зато мы подружились — и вот уже второй раз в этом сезоне приехали к ней в гости.
Оказалось, что вчера Нодар звонил не только мне, Анзору и Вардо. Позвонил он и Анжеле. Целью звонка была рассказать, что мы якобы «барыжим медом.» Далее выяснилось, что он считает нас шпионами (непонятно только Моссада (Жанна еврейка) или Путина). И, конечно, мы, по его мнению, кинем Вардо и украдем тонну меда (обычное поведение для шпионов).
Чтобы более четко донести свою мысль, Нодар привел в пример Анжеле историю о том, что когда он был в России, ему предложили заняться развозом запрещенных веществ. Причем он согласился, выполнил несколько доставок, вошел в доверие, а когда ему дали 15 килограммов стаффа, он сбежал с ним. «Вот так и они продадут 200 килограммов, а потом кинут Вардо на все остальное», — подытожил свою мысль Нодар.
И можно было бы сказать, что (за исключением торговли веществами) Нодар мог бы преследовать добрые цели, выводя нас — шпионов — на чистую воду. Ну ведь действительно странно: какие-то малознакомые ему люди, всего-то семь месяцев общающиеся с ним, по рекомендации общего друга, зачем-то безвозмездно решили помочь его родственникам! А надо понимать, что в деревне Варджанисе и так все родственники — там на всю деревню одна фамилия Беридзе. А вдруг и правда кинут. Ну, хыорошо, это я понять мог.
Но наследующей день, вернувшись к Вардо и Анзору в Батуми, мы выяснили, что их родственничек прошелся по всем доступным ему домам (а есть дома, где его на порог не пускают) и рассказывал всем, что Анзор украл у него клиентов -— туристов. Будто Нодар пригласил людей, а Анзор их увёл и зарабатывает теперь на них.
За три года моих бесконечных путешествий поведение Нодара — это самый яркий пример худшего отношения к гостям. Даже люди, которые грабили меня в Африке, были более душевные, честные и гостеприимные, по сравнению с ним.
Учитывая, что все это происходило в стране, где гость в доме считается посланником бога, то можно сказать — случай это вопиющий. Прийти в чужой дом и выгнать из него девушку крича на нее! И все это с целью получить долю от продажи меда. Что-то похожее на девяностые годы в России с бандитизмом, ректор и крышеванием.
Но мы с Жанной пережили его бандитские наезды легко и с юмором, а вот Вардо и Анзор мне кажется на пару лет постарели.
Мы естественно все вместе вернулись в Варджаниси и до отъезда в Тбилиси провели в деревне ещё несколько отличных дней. Нодар к нам приходить не стал. Вардо и Анзор сами сходили к нему и вернулись сказав что этого человека для них больше не существует.
Ни мне ни Жанне он больше не звонил и не писал, а вот с Вардо и Анзором обещал разобраться когда мы уедем. Видимо под «разобраться» подразумевалось продолжение распространения слухов по деревни что у него украли клиентов (клиентами он нас считал).
Размышляя об этой истории я не мог не вспомнить Федора Михайловича Достоевского и персонажей его романов. Читая его книги, я бывало про себя думал: «Ну, Федор Михайлович, ну перегибаешь палку, не может быть в душе человека столько темноты».
Оказывается, может.
Загадочная русская душа
Достоевский великий русский писатель, он стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Но сама жизнь оказывается глубже и зачастую интересней, чем идеи классика.
При помощи широкой амплитуды выразительных средств Жизнь рисует нам сюжет: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Где резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат нас живущих в постоянном напряжении.
И в этой жизни нет на сто процентов негативных или позитивных персонажей. И Нодар, я уверен, не воплощение зла, а лишь ошибающийся человек — от бедности и слабости принимающий решения, о которых потом будет жалеть и, может быть, даже наказывать себя сильней, чем Раскольников.
Я рассказал вам эту историю, чтобы мы вместе смогли еще с одной стороны посмотреть на загадочную русскую душу (для меня все, кто думают на русском — русские) и вслед за Достоевским вывести обобщенную формулу этой «русской души» с ее стремлением «забвения всякой меры во всем» — одновременно и разрушительной, и созидательной.
В вершине своего творчества в романе «Братья Карамазовы» Достоевский изобразил обобщенную формулу загадочной русской души в ее двойственности, осознанном отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, в смеси эгоизма и самопожертвования, в вечном блуждание в плену ложных ценностей. Таким представляется писателю русский человек.
Характерная для персонажей книги социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.
Мне есть, за что благодарить Нодара. Благодаря нему я смог заглянуть в потемки собственной души. Ведь не можем мы увидеть в другом человеке ничего, кроме того, что есть в нас, а увидев и осознав себя, с этим уже можно работать.
Нодар также заставил меня задуматься и о том, что я могу повторить его ошибки. И закончив когда-нибудь свое путешествие — подобно ему — превратится в «сбитого летчика», который уже не летает, но продолжает жить лишь грезами о былом небе.
Мне хотелось бы помочь ему каким-то образом выйти на светлую сторону, которая в нем тоже велика. Пусть из моего рассказа это и не следует, но за семь месяцев, он не раз проявлял себя и хорошим, щедрым человеком.
Вспоминается старинная индейская притча.
Старый чероки учит своего внука:
— В каждом из нас идет борьба, — сказал он мальчику. — Это ужасный бой между двумя волками. Один – черный – олицетворяет гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, чувство вины, негодование, неполноценность, ложь, гордыню, превосходство и эго. Другой – белый – несет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину, сострадание и веру. Оба волка постоянно борются внутри каждого из нас.
— Какой же волк победит? — спросил внук
— Тот, которого ты кормишь! — ответил старый чероки.
Я рассказал эту историю, чтобы вы вместе со мной смогли увидеть дуализм этой жизни и, возможно, в своей душе отыскать этих двух волков. И попробовать их накормить и примирить. Благодарю вас за то, что дочитали. И жду новой встречи на страницах InStyle Man.
Сбитый летчик
Вторая часть этой истории будет отражением нашего дуалистического мира — а значит она будет прекрасна и уместна. Будет она драматична и, может, даже печальнее, чем у старины Шекспира. Здесь будут грузинские страсти, кровная месть — и на сцену выйдет черный лебедь.
Итак, собрав заказы на мед, упаковав его и загрузив на велосипед, я выехал из Варджаниси в Батуми. Звершающий заказ сегодня — в городке Поти, что в 155 километрах от меня. День обещает быть интересным. Так и случилось.
Только я доехал до Батуми, как получил звонок от Нодара. Про него я уже кое что рассказал, и именно он сегодня мой главный персонаж, мой черный лебедь. Поэтому еще немного добавлю к его портрету.
Нодар Беридзе: 50 лет, 115 килограммов, крупное телосложение. Бывший профессиональный борец. Пару лет назад Нодар на спор стал велопутешественником и проехал через Россию и Европу. Сегодня я бы охарактеризовал его как «сбитого летчика». Проект с путешествием закончен уже больше года назад, но своего места в родной Грузии за это время ему найти не удалось. Нет ни работы, ни хобби, ни любимого дела.
Семьи (жены, детей) в Грузии тоже нет. Но в деревне Варджаниси у него нашелся заброшенный семейный дом. Собственно, это и не дом — просто полуразрушенные четыре стены и дырявая крыша. Заделав кое-как дыры в крыше, Нодар его занял и обзавелся идей сделать из этого места туристическую базу.
Он был уверен, что в мире путешествий личность он известная и легко сможет привлечь на эти 10 соток сотни туристов. Осталось только, чтобы правительство выделило ему три миллиона долларов (в такую сумму он оценил свою идею). Но дальше фантазии дело за год не продвинулось, даже на уровне наведения порядка на участке. Вроде, были поданы документы на получения гранта, но, сколько я ни спрашивал, эти никаких бумаг увидеть не смог.
Тревожный звонок
С Нодаром меня познакомил наш коллега велопутешественник, узнав что я еду в Грузию. В марте Мы списались, и Нодар пригласил меня в Варджаниси, чтобы познакомить со своим проектом. И вот я приехал и увидел, то что описал выше. Правда, благодаря Нодару, в мае мы с Жанной познакомились с Вардо и Анзором, которые очень быстро стали нам близкими людьми.
И вот тот самый звонок.
— Это Нодар. Ты где?
— Я в Батуми, поехал мед отвозить.
— Возвращайся немедленно.
— Что случилось?
— Не могу говорить по телефону. Все бросай и возвращайся.
— Не понял. Что-то с Жанной?
— Нет. С ней все нормально. Возвращайся прямо сейчас.
Я положил трубку и собрался звонить Жанне, но увидел от нее пропущенное сообщение. «Пришел Нодар, сказал что бы мы прекратили помогать с медом, немедленно собрали вещи и уехали. Я ему сказала, чтобы звонил тебе и сам это сказал. Он сначала отказался, а сейчас ушел и наверное позвонит».
Сообщение пришло час назад.
Я задумался, что могло на него найти. Он приехал в деревню позавчера. Пришел к Вардо поесть. За ужином рассказал что ездил в Тбилиси и договаривался с политическими партиями о велотуре в поддержку кандидатов (в Грузии в октябре выборы). Я спросил, каких кандидатов он собирается поддерживать, и выяснилось, что любых, готовых заплатить.
Он ожидает от них 12 000$. За то, что он прокатится по Грузии на велосипеде. Услышав план, я понял, что это новые фантазии на тему «что бы ни выдумать — лишь бы не работать».
Пока он рассказывает истории о своих затеях, его кормят Вардо, Анзор и другие жители деревни. В мае деньги у него совсем кончились, и продукты ему покупали мы с Жанной. А еще — шины, камеры и запчасти на велосипед. Естественно, понимая, что он деньги не отдаст (у него их просто нет). Но нам хотелось его поддержать. И истории, которые он придумывает, сыграли роль. Вчера он попросил меня на дрон снять несколько участков в лесу и его дом. Я снял, мы мило побеседовали, и сегодня он должен был зайти к Жанне и забрать видео.
Нодар звонил мне вновь.
— Ты че бросаешь трубку? Я тебе сказал, возвращайся немедленно!
— По телефону ты мне не можешь объяснить?
— Ты че, тупишь?! Не понял, что тебе говорят. Тебе кто разрешил мед продавать? Это моя семья, ты без моего разрешения почему продаешь? Возвращайся, будем говорить.
Все начало вставать на места.
Вчера, поснимав для него видео, я рассказ, что мы помогаем продать мед и продали уже почти на 4000 лари (92 000 рублей). Думаю, вечером у него в голове зародился план войти в долю от продаж. И я бы с удовольствием взял его, поскольку сам закупил часть банок, 3транспортирую и трачу деньги на сопутствующие расходы. А продаю я по той цене, что сказала Вардо: 20 лари за килограмм. И все деньги отдаю ей. Было бы неплохо разделить мою долю с ним. Но вряд ли он потянет эти расходы.
— Нодар, я не буду возвращаться. Раз ты не можешь мне объяснить по телефону, чего хочешь, то звони Анзору и объясняй ему. Если Анзор скажет мне возвращаться, я вернусь.
— Ты че быкуешь?!
На этом я положил трубку и написал ему сообщение, что более с ним говорить не намерен. Если он хочет донести мне свою мысль, то пусть попробует это сделать текстом.
Но писать он не стал, а вместо этого вломился в дом Анзора и начал орать на Жанну, требуя, чтобы она немедленно убиралась из этого дома, чтобы мы прекратили все продажи, и что он со всеми нами разберется.
Жанна неробкого десятка, но спорить не стала. Убралась в доме, закрыла двери, взяла свой рюкзак, котенка, которого оставила Вардо, и уехала в Батуми. В Батуми занесла котенка домой к Вардо и заселилась в гостинцу.
Когда Анзор узнал, что Жанну Нодар выгнал из его дома, он не мог в это поверить. Анзор перезвонил мне пять раз с одним и тем же вопросом: «Как он мог выгнать Жанну из моего дома?!». Может, подумал, что забыл русский и не понимает, что же я ему говорю.
В это день крайний заказ был у меня в городе Поти. Но я не мог уехать в момент, когда страсти переходят на уровень мексиканских сериалов. В итоге Жанна захотела переночевать в отеле не желая весь вечер обсуждать с Анзором и Вардо поведения их родственника Нодара. А на следующий день мы уже вместе поехали в Поти. Чтобы кроме прочего отдохнуть в гостях у Анжелы.
Медовые шпионы
В мае Анжела, как и мы приехала к Нодару помогать развивать турбазу. И тоже сразу же поняла, что ее обманули. Но зато мы подружились — и вот уже второй раз в этом сезоне приехали к ней в гости.
Оказалось, что вчера Нодар звонил не только мне, Анзору и Вардо. Позвонил он и Анжеле. Целью звонка была рассказать, что мы якобы «барыжим медом.» Далее выяснилось, что он считает нас шпионами (непонятно только Моссада (Жанна еврейка) или Путина). И, конечно, мы, по его мнению, кинем Вардо и украдем тонну меда (обычное поведение для шпионов).
Чтобы более четко донести свою мысль, Нодар привел в пример Анжеле историю о том, что когда он был в России, ему предложили заняться развозом запрещенных веществ. Причем он согласился, выполнил несколько доставок, вошел в доверие, а когда ему дали 15 килограммов стаффа, он сбежал с ним. «Вот так и они продадут 200 килограммов, а потом кинут Вардо на все остальное», — подытожил свою мысль Нодар.
И можно было бы сказать, что (за исключением торговли веществами) Нодар мог бы преследовать добрые цели, выводя нас — шпионов — на чистую воду. Ну ведь действительно странно: какие-то малознакомые ему люди, всего-то семь месяцев общающиеся с ним, по рекомендации общего друга, зачем-то безвозмездно решили помочь его родственникам! А надо понимать, что в деревне Варджанисе и так все родственники — там на всю деревню одна фамилия Беридзе. А вдруг и правда кинут. Ну, хыорошо, это я понять мог.
Но наследующей день, вернувшись к Вардо и Анзору в Батуми, мы выяснили, что их родственничек прошелся по всем доступным ему домам (а есть дома, где его на порог не пускают) и рассказывал всем, что Анзор украл у него клиентов -— туристов. Будто Нодар пригласил людей, а Анзор их увёл и зарабатывает теперь на них.
За три года моих бесконечных путешествий поведение Нодара — это самый яркий пример худшего отношения к гостям. Даже люди, которые грабили меня в Африке, были более душевные, честные и гостеприимные, по сравнению с ним.
Учитывая, что все это происходило в стране, где гость в доме считается посланником бога, то можно сказать — случай это вопиющий. Прийти в чужой дом и выгнать из него девушку крича на нее! И все это с целью получить долю от продажи меда. Что-то похожее на девяностые годы в России с бандитизмом, ректор и крышеванием.
Но мы с Жанной пережили его бандитские наезды легко и с юмором, а вот Вардо и Анзор мне кажется на пару лет постарели.
Мы естественно все вместе вернулись в Варджаниси и до отъезда в Тбилиси провели в деревне ещё несколько отличных дней. Нодар к нам приходить не стал. Вардо и Анзор сами сходили к нему и вернулись сказав что этого человека для них больше не существует.
Ни мне ни Жанне он больше не звонил и не писал, а вот с Вардо и Анзором обещал разобраться когда мы уедем. Видимо под «разобраться» подразумевалось продолжение распространения слухов по деревни что у него украли клиентов (клиентами он нас считал).
Размышляя об этой истории я не мог не вспомнить Федора Михайловича Достоевского и персонажей его романов. Читая его книги, я бывало про себя думал: «Ну, Федор Михайлович, ну перегибаешь палку, не может быть в душе человека столько темноты».
Оказывается, может.
Загадочная русская душа
Достоевский великий русский писатель, он стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Но сама жизнь оказывается глубже и зачастую интересней, чем идеи классика.
При помощи широкой амплитуды выразительных средств Жизнь рисует нам сюжет: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Где резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат нас живущих в постоянном напряжении.
И в этой жизни нет на сто процентов негативных или позитивных персонажей. И Нодар, я уверен, не воплощение зла, а лишь ошибающийся человек — от бедности и слабости принимающий решения, о которых потом будет жалеть и, может быть, даже наказывать себя сильней, чем Раскольников.
Я рассказал вам эту историю, чтобы мы вместе смогли еще с одной стороны посмотреть на загадочную русскую душу (для меня все, кто думают на русском — русские) и вслед за Достоевским вывести обобщенную формулу этой «русской души» с ее стремлением «забвения всякой меры во всем» — одновременно и разрушительной, и созидательной.
В вершине своего творчества в романе «Братья Карамазовы» Достоевский изобразил обобщенную формулу загадочной русской души в ее двойственности, осознанном отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, в смеси эгоизма и самопожертвования, в вечном блуждание в плену ложных ценностей. Таким представляется писателю русский человек.
Характерная для персонажей книги социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.
Мне есть, за что благодарить Нодара. Благодаря нему я смог заглянуть в потемки собственной души. Ведь не можем мы увидеть в другом человеке ничего, кроме того, что есть в нас, а увидев и осознав себя, с этим уже можно работать.
Нодар также заставил меня задуматься и о том, что я могу повторить его ошибки. И закончив когда-нибудь свое путешествие — подобно ему — превратится в «сбитого летчика», который уже не летает, но продолжает жить лишь грезами о былом небе.
Мне хотелось бы помочь ему каким-то образом выйти на светлую сторону, которая в нем тоже велика. Пусть из моего рассказа это и не следует, но за семь месяцев, он не раз проявлял себя и хорошим, щедрым человеком.
Вспоминается старинная индейская притча.
Старый чероки учит своего внука:
— В каждом из нас идет борьба, — сказал он мальчику. — Это ужасный бой между двумя волками. Один – черный – олицетворяет гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, чувство вины, негодование, неполноценность, ложь, гордыню, превосходство и эго. Другой – белый – несет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину, сострадание и веру. Оба волка постоянно борются внутри каждого из нас.
— Какой же волк победит? — спросил внук
— Тот, которого ты кормишь! — ответил старый чероки.
Я рассказал эту историю, чтобы вы вместе со мной смогли увидеть дуализм этой жизни и, возможно, в своей душе отыскать этих двух волков. И попробовать их накормить и примирить. Благодарю вас за то, что дочитали. И жду новой встречи на страницах InStyle Man.
Источник фотографий: Личный архив
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess